Переподготовка и повышение квалификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы проанализировать систему повышения квалификации кадров, выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы, и сформулировать предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации на предприятии. В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации работников и систему российского образования;
2.Исследовать особенности развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
Теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
Роль переподготовки и повышения квалификации кадров
в повышении экономической эффективности организации………………….
6
Основные формы повышения квалификации и
переподготовки персонала……………………………………………………...
8
2. Развитие трудового потенциала
Переподготовка рабочих кадров…………...……………………………….
15
Повышение квалификации кадров………………………………………...
19
2.3 Самообразование и образование управленческого персонала…………... 25
3. Основные направления совершенствования переподготовки и повышения квалификации персонала
3.1 Улучшение работы по профессиональной ориентации…………………... 28
3.2 Использование зарубежного опыта при организации переподготовки
и повышения квалификации персонала……………………………………….

32
4. Исследование организации переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на заводе «Бежецксельмаш»: материалы прикладного социологического исследования
4.1 Программа исследования на тему: «Проблема переподготовки и повышения квалификации персонала глазами сотрудников кадровой службы завода «Бежецксельмаш»……………………………………………..

40
4.2 Результаты социологического исследования…………………………….. 47
Заключение………………………………………………………......................... 57
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

     Суть  концепции «непрерывного» образования состоит в постоянной адаптации, периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в течение всей активной трудовой жизни как в рамках формальной, так и в рамках неформальной системы образования на основе качественной базовой, начальной подготовки. Принцип непрерывности профессионального обучения должен обеспечиваться по этапностью и преемственностью прохождение каждым рабочим отдельных ступеней образования (от низших, начальных, к высшим) на основе последовательного усвоения знаний, умений, навыков. Для этого процесс обучения целесообразно строить по восходящей линии таким образом, чтобы каждая последующая ступень является логическим продолжением предыдущих и представляла собой законченный цикл обучения.

     В системе непрерывного профессионального образования России сегодня выделяют пять ступеней квалификации (таб.1). Их совокупность составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии в экономической системе и учитывает квалификационные требования стран Европейского сообщества.

Таблица 1. Квалификационная структура профессионального  образования РФ

Ступень квалификации Уровень общего образования, требуемый для получения профессии Уровень профессионального  образования
1 2 3
1 Основное Ускоренная  профессиональная подготовка
 
2
 
Основное
Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми не требуется среднего общего образования
     
     
Продолжение таблицы 1  
1 2 3
 
3
 
Среднее (полное)
Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми требуется среднего общего образования
4  
Среднее (полное)
Повышенное  профессиональное образование рабочих  лиц. Среднее профессиональное образование. Повышенное профессиональное образование специалистов среднего звена.
5 Среднее (полное) Бакалавриат, магистратура, послевузовское специальное образование.
 

     На  практике существуют три ступени  обучения – начальная, средняя, высшая. По каждой из них строго определены объем знаний и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся на каждой ступени, содержание профилирующих специальных дисциплин. Рабочие последовательно проходят обучение в ПТУ, техникумах, в вузе.

     Повышение квалификации после завершения профессионального обучения и определенного времени работы по профессии направлено на достижение двух целей:[5. С. 34]

  • обеспечение приспособления профессиональной квалификации к новым тенденциям в техническом и профессиональном развитии путем проведения учебных мероприятий, сопровождающих трудовой процесс, преимущественно на самих предприятиях;
  • подготовку профессиональной карьеры с переходом на более высокую ступень квалификации в качестве специалистов и руководящего персонала среднего звена (например, мастеров, техников, специалистов различного профиля и т.д.), путем посещения курсов на предприятии, при учебном центре, обслуживающем множество предприятий, или в профессиональной школе.

     В соответствии с Типовым положением об учреждении начального профессионального образования (утверждено Постановлением Правительства РФ от 05 июня 1994г. № 650), утверждение начального профессионального образования является государственным, муниципальным или негосударственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалификационного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно перечню профессий, утвержденному правительством РФ.

     Утверждение начального профессионального образования  по договорам с органами по труду и службами занятости, производственными объединениями, предприятиями, фирмами и другими организациями может осуществлять профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ и не сопровождается повышением образовательного уровня.

     При учреждении начального профессионального  образования могут быть организованны  курсы профессиональной переподготовки отдельных лиц за счет их средств или других организаций, направивших их на обучение.

     Осознав необходимость переподготовки квалифицированных кадров, каждая организация должна принять решение о концепции профессионального обучения персонала.

     Вариантами  здесь выступают:

  • узкоспециализированная переподготовка кадров, ориентированная на краткосрочную перспективу и имеющая отношение к соответствующим рабочим местам.
  • переподготовка квалифицированных кадров широкого профиля, ориентированная на повышении внутрипроизводственной мобильности работника, степени его готовности и способности к перемене труда, освоению новых сфер.

     Переподготовка квалифицированных кадров ориентированная на личность работника и призванная стимулировать развитие человеческих качеств и зрелости работника.

     В практике профессионально-технического образования сложились две формы обучения персонала: на рабочем месте (внутрипроизводственная) и вне его (внепроизводственная).

     Обучение  на рабочем месте осуществляется в процессе работы. Эта форма переподготовки является более дешевой и оперативной, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях.

     Обучение  на рабочем месте, как правило, подразумевает  наблюдение за опытным начальником  или коллегой, когда они выполняют определенную работу или решают какую-либо задачу.

     Преимущество  обучения на рабочем месте: оно дешево, легко удовлетворить потребности  обучаемого, работник получает опыт «из  рук в руки».

     Однако  этот метод имеет недостатки: Вы или Ваши коллеги могут не обладать достаточным опытом в обучении; работники, которых попросили обучать, могут не иметь для этого достаточно авторитета и ответственности; работники могут возмутиться, что их будут учить их коллеги.

     Обучение  вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. Методы профессиональной переподготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению.

     Преимущество:

  • занятие проводятся опытными экспертами;
  • используются современное оборудование и информация;
  • работники получают заряд свежих идей и информации.
  • Недостатки:
  • это может быть дорого;
  • курсы могут быть оторванными от практики вашего бизнеса, и перенасыщены теорией;
  • работники могут быть не настроены, проходить обучение в свое свободное время.

     Профессиональное  развитие оказывает положительное  влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне организации. Профессиональное обучение способствует общему интеллектуальному развитию человека, укрепляет уверенность в себе. Потому возможность получения профессионального обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации.

     Если  рассматривать профессиональное образование  как систему, то в ней необходимо выделить два этапа. Первый – собственно профессиональная подготовка. Второй – последующие усилия, предпринимаемые  для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации.

     При этом в зависимости от преследуемых целей приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в  соответствие с изменившейся обстановкой  или использована для профессионального  продвижения по службе. Данный подход к повышению квалификации непосредственно вытекает из концепции непрерывного образования, в основе которой лежит принцип организации ступенчатого производственного обучения персонала. В настоящее время нет всесторонне обоснованных соображений по срокам переподготовки. Организуя эту работу, исходя из того, что за средний период своей трудовой деятельности (40-45 лет) квалифицированный работник должен 4-5 раз пройти переподготовку и повысить свою квалификацию. В промышленности, и особенно в машиностроении, «обновлять» свою квалификацию для освоения новой техники приходится сегодня в среднем в 6-8 раз, меняя при этом 3-4 раза профессию.

     Исходя  из периодов смены видов продукции (один раз в 5-8 лет) каждый работник раз  в 4-7 лет должен обновлять свои знания.

     Поэтому значение повышения профессиональной квалификации возрастает. Отрезки времени, когда преобладает учеба, сменяются отрезками времени с преобладанием практического применения, и наоборот. Работа и учеба постоянно становится все более неотделимыми друг от друга.

     Профессиональное обучение, работа по профессии и повышение квалификации всегда содержат оба элемента: элемент учебы и элемент применения. 

     Вывод: Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно-технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, меняя содержание и условия трудовой деятельности, место человека в производстве.

     Каждая  организация, проводящая обучение, стремится, чтобы его эффективность была максимальной. Чтобы добиться этой цели требуется уделить достаточно внимания каждому этапу процесса обучения. Невнимание к любому из этапов, скорее всего, сведет на нет все результаты этого или будущих процессов обучения персонала в организации. 

 

2.  РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

2.1 Переподготовка рабочих кадров

 
 

     В отличие от подготовки новых рабочих, т.е. обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения квалификации (обучение рабочих той же профессии без перемены этими рабочими своей трудовой деятельности) с позиции организации процесса обучения принципиальной разницы между первичным обучением и переподготовкой нет. Переподготовка рабочих осуществляется прямо на предприятии (конечно, если есть возможность сохранить рабочих, заняв их на других участках производства), а также силами территориальной службы занятости (если произошло фактическое высвобождение — увольнение с предприятия)  [15. С. 18].

     Рассмотрим  особенности организации процесса переподготовки непосредственно на предприятии. Наиболее широко она практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутриорганизационная текучесть работников (в поисках лучшей работы, условий труда и т.п.).

     Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна тесно увязываться с профессиональным продвижением рабочих, а основная ее форма — обучение смежным и вторым профессиям.

     Особенность переподготовки кадров — в контингенте рабочих, которых она охватывает. Это в основном рабочие средних и старших возрастов, проработавшие определенное время (часто весьма продолжительное) по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение. Существенно отличается и образовательный уровень данного контингента рабочих: и низкий уровень среднего общего образования, и давность лет его получения  [17. С. 26]

     Управление  процессом переподготовки работников предполагает:

  • определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;
  • выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;
  • проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения.

Информация о работе Переподготовка и повышение квалификации