Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 20:36, доклад
Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышается.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии…………………………………….5
1.1 Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в повышении экономической эффективности организации………………….5
1.2 Основные формы обучения, повышение квалификации и подготовки кадров в условиях рыночной экономики……………………………………7
2. Анализ системы обучения и повышения квалификации персонала на предприятии ЗАО «Сталепромышленная компания»……………………….14
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия………………..14
2.2 Анализ обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала действующий на предприятии……………………………………………….16
3. Системы обучения персонала……………………………………………….19
3.1 Основные направления совершенствования системы обучения и повышение квалификации персонала………………………………………....19
3.2 Рынок услуг дополнительного профессионального образования: структура, функции, проблемы развития……………………………….……..24
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии…………………………………….5
1.1 Роль подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
1.2 Основные формы обучения, повышение
квалификации и подготовки
2. Анализ системы обучения и повышения квалификации персонала на предприятии ЗАО «Сталепромышленная компания»……………………….14
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия………………..14
2.2 Анализ обучения, переподготовки и
повышения квалификации персонала действующий
на предприятии……………………………………………….
3. Системы обучения персонала…………
3.1 Основные направления совершенствования системы обучения и повышение квалификации персонала………………………………………....19
3.2 Рынок услуг дополнительного профессионального образования: структура, функции, проблемы развития……………………………….……..24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Совершенствование и развитие материально-вещественных
факторов производства и, прежде всего
разработка, внедрение и освоение
новых технологий требует систематического
повышения как общего культурно-технического
и профессионального уровня работников,
так и повышения квалификации
в пределах конкретных трудовых функций.
В таком повышении
Вопросы подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров в условиях рыночной отношений приобретают особую актуальность.
В современных условиях перед профессиональным обучением рабочих кадров вcтал целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств и изменением требований к качеству рабочей силы.
Современное производство предъявляет
высокие требования к рабочим
кадрам и системе подготовки, переподготовки
и повышение квалификации в условиях
рыночных отношений. В ходе научно-технического
прогресса одни профессии исчезают,
другие появляются. Уплотняется трудовой
ритм, меняются технические средства.
Все это порождает
Объектом исследования данной работы является филиал ЗАО «Сталепромышленная компания», один из основных поставщиков металлопродукции на Дальнем Востоке. Компания занимается оптовой и розничной торговлей металлопрокатом, а также развивает производственное направление: осуществляет переработку металла и производство различных профилей.
Политика, проводимая на предприятии, обеспечивает постоянное совершенствование своей отрасли. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание работе с кадрами, как в плане социального обеспечения, так и обучение, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Предметом – является система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Задачи – проанализировать систему повышения квалификации кадров, выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы, и сформулировать предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации на предприятии.
Таким образом, цель данной работы состоит в оценке организации подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров Сталепромышленной компании, выработке мероприятий по ее совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Методологической основой
Для выполнения работы были использованы данные учета и отчетности отдела кадров. Работа состоит из трех глав. В первой главе описаны теоретические аспекты обучения и повышения квалификации кадров. Во второй главе описан анализ системы обучения и повышения квалификации кадров на предприятии. В третьей описаны основные направления совершенствования системы обучения и повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономики.
1. Теоретические аспекты
1.1 Роль подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (раздел 9) работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
В современных условиях важнейшим
условиям развития фирмы, авторитета ее
на рынке и повышения
Вот почему в последнее время руководители многих фирм и организаций пристальное внимание уделяют созданию систем корпоративной подготовки специалистов, прежде всего работе учебных центров и учебных отделов.
Без серьезных организационных
изменений в области подготовки
и переподготовки персонала трудно
ожидать качественных изменений
в работе фирмы. Семинары, стажировки
не могут заменить постоянной целенаправленной
работы по обучению, переподготовке, информированию
сотрудников. При выборе стратегии
обучения сотрудников перед
Когда-то работа с кадрами заключалась в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредствам амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага всего персонала руководство организации должно постоянно работать над всемерным повышением его потенциала.
Развитие персонала – комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров. Цель развития персонала – обеспечение организации хорошо подготовленными работниками, в соответствии с ее целями и стратегией развития.
Современная государственная политика в области профессиональной подготовки призвана обеспечить решение двух взаимосвязанных задач социально-экономического характера:
Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям фирмы и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет этого фактора. Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы.
В современных условиях развитие системы
профессиональной подготовки определяется
двумя противодействующими
Появление новых технологий ведет
к качественному изменению не
только профессиональной, но и квалификационной
структуры персонала. Современные
черты квалификационной структуры
персонала сегодня – это
Квалификация – это динамическая способность человека включаться в процесс производства и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции. Она характеризует, с одной стороны потенциальную возможность работника выполнять работу определенной сложности, а с другой – уровень развития самого работника.
В период интенсивных технологических преобразований повышению квалификации отводится исключительное значение, обеспечивающее само существование предприятия.
1.2 Основные формы обучения,
повышение квалификации и
Обучение и подготовка – две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а подготовка – с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Профессиональная подготовка представляет целевое обучение, конечная цель которого – обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации (или ее подразделений и филиалов).
Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения, рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.
Суть концепции «непрерывного»
образования состоит в
В системе непрерывного профессионального
образования России сегодня выделяют
пять ступеней квалификации (Таб.1). Их
совокупность составляет квалификационную
структуру профессионального
Таблица 1. Квалификационная структура профессионального образования РФ
Ступень квалификации |
Уровень общего образования, требуемый для получения профессии |
Уровень профессионального образования |
1 |
Основное |
Ускоренная профессиональная подготовка |
2 |
Основное |
Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми не требуется среднего общего образования |
3 |
Среднее (полное) |
Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми требуется среднего общего образования |
4 |
Среднее (полное) |
Повышенное профессиональное образование рабочих лиц. Среднее профессиональное образование. Повышенное профессиональное образование специалистов среднего звена. |
5 |
Среднее (полное) |
Бакалавриат, магистратура, послевузовское специальное образование. |
На практике существуют три ступени обучения – начальная, средняя, высшая. По каждой из них строго определены объем знаний и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся на каждой ступени, содержание профилирующих специальных дисциплин. Рабочие последовательно проходят обучение в ПТУ, техникумах, в вузе.
Повышение квалификации после завершения профессионального обучения и определенного времени работы по профессии направлено на достижение двух целей: