Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере администрации «Южн

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотреть социальную политику в Российской Федерации и в Оренбургской области.
Задачи дипломной работы: раскрыть сущность понятия «социальная политика»; отразить основные цели, функции и задачи социальной политики; определить субъекты социальной политики; рассмотреть модели социальной политики и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики; предложить пути оптимизации управления социальной защиты населения Администрации г. Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….

1 Теоретический анализ основных аспектов политики в области социальной защиты населения………………………………………………….

1.1 Понятие и функции системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………………………….......

1.2 Сущность и основные направления социальной политики…………

1.2.1 Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии………………

2 Социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга…………………………………………………………………………….

2.1 Общая характеристика Южного округа города Оренбурга…………

2.2 Политика в области социальной защиты населения на примере администрации «Южный округ» города Оренбурга………………………..

2.2.1 Анализ деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в период 2009-2010 г.г………………………………………………………………………

3 Пути оптимизации управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики………………………………….

3.1 Оптимизация использования социальных технологий в системе управления социальной защиты населения………………………………

3.2 Оптимизация организации деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в контексте инновационных управленческих решений………………….

3.3 ……………………………..……………………………………………

Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников ………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать)

3. Демократизация производства и управления становится главным требованием на пути возрождения регионов. Свобода предпринимательства, развитие самоуправленческих структур и желание огромного количества субъектов собственности внести в процесс производства и управления качественно новые мотивы деятельности – закономерность общественного развития терри­торий.

Вероятно, именно на этом пути открываются неограниченные возможности социального, экономического, научно-техническо­го и духовно-нравственного прорыва в формировании рыночных отношений.
Многообразие, новизна и острота региональных проблем управления экономикой для их успешного решения требуют разработки новой концепции государственного управления всем народнохозяйственным комплексом [13]. Она должна быть органич­ной составной частью общей федеральной концепции возрожде­ния регионов, территорий. Ее разработка и реализация начина­ются с создания необходимого правового пространства, нормотворческой деятельности представительных органов власти фе­дерации. Без законодательных актов, четко разграничивающих уровни государственного влияния по вертикали управления хо­зяйством, дальнейший переход к рыночным отношениям невоз­можен.

Важнейшим фактором взаимодействия трех уровней управ­ления в стране — федерального, регионального и местного — является признание Российской Федерации в качестве еди­ного и неделимого демократического государства, в котором все региональные структуры должны являться его неотъемле­мой частью.

Органы государственной власти и управления на любом из указанных уровней действуют независимо друг от друга, взаи­модействуя в пределах полномочий на основе единой схемы управления федеративным государством и его субъектами. Об­ладая на своей территории всей государственной властью, субъ­екты федерации передают на основе договора об разграничении полномочий органам государственной власти Российской Феде­рации следующие функции:

- принятие и изменение Конституции Российской Федерации;
-  федеративное устройство (состав территории Российской Федерации и ее целостность);
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражда­нина;
- установление системы федеральных органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти регионов;

- определение основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологи­ческого, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
- федеральная государственная собственность и управле­ние ею;
- установление правовых основ единого рынка (финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки);
- федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, феде­ральные фонды регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика;

- федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;

- внешняя политика;

- внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

- оборона и безопасность;

- государственная граница;

- судоустройство, прокуратура, законодательство;

- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метричес­кая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет;

- федеральная государственная служба.

Расширение экономической самостоятельности регионов на основе перераспределения управленческих функций предпола­гает выделение сферы совместного ведения федеральных и ре­гиональных структур управления и сферы деятельности терри­ториальных органов управления, включая функции, характер­ные для местного самоуправления [20].
Отсутствие государственных нормативных актов, четко раз­деляющих функциональное наполнение деятельности представи­тельных и исполнительных органов, создает серьезные труднос­ти в осуществлении национальной стратегии развития. Следова­тельно, только накопленный опыт в области разграничения прав позволяет сегодня предложить перечень функций для предста­вительных и исполнительных структур власти.
             Так, можно выделить общие функции управления регионом: обеспечение   комплексного   социально-экономического   раз­вития; исполнение на местах законов РФ; осуществление связи между органами государственной власти и управления РФ и органами местного самоуправления; привлечение населения, общественных организаций к управ­лению территориями; управление собственностью региона, земельными и другими природными ресурсами; участие в формировании и реализации на территории госу­дарственных программ; содействие развитию местного самоуправления; контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природ­ных ресурсов, охраной окружающей среды, а также в области социальной защиты населения; участие во внешнеэкономических связях [21]. 

Разграничение властных функций на местах – первая универсальная технология. Представительный орган власти берет на себя функции стратегического концептуального свойст­ва: формирует программу развития территории на перспективу, тогда как администрация субъекта федерации управляет всей совокупностью элементов социально-экономического и духовно-культурного комплекса территории. Однако на практике взаи­модействие исполнительной и представительной ветвей власти неконструктивно, имеется их противостояние. Вторая универсальная технология – это конструирование рациональной схемы управления регионом. Острота управлен­ческой ситуации в регионах еще более осложняется тем, что схемы управления конструируются либо из нормативных юри­дических документов, либо из прошлого опыта. Данные управ­ленческой науки (прогнозирования, мониторингового отслежи­вания, создания сложных самонастраивающихся систем и т.п.) исключаются из нормального механизма функционирования ре­гионов. Это еще в большей мере нагнетает социальное напряже­ние, нарастает эскалация конфликта между центром и перифе­рией, складывается мощный механизм торможения развития и центра, и регионов. Не используются мощные социальные и иные ресурсы регионов. Исследования ситуации в регионах показывают низкий ин­формационно-аналитический потенциал регионального государ­ственного управления, их инновационный консерватизм, про­фессиональную неподготовленность управленцев к решению как стратегических, так и тактических вопросов. Из механизма управления исключены методы социальной и экономической диагностики, наукоемкие технологии, экспертные оценки и т.п. – все, что способно повлиять на изменение ситуации к лучшему. Поэтому третья универсальная технология — оптимизация ин­формационно-аналитической деятельности в регионе.

Следующая универсальная технология призвана реализовать комплексный системный подход к анализу ресурсов, а не одно­сторонний, при котором преимущественно учитываются только экономические, природные, водные, лесные и другие традици­онные ресурсы. Каждый регион обладает ресурсами многосто­роннего развития (социального, политического, интеллектуаль­ного, культурно-духовного, концептуального, информационно-аналитического и т.п.). Объединенный многообразными и ре­альными связями (производственно-трудовыми, социально-экономическими, политическими, духовно-культурными, этни­ческими и т.п.), регион не только расчленяется на различные подсистемы, но и выступает как определенная целостность. Здесь неизбежно возникают промежуточные зоны, взаимодопол­няющие процессы и интеграционные функции управления. Без понимания целостности трудно представить регион как объект технологизации. Возрастает необходимость исследования происходящих в регионах процессов (экономических, социаль­ных, политических, духовно-культурных), трезвая оценка ин­тегральной ситуации, в том числе и управленческой, и на этой основе обновление, изменение функций регионального управле­ния. Это в свою очередь позволяет предложить оптимальные структуры и механизмы, нормативные документы регионального управления, саморазвития регионального социума.
Эта идея целостного подхода к определению ресурсов регио­на, поиску их интегральных зон и выявлению нетрадиционных, инновационных ресурсов, которые могут быть введены в «про­рыв» и позволят инновировать весь механизм вскрытия резе­рвов, является принципиальной. Она представляется базовой для обоснования концепции развития отдельных регионов, раз­работки региональных инновационных проектов и программ, нормативных документов (уставов, положений, договорных со­глашений), их технологического обеспечения. Несоблюдение этой универсальной технологии привело к обратным результатам: к стагнации, углублению противоречий между всеми частями, элементами и звеньями регионов и общества в целом. Региональное государственное управление оказа­лось в плену законов первичного накопления капитала, господ­ства иностранной валюты на внутреннем рынке, повальной приватизации прежде всего в отраслях ведущего отечественного производства. Представляется, что «механический» подход к теории систем­ности, тем более в региональной политике, методика набора лишь составных элементов «целостности» без учета многофак­торности внутренних связей этой целостности вряд ли могут обеспечить решение глобальной задачи — всеобщего преобразо­вания регионального социума. Следующей универсальной тех­нологией будет деятельность по преобразованию социосферы как совокупности внешних и внутренних элементов, пронизыва­ющих все части социального организма региона. Именно состо­яние социосферы является исходной не только для измерения результатов регионального государственного управления, но и выработки самой концепции осуществления экономических ре­форм на региональном уровне. Спонтанное вхождение регионов в рынок приводит к драма­тическим ситуациям в социальном положении населения и ка­таклизмам в экономике. В особо тяжелом положении находятся регионы, в которых действуют предприятия-гиганты с устарев­шей технологией, с высокой концентрацией стагнирующих от­раслей промышленности [14]. Управление подобными предприятия­ми осуществлялось из центра и по долгосрочным программам реконструкции и инвестирования. Государственная политика научно-технического развития была рассчитана на определенную очередность и плановую последовательность технологических преобразований предприятий промышленности в регионах. Ры­ночный механизм хозяйствования легко разрушает механизмы планово-регулируемой экономики, адаптация к нему происходит очень болезненно и медленно. Помехой в данном случае является отсутствие адекватных организационных отношений. По этой же причине страдают регионы, наиболее зависимые от устойчивых поставок продовольствия, сырья, продукции производственно-технического назначения, т.е. имеющие ограниченные возмож­ности самообеспечения и саморегулирования. Экстремальная социально-экономическая ситуация характер­на практически для всех регионов страны, старопромышленных и наиболее милитаризованных регионов центра, Сибири и Даль­него Востока. Сюда же относятся регионы социального бедствия, где до 90% населения живет ниже уровня бедности (Тува, Калмыкия, республики Северного Кавказа, некоторые регионы Нечерноземья).

Универсальной технологией выступает деятельность по пре­образованию экономического пространства. Совершенно очевид­но, что большинство республик и регионов страны располагают ограниченными    собственными    возможностями    внутреннего рынка и способны динамично развиваться, удовлетворять свои потребности только в рамках единого для всей страны экономи­ческого пространства, но с учетом сложившейся специализации. Понимая это и адаптируясь к развалу экономического простран­ства  бывшего СССР, регионы идут на создание локальных экономических союзов (например, Большая Волга, Урал и др.), хотя такого рода территориальные ассоциации зачастую носят больше политический, чем экономический, характер. Принимая во внимание особенности многостороннего разви­тия регионов России, универсальная технология призвана учи­тывать специфический подход к реализации экономической по­литики в регионах. Регионализация экономики страны сопровождается регионализацией рыночных реформ. Поэтому необходимо:

- учитывать специфику регионов в осуществлении общерос­сийской инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэко­номической политики;
             - перенести ряд направлений реформы в основном на регио­нальный уровень, особенно в малом предпринимательстве, соци­альной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

- способствовать развитию культуры, защищать интеллекту­альную собственность;
             - децентрализовать процессы управления реформой, активи­зировать экономическую деятельность на местах;

- развивать программное управление регионом, с одной сто­роны, как часть федеральных программ, а с другой — как часть региональных, учитывающих специфику исторически и научно-технически развивающегося хозяйственного комплекса.

К универсальной следует отнести и управленческую техно­логию. Кризис управления, низкая культура принятия решений и застойный механизм их реализации — вот ряд причин развала экономики регионов, медленной ее структурной перестройки и задержки развития цивилизованных рыночных регу­ляторов и т.п.

Отсутствие понимания этих истин не позволяет регионам эффективно осуществлять реформирование всех сторон общест­венной жизни. Медленно идет структурная перестройка эконо­мики, в зачаточном состоянии находятся рыночные механизмы, плохо работают различные формы собственности, не использу­ются кредитно-денежные рычаги, отсутствует инновационное и правовое пространство.

В общественном сознании регионов все еще удерживается порочный стереотип «здравого смысла», деформированного ко­мандно-административного стиля мышления, что обусловливает неуправляемость социально-экономической и политической си­туацией в регионах. Общий фон восприятия инноваций низок. Региональная управленческая культура преимущественно прожективна, малоконструктивна, требует коренного изменения. От перспективного социально-экономического планирования отка­зались, а к стратегическому индикативному развитию регионов не пришли. В регионах пока осуществляется «верхняя» модель самоуправления, а возможности его развертывания снизу, укреп­ления материально-финансовой базы, кадрового потенциала ис­пользуются слабо.

Необходимо перевернуть традиционную модель поиска ресур­сов и начать их освоение прежде всего с укрепления региональ­ной интеллектуальной собственности, концептуального освоения регионального пространства, более полного использования ин­формационно-аналитических и человеческих ресурсов, инновирования системы управления и персонала управления государ­ственной службы [18]. Частные технологии призваны оптимизировать многообраз­ные управленческие отношения в регионах.

К числу факторов, тормозящих устойчивое развитие регио­нов, относятся низкий профессиональный уровень управленчес­ких кадров, неотлаженный механизм использования его потен­циала, который характеризуется во многом слабой системой обучения, подбора и расстановки управленческих кадров. Никто из числа опрошенных экспертов не назвал ее эффективной. Наоборот, характеризуют как явно устаревшую, работающую в духе старых бюрократических традиций. Один из узловых во­просов управления, его качественного состояния — оценка сис­темы обучения, подготовки и расстановки управленческих кадров. В свое время она была приспособлена к командно-админи­стративным рычагам управления, которые сегодня разрушены, но механизм пополнения и использования кадрового потенциала пока во многом остался прежним. Одна из частных технологий направлена на формирование имиджа региона. Каждый крупный регион в условиях дестаби­лизации экономики, роста инфляции, повышения цен на пред­меты массового спроса, продолжающегося разрушения интел­лектуальной среды обитания не только может, но и должен противостоять деструктивным процессам всеми имеющимися у него средствами.

Это возможно только в том случае, когда решения по исполь­зованию ресурсов будут приниматься на прочной базе научно обоснованных прогнозов, объективных экспертиз, непрерывно укрепляющейся информационно-аналитической и технологичес­ки обоснованной работы всех субъектов управления в регионе. На основе исследований и общей оценки инновационной ситуации в регионах вырисовываются следующие частные тех­нологии: управленческий ресурс, интеллектуальная собствен­ность, региональная наука, информационно-аналитическая дея­тельность, социальные факторы, кадровый корпус служащих государственного управления, региональные лидеры, обладаю­щие стратегическим мышлением. Разработка и внедрение част­ных технологий – важное условие выхода регионов из кризиса, переход в стадию стабилизации и устойчивого развития.

 

3.3……………………………………………………………………………

Проблема повышения конкурентоспособности и инновационного развития экономики в настоящее время относится к числу наиболее значимых, стратегических для нашей страны. От её решения зависит, какое место будет занимать Россия в мировой экономике и политике. Инновация в данном контексте выступает не только как экономическая категория, но как инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Необходимость инновационного развития предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа управленческих технологий, направленных на координацию процессов обновления всех элементов социально-экономической системы.

Информация о работе Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере администрации «Южн