Анализ структуры и содержания федерального стратегического документа «Приоритетные направления развития образования на период до 2010 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:16, контрольная работа

Краткое описание

Закон Красноярского края об образовании как нормативный документ регионального уровня: характеристика содержания.
Обзор материалов прессы по теме
«О ходе реализации ФЦПРО на территории Красноярского края»

Файлы: 1 файл

Контрольная по Образовательной политики.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Практическая  работа №1.

Анализ  структуры и содержания федерального стратегического  документа «Приоритетные  направления развития образования на период до 2010 года».

    Тип документа – стратегия.

  1. Документ «Приоритетные направления развития образования на период до 2010 года» отражает интересы следующих субъектов образовательной политики:
    • обучаемые;
    • педагоги;
    • работодатели.
  1. Препятствовать продвижению документа ««Приоритетные направления развития образования на период до 2010 года»» могут:

    инвестиционной  непривлекательность сферы образования;

    трудности перехода на новую систему оплаты труда  работников образования;

    невозможность обеспечить местами в дошкольных учреждениях детей дошкольного  возраста, а также недостаточный  охват детей альтернативными  формами дошкольного образования.

  1. Изменения в школе в связи с принятием документа «Приоритетные направления развития образования на период до 2010 года»:
    • основные изменения должны коснуться старшего звена школы, где вводится профильное обучение, которое должно способствовать расширению возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Должно стать возможным сочетание обучения учащихся в различных учебных заведениях – не только общеобразовательных, но и заочных, очно – заочных школах, учреждениях дополнительного образования и т.д.;
    • большое внимание должно быть уделено состоянию здоровья учащихся, в том числе рассматриваются вопросы снижения учебной нагрузки (внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, изменение содержания государственного стандарта, снижение аудиторной нагрузки учащихся и др.). Возможно снижение нагрузки учащихся за счет расширения спектра услуг дополнительного образования, что расширит для учащихся возможность выбора образовательных программ;
    • интеграция системы общего образования с дополнительным и «предшкольным» образованием, что позволит усилить воспитательную составляющую образовательного процесса;
    • сотрудничество образовательных учреждений с общественными организациями должно способствовать участию граждан в строительстве общества.

Практическая  работа №2.

Закон Красноярского края об образовании как  нормативный документ регионального уровня: характеристика содержания.

  1. Поскольку статья 1 Закона Красноярского края «Об образовании» гласит, что Красноярский край гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории Красноярского края, в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые, следовательно, Закон Красноярского края «Об образовании» защищает интересы граждан, проживающих на территории Красноярского края, как обучающихся, так и работников образовательных учреждений. Особое внимание уделяется социальным гарантиям для детей и подростков с отклонениями в развитии, а также для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и социально-трудовых учреждениях, подростков с девиантным поведением.

    Кроме того, Закон Красноярского края «Об  образовании» поддерживает                            студентов, докторантов и аспирантов образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, учреждая стипендии для их поощрения.

  1. Закон Красноярского края «Об образовании» своим содержанием работает на развитие системы образования в крае, т.к. государственная политика в области образования осуществляется на основе краевых программ развития образования, разрабатываемых на срок от 3 до 5 лет. Краевые программы охватывают общее образование (включая дошкольное и дополнительное), начальное и среднее профессиональное образование. Кроме того, Закон Красноярского края «Об образовании» предполагает организацию подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений края, а также осуществление информационной и методической помощи образовательным учреждениям, что также работает на развитие системы образования в крае.
  2. Закон Красноярского края «Об образовании» отражает краевую специфику, определяя краевой (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов, который включает требования к уровню знаний истории, природы, культуры, физической культуры, экономики, политико-правового устройства края и объем их изучения в образовательных программах и устанавливается законом 1 раз в пять лет. Краевой (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов разрабатывает Совет администрации края.
 

Практическая  работа №3.

Обзор материалов прессы по теме

«О  ходе реализации ФЦПРО  на территории Красноярского  края»

    В соответствии с Законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами.

    Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. Так, в составе учреждений дошкольного  образования общей численностью 53,9 тысяч единиц сложился широкий  спектр их видов: с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников – 2,3 тыс.; компенсирующего вида – 1,6 тыс.; ухода и оздоровления – 1,3 тыс.; комбинированного вида – 8,5 тыс.; центры развития ребенка – 0,5 тыс. Вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов.

    В системе общего образования получили широкое развитие школы с углубленным  изучением предметов – около 15 % от общего количества средних (полных) школ; лицеи – 2 %; гимназии – 3 %.

    В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих. Они составляют 23,9 % от общего числа учебных заведений этого уровня.

    В процессе обновления системы государственных  учреждений среднего профессионального  образования развились новые  виды учебных заведений – колледжи, доля которых составляет около 40% от всего количества учреждений данного  уровня. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.

    В составе высших учебных заведений  получил развитие университетский сектор – 50 % от общего числа государственных вузов. Около 30 % составляет доля академий.

    Развитие  вариативности учебных заведений  профессионального образования  сопровождалось преодолением сложившейся  ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием региональных рынков труда.

    В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных  учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны. Постепенно формируется система открытого (дистанционного) образования.

    Одним из существенных изменений в деятельности образования стало развитие вариативности  образовательных программ, что способствует возможности выбора обучаемым уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка.

    С развитием вариативности образовательных  программ значительно расширился спектр издаваемой учебной литературы. Возникла и усиливается конкуренция авторов и авторских коллективов, возросла возможность отбора наиболее качественных материалов для издания.

    Значительным  импульсом для развития образования  стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условиях население готово оплачивать свое образование.

    Помимо  личных средств обучаемых, в систему  образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.

    Одним из результатов перестройки деятельности профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Произошла интеграции ряда специальностей в более крупные.

    Получила  развитие интеграция образовательных  и научных учреждений, производственных предприятий различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.

    Сформировалась  основная законодательная и нормативно-правовая база образования. Утверждены типовые  положения всех основных видов образовательных  учреждений, государственные образовательные  стандарты начального, среднего и  высшего профессионального образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции образовательным учреждениям и финансирующим образование лицам и др.) требуется существенное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферы образования.

    Сегодня краевая экономика развивается  очень динамично, у нас реализуется  много перспективных проектов, для  которых нужны высококвалифицированные  кадры. Обучить кадры, отвечающие самым современным требованиям, можно, во-первых, обеспечивая связь учебных заведений с бизнесом, и, во-вторых, при поддержке общественно-гражданских институтов. Мы довольно рано начали осваивать проектную культуру Запада, принимая участие во всех значимых проектах. В частности, в проектах реализуемых Институтом «Открытое общество», Национальным Фондом подготовки кадров, Британским Советом, и, конечно, Министерством образования и науки. Участие в них позволило нам создать критическую массу творческих учителей, структурировать профессиональное сообщество. Кроме того, опыт работы в проектах способствовал возникновению культуры общественных обсуждений проблем образования, вовлечению общества в процесс  управления им.

    Три года назад Красноярский край стал экспериментальной площадкой для разработки механизма и реализации новой системы финансирования. Нормативно-подушевое финансирование, получившее расхожую характеристику "деньги идут за учеником", позволило рассчитать стоимость обучения одного школьника, занимающегося по определенной программе. В крупных школах, где учится тысяча и более детей, годовой размер субвенций оказался весьма внушительным

    Национальные  проекты, объявленные президентом  России приоритетными стали катализатором: о школе и качестве обучения в ней детей наконец-то заговорило общество, и не только заговорило. Впервые за многолетнюю историю образования в качестве экспертов проектной работы школы выступила педагогическая пресса, профессиональные союзы, депутаты всех уровней власти, родители, представители бизнеса. Дискуссии по вопросам образовательной политики стали для и прессы актуальны.

Информация о работе Анализ структуры и содержания федерального стратегического документа «Приоритетные направления развития образования на период до 2010 г