Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:22, дипломная работа
Целью данной работы является: рассмотреть социальную политику в Российской Федерации и в Оренбургской области.
Задачи дипломной работы: раскрыть сущность понятия «социальная политика»; отразить основные цели, функции и задачи социальной политики; определить субъекты социальной политики; рассмотреть модели социальной политики и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики; предложить пути оптимизации управления социальной защиты населения Администрации г. Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики.
Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретический анализ основных аспектов политики в области социальной защиты населения………………………………………………….
1.1 Понятие и функции системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………………………….......
1.2 Сущность и основные направления социальной политики…………
1.2.1 Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии………………
2 Социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга…………………………………………………………………………….
2.1 Общая характеристика Южного округа города Оренбурга…………
2.2 Политика в области социальной защиты населения на примере администрации «Южный округ» города Оренбурга………………………..
2.2.1 Анализ деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в период 2009-2010 г.г………………………………………………………………………
3 Пути оптимизации управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики………………………………….
3.1 Оптимизация использования социальных технологий в системе управления социальной защиты населения………………………………
3.2 Оптимизация организации деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в контексте инновационных управленческих решений………………….
3.3 ……………………………..……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников ………
С января 2009 года в Комплексном центре социального обслуживания населения Промышленного района открыто социально-реабилитационное отделение граждан пожилого возраста и инвалидов, в котором 253 гражданам предоставлены 8,1 тыс. социальных услуг.
В целом за 2009 год всеми учреждениями социального обслуживания услуг различного характера оказано 103,2 тыс. гражданам.
За счет различных источников финансирования нуждающимся гражданам - семьям и одиноким гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, была оказана материальная помощь на сумму 26,7 млн. руб. (102,5% к 2008 году), охвачено 58,1 тыс. чел. (91,1% к 2008 году). Снижение показателей связано с тем, что в 2008 году осуществлялась выдача дисконтных (социальных) карт и др.
В рамках развития социального партнерства между управлением социальной защиты и организациями всех форм собственности в отчетном периоде заключено 32 договора о социальном партнерстве. По 25 договорам привлечено 1,2 млн. руб. дополнительных средств или 82,5% к 2008 году, т.к. в условиях экономического кризиса ОРО «Братство» ОООИВА не заключен договор о социальном партнерстве на предоставление реабилитационных услуг инвалидам, расторгнуты договоры участниками акции «Они сражались за Родину» ООО «Оренбурггазпромтранс», ЗАО «Новые Технологии», ЧП Волженцев А.А.
В преддверии 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне супермаркетом «ТЭЦ» и ООО «ПРОСПЕРИТИ» изготовлено и передано ветеранам ВОВ 4000 потребительских карт для приобретения непродовольственных товаров со скидкой от 5% до 30%.
Продолжается работа по следующим значимым направлениям социальной защиты населения, представленным на рисунке 6:
Рисунок 6 – Основные направления социальной защиты населения
В 2009 году средний размер пенсии по г.Оренбургу составил 5989,75 руб., что составляет 137,4% к уровню 2008 года.
Одним из главных направлений деятельности администрации города является решение проблем детей и подростков, среди которых серьезное место занимают безнадзорность и преступность.
В городе образована система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Функции координаторов возложены на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города и округов. Все органы и учреждения системы профилактики участвуют в проведении профилактических мероприятий по вопросу защиты детей от жестокого обращения, предупреждения суицидальных попыток, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Проводится работа по повышению гражданской активности населения. В средствах массовой информации регулярно освещаются вопросы ответственности за неисполнение родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и о возможности граждан оказать помощь нуждающимся детям.
За 2009 год комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проведено 126 (2008 год – 111) заседаний, в том числе выездных – 14 (2008 год – 9) на базе отдела по делам несовершеннолетних ОВД по Дзержинскому району, опорного пункта охраны правопорядка №7, п.Каргала, с.Краснохолм, ПУ № 41 и др.
В течение года комиссии принимали участие в заседаниях ювенального суда по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; взаимодействовали с судебными приставами по своевременному взысканию штрафов, налагаемых в административном порядке.
Комиссиями было наложено 1353 штрафа на сумму 524 600 рублей.
В целях предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания дисциплинированных участников дорожного движения, ежегодно во всех общеобразовательных учреждениях города проводится межведомственная Всероссийская профилактическая акция «Внимание – дети!». Проводимые профилактические мероприятия дали определенные положительные результаты.
За 2009г. произошло снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей со 142 до 127, снизилось число пострадавших в авариях детей с 149 до 144 и погибших детей с 3 до 2.
В отчетном периоде продолжили работу межведомственные бригады по выявлению детей, нуждающихся в помощи со стороны государства.
Одним из ведущих направлений деятельности комиссии является осуществление контроля за соблюдением законных прав и интересов несовершеннолетних, гарантированных Конституцией РФ. За отчетный период было проведено 102 проверки в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, торговых предприятий, реализующих спиртные напитки; кафе; ТСЖ. Совместно с прокуратурой города была изучена деятельность образовательных учреждений (выборочно), Центра временного содержания несовершеннолетних при УВД Оренбургской области и др.
Совместно с правоохранительными органами и другими заинтересованными службами проводятся мероприятия, направленные на профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних, в том числе организацию их занятости.
Для подростков, состоящих на учете в правоохранительных органах, были организованы 2 профильные оздоровительные смены на базе детского оздоровительного лагеря «Восток-2». Для приобщения большего числа детей и подростков к спорту, в том числе и по месту жительства, в городе функционирует более 500 спортивных сооружений.
Благодаря взаимодействию всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории г.Оренбурга, ситуация с подростковой преступностью несколько улучшилась. Количество подростков, совершивших преступления в 2009 году, снизилось с 323 до 273 (15,5%). Вместе с тем, данный показатель остается все еще достаточно высоким.
Одной из причин совершения правонарушений подростками является уклонение родителей от своих обязанностей. В 2009 году – 16 родителей привлечено к уголовной ответственности, 862 – к административной ответственности и 53 – лишены родительских прав.
На детскую безнадзорность и преступность также влияет несовершенство российского законодательства. Комиссией по делам несовершеннолетних подготовлены и направлены в Законодательное Собрание Оренбургской области и Государственную Думу РФ предложения о подготовке законодательной инициативы по внесению изменений и дополнений в существующее федеральное и региональное законодательство в отношении несовершеннолетних.
В 2010 году социальной службой города Оренбурга продолжена работа по предоставлению различных выплат и компенсаций; социальному обслуживанию населения; возмещению расходов поставщикам услуг за предоставленные меры социальной поддержки льготным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством. Назначение и выплата социальных выплат, пособий и компенсаций осуществляется своевременно и в полном объеме.
Для обеспечения социальных выплат и компенсаций использованы:
- субвенции областного бюджета 311,0 млн.руб. или 105,8%, количество получателей составило 84504 чел.;
- средства Фонда социального страхования 178,3 млн.руб., 7380 чел. или 116,7%;
- средства бюджета города 97,2 млн.руб., 31131 чел. или 115,7%.
В связи с внедрением электронной системы платежей за проезд на городском транспорте общего пользования, органами социальной защиты населения на постоянной основе ведется работа по приему граждан для выдачи «Социальной транспортной карты» (СТК). За 2010 год принято 3493 заявления, изготовлено 3477 карт, выдано 4001 карт. Всего за период с марта 2009 по декабрь 2010 принято 12044 заявлений, изготовлено 12023 карт, выдано 11380 карт.
Заключено 15 договоров с оператором системы ООО «РусьТрансЮг» - по организации выдачи и возмещению расходов на изготовление СТК; транспортными организациями - по возмещению расходов при предоставлении проезда федеральным и региональным льготникам по СТК. Всего за 2010 год возмещено расходов на 19,7 млн.руб.
Принято решение о назначении различных социальных выплат 9278 горожанам на сумму 125,5 млн.руб. (выплата осуществляется Министерством социального развития Оренбургской области, Федеральным казначейством по Оренбургской области и Федеральным медико-биологическим агентством (г. Москва) непосредственно получателям).
Была продолжена работа с поставщиками услуг в части возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по льготному зубопротезированию, протезированию и лекарственному обеспечению региональным льготникам. Сумма возмещения расходов составила 20,9 млн. руб. или 96,5% к 2009 году, количество получателей - 5852 чел.
Льготникам федерального и регионального регистров меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг в натуральном выражении заменены выплатой ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), которая назначена 101764 льготникам. Для обеспечения выплаты ЕДК использованы субвенции областного бюджета в размере 319,3 млн.руб., федерального бюджета - 691,4 млн.руб.
Учреждениями социального обслуживания населения предоставляется широкий спектр социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических и иных услуг) гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При этом социальные услуги оказываются на дому, в стационарных и полустационарных условиях и непосредственно в учреждениях.
Продолжена работа в рамках программы по предоставлению дополнительных социальных услуг «Профилакторий на дому» отделениями специализированного социально-медицинского обслуживания Комплексных центров социального обслуживания населения г.Оренбурга (КЦСОН).
В юбилейном 2010 году услуги «Профилактория» предоставлены всем ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам участников войны, состоящим на обслуживании в специализированных отделениях. За отчетный период 198 ветеранов ВОВ бесплатно получили 13960 дополнительных социальных услуг сверх договора о социальном обслуживании на дому на сумму 29,35 тыс.руб.
Во всех КЦСОН организована работа по предоставлению дополнительных социальных услуг по уходу на дому в дневное время за тяжелобольными гражданами пожилого возраста и инвалидами (услуги сиделки). 32 гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставлены 20292 социальные услуги на сумму 118,37 тыс.руб.
В КЦСОН Промышленного района с января 2009 года действует социально-реабилитационное отделение граждан пожилого возраста и инвалидов, в котором 1487 гражданам предоставлено бесплатно 13546 социальных услуг.
В целом по городу в 2010 году всеми подведомственными организациями услуг различного характера оказано 113008 гражданам.
За счёт различных источников финансирования нуждающимся гражданам - семьям и одиноким гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, была оказана материальная помощь на сумму 36,6 млн. руб. (137%), охвачено 59092 чел. (102%). Рост показателей связан с вручением единовременных денежных выплат ветеранам ВОВ в рамках празднования 65-й годовщины Победы.
В рамках развития социального партнерства с организациями всех форм собственности, включая общественные формирования, заключен 31 договор о социальном партнерстве, по 27 договорам из них привлечено 1,1 млн.руб. дополнительных средств.
Ведется работа по следующим значимым направлениям социальной защиты населения:
- социальная защита ветеранов ВОВ и боевых действий, членов семей погибших (умерших) участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
- реабилитация инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов;
- социальная поддержка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, многодетных семей и других категорий граждан.
3 Пути оптимизации управления социальной защиты населения Администрации города Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики.
3.1 Оптимизация использования социальных технологий в системе управления социальной защиты населения.
Государственное управление, среди всех видов управления занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.
Государственное воздействие, регулирование – это, прежде всего воздействие властное, политическое, которое имеет в основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Государство, будучи сложным и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает управлению общественными делами свойство системности, которое приобрело принципиальное значение. Только при наличии государства в обществе возможно достижение необходимой согласованности, координации, субординации, целеустремленности, следовательно, рациональности и эффективности управления [8].
Государство реализует свое политическое воздействие посредством законодательства, устанавливая общие, типовые правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни, и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяя сферу их применения.