Анализ структуры и содержания федерального стратегического документа «Приоритетные направления развития образования на период до 2010 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:16, контрольная работа

Краткое описание

Закон Красноярского края об образовании как нормативный документ регионального уровня: характеристика содержания.
Обзор материалов прессы по теме
«О ходе реализации ФЦПРО на территории Красноярского края»

Файлы: 1 файл

Контрольная по Образовательной политики.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

    Формирование  творческих объединений способствует созданию в нашем крае уникального  инновационного климата. Одновременно это позволяет создавать конкурентную среду среди образовательных  учреждений. Выбор школы для ученика – уже привычный механизм для нашего края. И не только в городе. Опыт таких районов края как Балахтинский и Шушенский, доказывает, что и сельские школьники при правильной сетевой соорганизации имеют такие же возможности выбора школы, как и городские.

    Тем не менее, существуют и негативные тенденции  в развитии системы образования  в нашем крае. Сегодняшняя образовательная  статистика характеризует главным  образом количественные аспекты  системы образования и образовательной  деятельности, и слабо ориентирована на оценку качества образовательной деятельности и ее результативность. В ней не нашла адекватного отражения кардинально изменившаяся ситуация в управлении, организационной структуре, финансировании сферы образования. В тоже время, многосторонняя, объективная оценка процессов модернизации образования требует реализации соответствующих систем мониторинга и статистики образования.

    На  международном фоне состояние информатизации российской школы можно расценить  на данном этапе как неудовлетворительное. В настоящее время компьютеры в школах не пригодны к эксплуатации. В большинстве случаев нет даже возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98, которая используется подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России.

    Анализ  программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений общего образования выявил, что компьютерные классы на основе IBM-совместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами.

    На  сегодняшний день менее 20 % школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся.

    Как показывает практика, использование  информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Крайне медленно идет разработка русскоязычных образовательных ресурсов.

    Широкому  распространению Интернет-технологий в российской общеобразовательной  школе мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, отсутствие в русскоязычном Интернете  учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленность учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернет в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе, а как технические средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.

    Особое  положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. Даже по действующим нормативам сельские школы на конец 2000 г. оснащены компьютерной техникой всего лишь на 5 %. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечения школ обычной электронной почтой – как наиболее распространенного и простого телекоммуникационного средства. Перечисленные обстоятельства создают дополнительные препятствия для повышения качества образования в сельской школе, препятствуют выравниванию доступности в получении требуемого образования.

    Особо выделяется необходимость кардинального  реформирования и развития образования  в сельских районах края. Ректоры  красноярских и не только красноярских вузов не раз говорили, что с удовольствием брали бы больше абитуриентов из сельских районов – они старательнее учатся, у них лучше дисциплина. Однако выпускники сельских школ часто не в состоянии конкурировать с городскими ребятами по уровню знаний. К сожалению, это объективный процесс. Невозможно обеспечить достаточный уровень знаний в школе, где только один или два учителя и полтора десятка учеников разного возраста. Нужно современное оборудование, новые учебники, высококвалифицированные преподаватели по всем дисциплинам. Необходимо создать в сельских районах края сеть современных образовательных учреждений, где уровень обучения будет, как минимум, не хуже, чем в лучших школах Красноярска.

    Система повышения квалификации и переподготовки недостаточно учитывает происходящие процессы обновления содержания образования, появление новых педагогических технологий. Необходимо существенное изменение содержания и структуры педагогического образования, усиление участия региональных органов управления образования в управлении высшим педагогическим образованием. Необходимо создание федеральной и региональных программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в которых решались бы поставленные выше проблемы, координировалась деятельность высших и средних учреждений педагогического образования, институтов повышения квалификации, в том числе с учетом демографических тенденций в конкретных регионах. Требуются специальные организационные и экономические меры по закреплению выпускников учреждений педагогического образования для работы в школе, особенно расположенной в сельской местности.

    Основными проблемами системы дополнительного  образования являются:

    • тенденция к реорганизации, слиянию или даже ликвидации отдельных учреждений дополнительного образования детей, что приводит к утрате на местах целых направлений деятельности с детьми, потере квалифицированных педагогических кадров;
    • сокращение из года в год бюджетного финансирования. Отсутствие гарантированного финансирования системы региональных и федеральных мероприятий с учащимися подрывает традиции в системе дополнительного образования детей, разрушает мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию в образовательной деятельности, негативно отражается на развитии содержания деятельности. В последние годы учреждения дополнительного образования получали на свою деятельность в зависимости от регионов, от 40 до 86 процентов от минимально необходимого;
    • техническое состояние зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования детей. Около 23 тыс. зданий (41,7 %) требуют капитального ремонта, а 326 (6,1 %) относятся к числу аварийных, хотя в них продолжают заниматься дети.

    Практическая  работа №4.

Образовательная политика в области  защиты прав детей: основные стратегические и  тактические шаги.

  1. «Картинки» «Козявной палаты», характерные для настоящего времени:
    • «иерархия» воспитанников учреждения;
    • характерный для воспитанников учреждения жаргон;
    • изготовление игрушек из бросового материла для игр воспитанников.

«Картинки» «Козявной  палаты», которые могли бы повлиять на создание нормативных документов:

      • условия, в которых живут дети – неприспособленное для этого помещение с остатками признаков пересылочной тюрьмы;
      • отношение со стороны взрослых работников учреждения к воспитанникам, унижающее их достоинство;
      • антисанитарные условия медчасти, личность и деятельность фельдшера;
      • использование карцера по отношению к детям;
      • воспитатели учреждения, а также иной персонал – осужденные судом;
      • отсутствие игрушек, занятий с детьми;
      • использование труда детей – воспитанников учреждения;
      • организация труда детей в тесном соседстве с осужденными взрослыми;
      • организация питания воспитанников;
      • требования к «одинаковости», отсутствию индивидуальности воспитанников (одинаковая одежда, одинаковые стрижки и т.д.).

    2. Отличие документов Закона Красноярского края «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае» и Закона Красноярского края «О защите прав ребенка»:

    Закон Красноярского края «Об организации  работы по патронатному воспитанию в  Красноярском крае» защищает интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в то время как Закон Красноярского края «О защите прав ребенка» действует в интересах всех детей, проживающих на территории Красноярского края, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

    Закон Красноярского края «Об организации  работы по патронатному воспитанию в  Красноярском крае» регулирует только механизм передачи и нахождения детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатные семьи. А закон Красноярского края «О защите прав ребенка» определяет общую политику края по отношению к разным категориям детей (это и «обычные» дети, и дети-сироты, и дети военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, и несовершеннолетние, освобожденные из мест лишения свободы, и несовершеннолетние, страдающие наркозависимостью). Закон гарантирует детям различные права (на образование, на охрану здоровья, на отдых и оздоровление и т.д.).

    3. Тенденциями в области региональной образовательной политики в области защиты прав детей являются приоритетные  направления в области защиты прав ребенка:

    • создание экономических, правовых, социальных и экологических условий для развития физически, психически и нравственно здорового ребенка, формирования и реализации личности;
    • воспитание у детей патриотизма, гражданственности; приобщение к отечественной и мировой культуре;
    • обеспечение права детей на воспитание в семье, оказание родителям, усыновителям и опекунам надлежащей помощи;
    • социальная поддержка детей.

Информация о работе Анализ структуры и содержания федерального стратегического документа «Приоритетные направления развития образования на период до 2010 г