Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:22, дипломная работа
Целью данной работы является: рассмотреть социальную политику в Российской Федерации и в Оренбургской области.
Задачи дипломной работы: раскрыть сущность понятия «социальная политика»; отразить основные цели, функции и задачи социальной политики; определить субъекты социальной политики; рассмотреть модели социальной политики и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики; предложить пути оптимизации управления социальной защиты населения Администрации г. Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики.
Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретический анализ основных аспектов политики в области социальной защиты населения………………………………………………….
1.1 Понятие и функции системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………………………….......
1.2 Сущность и основные направления социальной политики…………
1.2.1 Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии………………
2 Социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга…………………………………………………………………………….
2.1 Общая характеристика Южного округа города Оренбурга…………
2.2 Политика в области социальной защиты населения на примере администрации «Южный округ» города Оренбурга………………………..
2.2.1 Анализ деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в период 2009-2010 г.г………………………………………………………………………
3 Пути оптимизации управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики………………………………….
3.1 Оптимизация использования социальных технологий в системе управления социальной защиты населения………………………………
3.2 Оптимизация организации деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в контексте инновационных управленческих решений………………….
3.3 ……………………………..……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников ………
В 1995 г. на фоне продолжающегося падения производства доля расходов государственного бюджета Кыргызстана на образование, здравоохранение и социальное обеспечение составила 54% всех расходов или около 15% ВВП (в 1993 г. -39% или 8% ВВП, в 1994 г. - 45% или 14% ВВП). Наибольший удельный вес в социальной сфере занимали образование (21,1%), социальное обеспечение и социальная помощь (16,2%), здравоохранение (12,4%). В местных бюджетах, бюджетах областей, городов и районов удельный вес расходов социальной сферы составляет еще больший процент - от 71,1 до 94,5%. Вместе с тем, реальные расходы на социальные нужды из года в год сокращаются.
Разработка и реализация социальной политики в Кыргызстане строится исходя из учета двух значимых аспектов: финансового и социально-политического.
Финансовый аспект. В республике признаётся безусловная важность макроэкономической стабилизации и эффективности, а также необходимость сдерживания расходов на социальные нужды и пособия пропорционально национальному доходу [17].
Социально-политический аспект. Функционирование экономики в рамках рыночных отношений практически исключает сакрально-патерналистскую модель социальной защиты. Люди должны выражать не только свои интересы, но и нести большую ответственность за обеспечение собственного достатка и благополучия.
Реализация социальной политики в Кыргызстане:
• углубление адресности оказываемой социальной помощи с четким определением уровней и надежных источников финансирования;
• реформирование системы социального страхования, в том числе и пенсионного обеспечения;
• обеспечение максимально возможной занятости, предотвращение массовой безработицы;
• реформирование систем здравоохранения и образования;
• обеспечение работникам безопасных условий труда и социальных гарантий в обеспечении его уровня.
Возможности реализации социальной политики в Украине обусловлены негативными экономическими факторами, сложившимися в прошедшее десятилетие. За период 1990 -1995 гг. объём ВВП в Украине сократился на 48%. Это связано с сокращением промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления. Общий спад производства, причина которого его структурная несбалансированность, существенно повлиял на формирование доходов населения.
В Украине сложилась разветвленная система социальной защиты населения. Однако это не свидетельствует о ее эффективности. Только в 1995 г. около 80% семей были получателями различных видов социальных выплат, помощи и компенсаций из бюджетов всех уровней, социальных фондов и за счет средств предприятий и организаций. Около 29,5 млн. жителей Украины (при общей численности населения 52 млн.) составляли в 1995 г. контингенты получателей различных социальных выплат.
Неотложными мерами по реформированию системы социальной помощи населению являются внедрение механизмов адресной помощи наиболее уязвимым группам населения с одновременной и постепенной ликвидацией практики предоставления её через всевозможные дотации и льготы всем категориям населения независимо от уровня их доходов. Основные пути реализации этих мер:
- установление и финансовое обеспечение на государственном уровне минимальных социальных гарантий (пенсий, стипендий, помощи малообеспеченным нетрудоспособным гражданам, безработным), нормализация соотношений между средними и минимальными уровнями заработной платы и пенсии пособиями по безработице;
- осуществление этих гарантий, исходя из динамики потребительских цен, упреждающих мер социальной защиты и адресного оказания социальной помощи и предоставления субсидий;
- защита покупательской способности малообеспеченных нетрудоспособных граждан и семей через периодический пересмотр среднедушевого совокупного дохода, который дает право на помощь [12].
Важным сдерживающим фактором, ограничивающим возможность реализации социальных реформ, является и отставание в реорганизации институциональных основ и создании соответствующей происходящим изменениям нормативно-правовой базы системы социальной защиты Украины. Поэтому долговременные программы реформирования системы социальной защиты населения и решение неотложной социальных проблем в Украине проходят по следующим основным направлениям, показанным в таблице 3:
Таблица 3 – Основные направления решений социальных проблем в Украине
Основные направления решения социальных проблем в Украине | |
1. | Упорядочение организации оплаты труда. |
2. | Продолжение реформирования системы пенсионного обеспечения. |
3. | Совершенствование адресной системы оказания населению социальной помощи и субсидий. |
4. | Реформирование системы обязательного социального страхования. |
5. | Совершенствование научного и кадрового обеспечения системы социальной защиты. |
Экономические потрясения, вызванные распадом СССР, разрывом связей в экономических и торговых отношениях между бывшими республиками, прекращение трансфертов и субсидий из Центра драматическим образом сказались на реальных доходах в большинстве образовавшихся стран СНГ. Практически во всех из них с обретением независимости начались экономические реформы, в той или иной степени, повлекшие структурные преобразования в экономике и приведшие к спаду производства, инфляции, бюджетному дефициту. Именно поэтому проблемы реализации социальной политики одинаковы во многих странах СНГ. Изучение опыта стран ближнего зарубежья позволяет не повторять ошибок соседей.
Социальная политика в Японии на стадии формирования и реализации рассматривается в общей концепции государственного регулирования национальной экономики, обеспечивающей условия для ее развития, роста благосостояния граждан и социальной безопасности населения. Однако иногда считают, что в Японии ослаблена роль государства в регулировании экономики и развитии социально-трудовых отношений. Действительно, поверхностный взгляд на опыт этой страны вроде бы подтверждает сказанное. Государство, например, не является напрямую субъектом трипатизма и социального партнерства. Но более глубокий анализ японского опыта свидетельствует об обратном - государственное влияние присутствует везде и во всем.
Опыт Японии свидетельствует о том, что в этой стране успешно, с пользой для дела, используется очередной пятилетний план. Его характерные особенности - прозрачность, коллективизм в процессе разработки и выполнения, большое воспитательное значение. Ведущая роль в разработке, процедуре принятия и реализации планов и социальных программ принадлежит институту государственной службы.
Формирование и реализация социальной политики, развитие социально-трудовых отношений в Японии происходит под воздействием пяти известных во всем мире систем, основанных на традициях и философии народа. Утверждают, что именно на их основе и зиждется так называемое «японское чудо» - стремительное вхождение Японии в состав самых высокоразвитых стран мира.
В их структуру входят:
- система пожизненного найма;
- система кадровой ротации;
- система подготовки на рабочем месте;
- система репутаций;
- система оплаты труда.
Ценность и причина действенности этих систем в том, что это не набор отдельных элементов, а системы в единой системе. Каждая из них, дополняя другую, является основой и условием её функционирования, способствует запуску следующих и эффективной их работе.
Первым, ключевым элементом единого механизма японской системы подготовки и использования кадров является система пожизненного найма. В классическом виде в настоящее время она применяется лишь на некоторых крупных предприятиях и государственной службе. В остальных случаях нет юридически оформленного официального пожизненного найма.
Следующая важная составляющая единого японского механизма подготовки кадров на предприятиях - система ротации. Её суть в перемещении работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года выполнения функций на определенном рабочем месте. Ротация проводится без согласия работника. Критерий здесь прост и понятен - он поступил на предприятие и с ним могут делать всё, что приносит эффект компании.
Система ротации обеспечивает гибкость рабочей силы и повышает уровень ее компетентности, квалификации и конкурентоспособности. Как правило, после нескольких (двух-трёх) перемещений «белых» и «синих воротничков» по горизонтали, следует ротация по вертикали, т.е. повышение в должности, перевод на более высокооплачиваемую должность. Ротация способствует расширению кругозора, развитию более широкого взгляда работника на свою организацию [17].
Критики системы ротации говорят, что она в какой-то мере «душит» инициативу, является тормозом работы на перспективу. Есть и другое весомое обстоятельство, гарантирующее в условиях ротации не только добросовестную, качественную, но и творческую, перспективную деятельность всего персонала. Это система репутаций. Суть ее в том, что где бы не работал сотрудник, специалист, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы при переходе через два-три года на новое место за ним закрепилась репутация прекрасного, инициативного работника и порядочного человека. Для этого на каждого из них составляется письменная характеристика. Объективность характеристик обеспечивается ежедневными проверками человека в форме опроса коллег, подчиненных, начальников, клиентов и т.д. Характеристика, следуя за специалистом, влияет на ротацию и определяет, как правило, его дальнейшую трудовую карьеру.
Решающая роль в обеспечении эффективности работы персонала принадлежит обучению и переподготовке работников. Хотя ключевое значение при этом отводится подготовке на рабочем месте, которую в Японии называют системой ОЧТ. Это элемент системы пожизненного найма. Японские организации, предприятия и госслужба не требуют от школ и вузов специальной подготовки. Они сами затем «доводят» обучение своего работника (бывшего выпускника школы) до уровня, нужного этой организации.
Высокая результативность труда персонала, в том числе государственных служащих, во многом обеспечивается созданием действенных систем их мотиваций и, прежде всего, оплаты труда. Размер заработной платы (оклада) госслужащих определяется двумя обстоятельствами: градацией (разрядом), соответствующей должности работника (квалификации), и ступенью, определяемой возрастом (стажем) сотрудника. В разрабатываемых типовых сетках по оплате труда госслужащих одиннадцать градаций и тридцать две ступени. В частности, в Японии - сколько предприятий и организаций, ориентировочно столько же форм, систем и моделей оплаты труда. Государство задает ключевые требования к системам оплаты труда (её зависимость от квалификации, стажа, реальных результатов работы человека и т.д.), а конкретные механизмы их реализации выбирает само предприятие или учреждение. Кто, как не оно, знает лучше свои особенности, сильные и слабые стороны, качественный состав и т.д.
2 Социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения Администрации «Южный округ» города Оренбурга
2.1 Общая характеристика Южного округа города Оренбурга
В апреле 1997 года решением Оренбургского городского Совета город Оренбург разделен на два административных округа: Южный и Северный. Южный округ объединил Ленинский и Центральный районы. Южный округ по праву считается центром города Оренбурга. Именно в Южном округе расположены все основные административные здания, учебно-просветительные учреждения, музеи, театры, парки и скверы, стадионы и площади.
Территория округа составляет 218 (130 - Ленинский район. 88 - Центральный район). Здесь расположено около 20 тыс. домов, в том числе 1669 муниципальных, более 18 тыс. частных домовладений, в которых проживает около 260 тыс. человек (162 тыс. человек - Ленинский район, 98 тыс. человек - Центральный район). В состав округа входят поселки Зауральной части города Оренбурга: Пугачи, Южный, Заречный, Карачи, Сельхозтехника, Строителей, Авиагородок, Стройгородок, Пристанциоипый, Ситцовка, Кузнечный; новые поселки современной постройки: Ростоши, Ростоши 2, им. Куйбышева, Солнечный. В Южном округе 3 сельских населенных пункта: Бердянка, Городище, Нижнесакмарский.
Граница Центрального района проходит по улицам: ул. Виноградная / ул. Садовников / пр. Кустарный / пр. Коммунаров / ул. Рыбаковская / ул. Пролетарская / ул. Шевченко, далее разделение идет по продолжению ул. Совхозной до ул. Транспортной, далее до ул. 85 Линия / ул. 61 Линия / ул. 31 Линия / ул. Лесозащитная / ул. Карагандинская/ ул. Расковой / ул. Ульянова / ул. Туркестанская / ул. М. Жукова / ул. Богдана Хмельницкого / ул. Володарского / ул. Комсомольская / ул. Постникова / ул. Чичерина и вдоль правого берега реки Урал. К Центральному району относится пос. Нижнесакмарский.