Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере администрации «Южн

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотреть социальную политику в Российской Федерации и в Оренбургской области.
Задачи дипломной работы: раскрыть сущность понятия «социальная политика»; отразить основные цели, функции и задачи социальной политики; определить субъекты социальной политики; рассмотреть модели социальной политики и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики; предложить пути оптимизации управления социальной защиты населения Администрации г. Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….

1 Теоретический анализ основных аспектов политики в области социальной защиты населения………………………………………………….

1.1 Понятие и функции системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………………………….......

1.2 Сущность и основные направления социальной политики…………

1.2.1 Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии………………

2 Социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга…………………………………………………………………………….

2.1 Общая характеристика Южного округа города Оренбурга…………

2.2 Политика в области социальной защиты населения на примере администрации «Южный округ» города Оренбурга………………………..

2.2.1 Анализ деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в период 2009-2010 г.г………………………………………………………………………

3 Пути оптимизации управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики………………………………….

3.1 Оптимизация использования социальных технологий в системе управления социальной защиты населения………………………………

3.2 Оптимизация организации деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в контексте инновационных управленческих решений………………….

3.3 ……………………………..……………………………………………

Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников ………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать)

Первая группа функций – функции регулирования – является важнейшей и направлена на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования. К ним относятся: функция обеспечения правовой базы функционирования социальной сферы и создания предпосылок ее развития; функция перераспределения доходов и обеспечения социальной стабильности. Органы местного самоуправления должны выступать гарантом социально незащищенных слоев населения; социальная функция регулирования направлена на создание условий, гарантирующих права и свободы граждан, обеспечение охраны здоровья и охраны труда и улучшение его условий; развитие социально-бытовой инфраструктуры и создание условий для участия жителей муниципального образования в управлении делами местного сообщества.

Вторая группа функций охватывает изменения в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, их социальных качествах. К этой группе функций относятся: обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей; организация институциональной деятельности, формирующей общественные нравы; адаптационная функция, направленная на оказание помощи населению в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения; функция инвестирования в человеческий капитал; функция распределения социальных услуг; диверсификация социальных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями и рыночным спросом на них.

Третья группа функций представляет собой целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем. В данном случае такой социальной системой выступает муниципальное образование. В эту группу входят следующие функции: формирование желательного образа социального процесса (исполнения законов, справедливого распределения налогов, реализация стратегических программ по изменению общественного поведения, адаптация на практике социальных идей в конкретных социальных сегментах и т.д.); исследование рынка; формирование предпочтений потребителей относительно предоставляемых социальных услуг; сегментирование рынка на определенные группы потребителей; позиционирование или определение приоритетности социальной услуги в комплексе услуг; разработка комплекса маркетинга; разработка продукта, максимально удовлетворяющего потребителя целевого сегмента; продвижение товара (или идеи); стратегическое управление, проявляющееся в выборе организационных форм функционирования муниципальных предприятий на базе различных форм собственности; усиление контроля муниципалитета за деятельностью организаций, обеспечивающих муниципальный заказ; совершенствование инфор­мационной базы; подготовки и расстановки кадров и пр.

Инфраструктура социального маркетинга в отличие от других видов маркетинга определяется как совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различных социальных услуг.

Она включает в себя следующие подсистемы: материально-бытовую (ЖКХ, бытовое и торговое обслуживание, общепит), социально-оздоро­ви­тельную (здравоохранение, спортивные сооружения, организация туристической деятельности), образовательно-духовную (образование, культура, искусство), коммуникационную (сфера пассажирского транспорта, связь по обслуживанию населения) и социально-экономическую (сберегательные кассы, банки, юридические консультации, нотариальные конторы). Определение рыночной инфраструктуры позволяет включить в нее лишь часть социально-экономической подсистемы. Необходимо отметить, что разграничение социальной и рыночной инфраструктуры носит исключительно теоретический характер, т.к. на практике инфраструктура социального маркетинга представляет собой единый рыночный механизм, функционирующий как единая система (рис. 11).

Производственная и рыночная инфраструктура по многим аспектам пересекаются, рыночная инфраструктура охватывает часть инфраструктуры производственной (например, транспорт). Наличие развитой рыночной инфраструктуры, во-первых, облегчает появление производственной инфраструктуры, во-вторых, делает ее существование более эффективным. К производственной инфраструктуре относятся все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный и др.) с его важнейшими составляющими – дорогами, водохранилищами, электроснабжением. Она должна выступать регулятором развития всего хозяйства муниципального образования, в то время как рыночная инфраструктура является фундаментом этого хозяйства [20].

 

Рисунок 10 – Система функций социального маркетинга как инновационного метода управления социальной сферой

 

Главная отличительная особенность рыночной (институциональной) инфраструктуры среди других групп состоит в том, что она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она выступает как рыночная (институциональная) инфраструктура общества, региона, муниципального образования, отрасли, производства и т.д. Обеспечение реальных социальных гарантий и льгот выдвигают проблему изучения рынка социальных услуг, как в крупных городах России, так и в типичных сельских поселениях. Представления о поведении потребителей социальных услуг, лежащем в основе образа жизни жителей муниципальных образований, позволяет исполнительным органам построить маркетинговый прогноз и стратегический план развития рынка социальных услуг и управления городом и сельским поселением.

 

Рисунок 11 – Модель инфраструктуры социального маркетинга в сфере муниципальных образований.

 

Одним из основных решения данной проблемы является внедрение в практику управления муниципальным образованием принципов и инновационных технологий социального маркетинга на основе маркетинговых исследований рынка социальных услуг.

Обобщая вышесказанное, социальный маркетинг можно рассматривать как один из инновационных методов местного самоуправления, способствующих формированию, развитию и трансформации муниципального рынка и позволяющих обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения в социально значимых товарах, работах, услугах.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе проведения работы, была достигнута основная её цель, т. е. были изучены теоретические основы социальной политики, а именно сущность и основные направления социальной политики, принципы социальной защиты населения, и на основе полученных теоретических данных был произведён анализ особенностей современной социальной политики России.

Таким образом, я выяснила, что социальная политика, в узком смысле, подразумевает, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, а, в широко смысле, – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп.

Социальная политика государства осуществляется с помощью социальной защиты и социальной гарантии. Социальная защита включает: воспроизводство квалифицированной рабочей силы, наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду, борьбу с безработицей. Социальные гарантии – это обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей.

На сегодняшний день приоритетным направлением социально-экономической политики в современной России является модернизация социальной сферы, прежде всего путём реализации национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, преодоления бедности и значительным повышением благосостояния широких слоев населения, проведения новой политики сбережения населения и стимулирования рождаемости.

С превращением в конце ХХ века человеческого потенциала в главный фактор развития изменилась роль социальной сферы в экономике. Она стала определяющим фактором экономического развития, может быть, в еще большей степени, чем финансовая или экономическая политика. Можно признать, что в начале XXI века социальная политика в ведущих странах мира стала приоритетной по отношению к финансово-экономическому блоку. Я считаю, что уже в ближайшие годы политический курс развития России также будет определяться, прежде всего, ее социальной политикой.

Таким образом, социальная политика, – это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.

Среди проблем, требующих скорейшего урегулирования в социальной сфере, можно выделить следующие:

- необходимость стабилизации финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

- погашение задолженности работникам по заработной плате;

- расширение источников финансирования социальных услуг;

- внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

- введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

Пока для России остается открытым вопрос о том, какая именно модель социальной политики будет наиболее адекватной для развития страны. Но уже сегодня очевидна необходимость коренных изменений в обязанностях государства, предприятий и личности, активизация роли государства в социальной сфере и регулировании социальных процессов.

Правильный, разумный выбор стратегии социальной политики, отвечающей всем реалиям сегодняшнего дня и в то же время базирующийся на традициях государства, собственном историческом опыте и опыте зарубежных стран, является главной задачей на пути построения социально ориентированной рыночной экономики. От этого выбора зависит благосостояние нации, а, следовательно, и будущее России.

Существующие проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно от социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд невидимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоёв общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны. Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

Для наиболее плодотворной деятельности в формировании, реализации и контроле исполнения социальной политики должны участвовать в качестве субъектов все ветви и органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. В свою очередь, объектами социальной политики должны стать все категории и слои населения, общественные и территориальные организации и группы, а также отрасли социальной сферы.

Цель данной дипломной работы была достигнута, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Закон Оренбургской области от 30.04.2010 № 3546/817-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслуги лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» - //Информационно-справочная система «Консультант-Плюс».

2. Закон Оренбургской области от 18.12.2009 № 3272/752-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей» - //Информационно-справочная система «Консультант-Плюс».

3. Закон Оренбургской области от 18.12.2009 № 3271/751-IV-ОЗ «Об осуществлении и финансовом обеспечении оздоровления и отдыха детей в Оренбургской области» - //Информационно-справочная система «Консультант-Плюс».

4. Закон Оренбургской области от 01.11.2008 № 2560/532- IV-ОЗ «О ветеранах труда Оренбургской области» - //Информационно-справочная система «Консультант-Плюс».

5. Закон Оренбургской области от 16.09.2008 № 2393/506-IV-ОЗ «Об областной целевой программе «Здоровье ветеранов войн - активное долголетие» на 2009 - 2011 годы» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 29.08.2008 № 2393) - //Информационно-справочная система «Консультант-Плюс».

6. Российская Федерация. Законы Основные кодексы и законы Российской Федерации: С изм. и доп. на 1 дек. 2002 г.. - CПб. : Весь, 2003. - 992 с. – ISBN 5-94435-259-0.

7. Асжина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. - М.: Норма, 1996.

8. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997. С. 34-52 и др. Проект инновационного развития регионов, разработанный с участием авторов, изложен в книге: Ресурсы региона: инновационные технологии реализации. М.: Н. Новгород, 1995.

9. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М.: Мысль, 1991.

10. Бурджалов Ф.Э., Гришин И.В., Сванидзе З.Я., Соболева И.Б. Типы социальной политики: концепции, практика//Общество и экономика.-1997-№5.

Информация о работе Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере администрации «Южн