Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:22, дипломная работа
Целью данной работы является: рассмотреть социальную политику в Российской Федерации и в Оренбургской области.
Задачи дипломной работы: раскрыть сущность понятия «социальная политика»; отразить основные цели, функции и задачи социальной политики; определить субъекты социальной политики; рассмотреть модели социальной политики и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики; предложить пути оптимизации управления социальной защиты населения Администрации г. Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики.
Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретический анализ основных аспектов политики в области социальной защиты населения………………………………………………….
1.1 Понятие и функции системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………………………….......
1.2 Сущность и основные направления социальной политики…………
1.2.1 Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии………………
2 Социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга…………………………………………………………………………….
2.1 Общая характеристика Южного округа города Оренбурга…………
2.2 Политика в области социальной защиты населения на примере администрации «Южный округ» города Оренбурга………………………..
2.2.1 Анализ деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в период 2009-2010 г.г………………………………………………………………………
3 Пути оптимизации управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики………………………………….
3.1 Оптимизация использования социальных технологий в системе управления социальной защиты населения………………………………
3.2 Оптимизация организации деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в контексте инновационных управленческих решений………………….
3.3 ……………………………..……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников ………
2.2 Политика в области социальной защиты населения на примере Администрации Южного округа города Оренбурга
Администрация Южного округа города Оренбурга решает задачи социально-экономического развития территории в части создания необходимых условий для более комфортного проживания горожан (Развитие системы социальной защиты населения до 2009 г. Представлено в таблице 6).
Таблица 6 – Развитие системы социальной защиты населения до 2009г.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ | |
1 | 2 |
до 1993 г | 1) социальное обеспечение пенсионеров и неработающих граждан; 2) стационарное социальное обслуживание престарелых и инвалидов (на базе государственных учреждений - домов-интернатов). |
1993 - 1995 г.г. | 1) социальное обеспечение пенсионеров и инвалидов, лиц, пострадавших от радиационных воздействий, малообеспеченных семей с детьми; 2) стационарное обслуживание престарелых и инвалидов с открытием муниципальных учреждений (домов Милосердия); 3) полустационарное обслуживание детей (создание центров помощи семье и детям, социально- 4) принятие мер экстренной помощи в связи с либерализацией цен и потерей основ социальной устойчивости большинства ветеранов, многодетных семей, инвалидов и других категорий граждан; 5) создание основ нестационарного обслуживания в муниципальных образованиях (формирование центров социального обслуживания с набором отделений социально-бытовой, срочной и специализированной помощи на дому). |
1995 - 2000г.г. | 1) социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, лиц, пострадавших от радиационных воздействий, малообеспеченных семей с детьми, государственных служащих и заслуженных граждан (Герои СССР и Социалистического Труда); 2) активное формирование (в муниципальных образованиях) базы стационарного, полустационарного и нестационарного обслуживания: А) пожилых людей (отделения дневного пребывания); Б) инвалидов (отделения социальной реабилитации); В) детей (приюты для детей и подростков); Г) семей социального риска (отделы по проблемам семьи); 3) социально-защитная деятельность с акцентом на пожилых людей, инвалидов, многодетные и неполные семьи; 4) построение приоритетов, элементов прогнозирования и планирования мер социальной защиты населения; 5) начало реализации льготного законодательства (без функций финансового обеспечения), преобразование ВТЭК в систему МСЭ. |
2000-2002г.г. | 1) социальное обеспечение (пенсионеров, неработающих граждан, малообеспеченных семей с детьми, государственных служащих и заслуженных граждан (Герои СССР и Социалистического Труда), инвалидов боевых действий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление субсидий малообеспеченным семьям, социальных стипендий студентам, социальных гарантий муниципальным служащим и заслуженным гражданам области; 2) расширение сферы социального обслуживания (стационарного и нестационарного) с обеспечением комплексности, доступности и адресности предоставляемых услуг по месту проживания граждан; 3) преобладание социально защитной деятельности на основе прогнозирования социальных программ и принципов адресности по достоверно установленной потребности семей в государственной поддержке.
|
2003-2004 г.г | 1) социальное обеспечение (пенсионеров, неработающих граждан, малообеспеченных семей с детьми, государственных служащих и заслуженных граждан (Герои СССР и Социалистического Труда), инвалидов боевых действий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление субсидий малообеспеченным семьям, социальных стипендий студентам, социальных гарантий муниципальным служащим и заслуженным гражданам области; 2) смещение акцентов с экстренной помощи на планомерное решение общесоциальных проблем и повышение эффективности адресной государственной поддержки граждан с целью создания условий для реализации их собственных возможностей; 3) разработка новых моделей адресной государственной и региональной поддержки наиболее уязвимых семей. |
2005 г. | 1) социальное обеспечение (пенсионеров, неработающих граждан, малообеспеченных семей с детьми, государственных служащих и заслуженных граждан (Герои СССР и Социалистического Труда), инвалидов боевых действий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление субсидий малообеспеченным семьям, социальных стипендий студентам, социальных гарантий муниципальным служащим и заслуженным гражданам области; 2) планомерное решение общесоциальных проблем и повышение эффективности адресной государственной поддержки граждан с учётом их собственных возможностей; 3) формирование новых концептуальных положений через реформирование нормативно-правовой базы, структуры и полномочий системы для обеспечения максимально возможного уровня социальной поддержки нуждающегося в помощи населения области, с учётом экономической эффективности и общественной целесообразности; 4) введение дополнительной материальной поддержки для инвалидов, участников ВОВ и боевых действий, доноров; 5) начало «монетизации» льгот инвалидов, участников ВОВ и боевых действий, ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий.
|
2006 г. | 1) разделение полномочий по осуществлению социальной поддержки и социального обслуживания населения между министерством социального развития Оренбургской области и органами местного самоуправления муниципальных образований с нормативным (подушевым) финансированием делегированных (закреплённых) государственных полномочий в форме субвенций из областного бюджета. На областном уровне: А) нормативно-правовое и методическое сопровождение деятельности системы социальной защиты населения; Б) социальная поддержка отдельных категорий граждан в соответствии с законами Российской Федерации и Оренбургской области. На муниципальном уровне: А) исполнение отдельных государственных полномочий по осуществлению социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов; граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, многодетных семей и малоимущих граждан, ветеранов труда; тружеников тыла в период ВОВ; жертв политических репрессий, а также – социального обслуживания населения. Б) начало реализации национальных приоритетных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», «Развитие АПК»; В) формирование системы межведомственного взаимодействия по проблемам оздоровления детей, жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также – материальной поддержки многодетных, опекунских, неполных и других семей с детьми. |
2007-2008 г.г. | Участие в создании условий для демографического развития области (с учетом проводимого в 2008 году в Российской Федерации Года семьи) - стабилизация численности населения и формирование предпосылок к её росту на основе оптимизации системы и повышения результативности социальной поддержки населения (неработающих пенсионеров, малообеспеченных семей с детьми и одиноких жителей области, государственных служащих и заслуженных граждан, инвалидов боевых действий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), доступности и качества услуг, как фактора роста социального благополучия жителей области. |
За отчётный период 2008-2010гг. работа всеми службами и отделами администрации Южного округа проводилась под руководством главы округa Ю.Н. Акимова и строилась в соответствии с планом работы и регламентом округа.
На территории округа сформированы 3 областных избирательным округа, в которых избраны 3 депутата Законодательного Собрания Оренбургской области:
- Колесников Борис Леонидович - округ № 12;
- Чолоян Салим Бахшоевич - округ № 13;
- Трубников Александр Сергеевич - округ № 14.
Список депутатов Оренбургского городского Совета, избранных по одномандатным избирательным округам, созыва 2010 г. по Южному округу представлен в таблице 7.
Таблица 7 - Список депутатов Оренбургского городского Совета
№ округа | Депутат |
1 | 2 |
11 | Шепель Игорь Викторович |
12 | Молчанов Сергей Александрович |
13 | Нономаренко Сергей Васильевич |
14 | Димов Олег Дмитриевич |
15 | Куликова Нина Владимировна |
16 | Строганов Сергей Викторович |
17 | Березнева Ольга Петровна |
18 | Шабанов Вадим Петрович |
19 | Кузьмин Алексей Геннадьевич |
Депутатский корпус работает в постоянном и тесном взаимодействии с администрацией округа, решая социально-значимые вопросы жизнедеятельности округа, выполняя наказы избирателей.
Одним из направлений деятельности Администрации является работа по увеличению платежей в городской бюджет и снижению задолженности предприятиями-недоимщиками
На протяжении многих лет существует недоимка предприятий, организаций, а также физических лиц по имущественным налогам. Так, например, по состоянию на 01.01.2009г недоимка в городской бюджет составила 137 млн. руб., по состоянию на 01.12.2009 г. недоимка составила 148 млн. руб., по состоянию на 01.01.2011-100 млн. руб.
Для пополнения бюджета города используются различные формы работы - проводятся комиссии, рейды, проверки. В 2008 году проведено 48 комиссий, 31 проверка, 66 рейдов, в 2009 - 48 комиссий, 26 проверок, 29 рейдов, в 2010 - 51 комиссия.
Традиционно работает межведомственная комиссия по вопросу погашения задолженности в бюджет города и по легализации заработной платы. Всего по результатам работы по мобилизации платежей в 2008 году в городской бюджет перечислено платежей в сумме 11,7 млн. руб., в 2009 - в сумме 12 млн. руб.
В 2009 году по целевому и экономному расходованию бюджетных средств проведено 108 проверок, в результате которых выявлено незаконных расходов в сумме 15,4 тыс. руб., вся сумма взыскана, в 2010 проведено 109 проверок, выявлено незаконных расходов в сумме 24,7 тыс. руб.
На текущий 2011 год стоят следующие задачи:
- активизировать работу по обеспечению поступления налогов в городской бюджет;
- обеспечить первоочередное финансирование расходов на оплату труда и оплату коммунальных услуг;
- обеспечить результативность, адресность и целевой характер при использовании бюджетных средств;
- усилить контроль за целевым и эффективным расходованием финансовых средств.
В округе постоянно проводится работа по улучшению качества обслуживания потребителей, но если возникают вопросы, жители обращаются в отдел защиты прав потребителей. Основной задачей отдела является рассмотрение обращений потребителей и консультирование их но вопросам защиты прав по конкретным ситуациям. Отдел работает с потребителями, приобретающими или использующими товары (работы. услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Динамика обращений граждан в период 2008-2010г.г. представлена на рисунке 5.
В 2008 году оказана помощь в подготовке 565 претензий от имени потребителей, в 2009 году - в подготовке 380 претензий, в 2010 году - в подготовке 260 претензий.
В 2008 году возмещен материальный ущерб с помощью отдела защиты прав потребителей на сумму 2 млн. 600 тыс. руб., составлено 111 исковых заявлений в суд. в 2009 году - на сумму 2 млн. 299 тыс. рублей, составлено 82 исковых заявлений в суд, в 2010 году - на сумму 1 млн. 77 тыс. руб.. составлено 45 исковых заявлений в суд.
В 2008 году проанализировано 139 договоров, заключаемых исполнителями и потребителями с целью приведения их условий в соответствие с действующим законодательством, выявлено более 150 нарушений, которые были немедленно устранены, в 2009 году проанализировано 92 договора, выявлено более 170 нарушений, в 2010 году -80 нарушений, выявлено 180 нарушений.
Рисунок 5 - Динамика обращений граждан
Отделом проводятся выезды по обращениям граждан, в результате которых выявляются нарушения законодательства о защите прав потребителей. В таблице 8 представлено количество проведенных выездов и выявленных нарушений в период-2008-2010г.г.
Таблица 8 - Количество проведённых выездов и выявленных нарушений
Год | Выезды | Нарушения |
1 | 2 | 3 |
2008 | 93 | более 2000 |
2009 | 67 | более 1500 |
2010 | 51 | 700 |
Работники отдела систематически принимают участие в радио и телепрограммах, отвечают на звонки журналистов. Так, например, в 2008 голу работники отдела 5 раз участвовали в заседаниях суда в качестве специалистов отдела по защите прав потребителей, в 2009 - дважды.
Для улучшения качества обслуживания проводятся профессиональные конкурсы.
Основными задачами в развитии деятельности потребительскою рынка в 2011 году являются:
- повышение качества предоставляемых услуг населению;
- реализация программы сотрудничества торговых предприятий и местных товаропроизводителей;
- определение мест мелкорозничной торговой сети с учетом товаров повседневного спроса.
В Южном округе продолжается работа по дальнейшему реформированию и эффективному функционированию жилищно-коммунального хозяйства. Работа отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии по Ленинскому и Центральному районам проводится под руководством главы округа Ю.Н.Акимова на основании действующего федерального и регионального законодательства, а также постановлений главы города, распоряжений главы округа и других нормативно-правовых актов местного самоуправления.
Работа проводится по двум направлениям:
- управление жилищно-коммунальным хозяйством районов округа;
- осуществление контроля за санитарным состоянием территории округа.
Очень актуальна программа строительства жилья «Сельский дом». Благодаря чему, только в 2008 году Управлением землепользования и пос. Бердянка заключены 62 «договора аренды земельных участков но индивидуальное жилищное строительство.
Задачами на текущий 2011 год являются:
- дальнейшее развитие населённых пунктов, повышение благосостояния населения путём поддержки личных подсобных хозяйств;
- сохранение упрощенного доступа сельских товаропроизводителей к реализации своей продукции на городских субботних ярмарках;
- продолжение работ по оформлению паевой земли в собственность, межевание муниципальных земель и постановка их на кадастровый учет.
Это поможет селянам развивать свои подсобные хозяйства, найти применение своим силам и возможность зарабатывать на своей земле.
Одной из важнейших задач округа является рост гражданскою самосознания. Комитеты территориального общественною самоуправления занимают одну из первых позиций в развитии самосознания у населения «Начни с себя, со своей семьи, со своего дома» - это девиз общественного и работы актива комитетов.