Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 20:36, доклад
Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышается.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии…………………………………….5
1.1 Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в повышении экономической эффективности организации………………….5
1.2 Основные формы обучения, повышение квалификации и подготовки кадров в условиях рыночной экономики……………………………………7
2. Анализ системы обучения и повышения квалификации персонала на предприятии ЗАО «Сталепромышленная компания»……………………….14
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия………………..14
2.2 Анализ обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала действующий на предприятии……………………………………………….16
3. Системы обучения персонала……………………………………………….19
3.1 Основные направления совершенствования системы обучения и повышение квалификации персонала………………………………………....19
3.2 Рынок услуг дополнительного профессионального образования: структура, функции, проблемы развития……………………………….……..24
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………
В соответствии с Типовым положением об учреждении начального профессионального образования (утверждено Постановлением Правительства РФ от 05 июня 1994г. № 650) утверждение начального профессионального образования является государственным, муниципальным или негосударственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалификационного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно перечню профессий, утвержденному правительством РФ.
Утверждение начального профессионального образования по договорам с органами по труду и службами занятости, производственными объединениями, предприятиями, фирмами и другими организациями может осуществлять профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ и не сопровождается повышением образовательного уровня.
При учреждении начального профессионального образования могут быть организованны курсы профессиональной подготовки отдельных лиц за счет их средств или других организаций, направивших их на обучение.
Осознав необходимость подготовки квалифицированных кадров, каждая организация должна принять решение о концепции профессионального обучения персонала.
Вариантами здесь выступают:
Подготовка квалифицированных кадров ориентированная на личность работника и призванная стимулировать развитие человеческих качеств и зрелости работника.
В практике профессионально-технического
образования сложились две
Обучение на рабочем месте осуществляется в процессе работы. Эта форма подготовки является более дешевой и оперативной, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников не привыкших к обучению в аудиториях.
Обучение на рабочем месте, как
правило, подразумевает наблюдение
за опытным начальником или
Преимущество обучения на рабочем месте: оно дешево, легко удовлетворить потребности обучаемого, работник получает опыт «из рук в руки».
Однако этот метод имеет недостатки: Вы или Ваши коллеги могут не обладать достаточным опытом в обучении; работники, которых попросили обучать, могут не иметь для этого достаточно авторитета и ответственности; работники могут возмутиться, что их будут учить их коллеги.
Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению.
Преимущество:
Недостатки:
Профессиональное развитие оказывает
положительное влияние и на самих
сотрудников. Повышая квалификацию
и приобретая новые навыки и знания,
они становятся более конкурентоспособными
на рынке труда и получают дополнительные
возможности для
Если рассматривать
При этом в зависимости от преследуемых
целей приобретенная ранее
Исходя из периодов смены видов продукции (один раз в 5-8 лет) каждый работник раз в 4-7 лет должен обновлять свои знания.
Поэтому значение повышения профессиональной
квалификации возрастает. Отрезки времени,
когда преобладает учеба, сменяются
отрезками времени с
Профессиональное обучение, работа
по профессии и повышение
2. Анализ системы обучения и повышения квалификации персонала на предприятии ЗАО «Сталепромышленная компания»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
ЗАО «Сталепромышленная компания» (СПК) успешно работает на рынке черного металлопроката с 1991 года. Сегодня СПК представляет собой вертикально интегрированную дивизиональную сеть предприятий, осуществляющих переработку и поставку металлопроката на рынки России и Казахстана. Управляющая компания находится в Екатеринбурге.
Филиалы и представительства Компании функционируют практически во всех субъектах федерации, в 63 городах России и зарубежья. С 2001 года Сталепромышленная компания является членом Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) и по оценкам журнала Forbes входит в число 200 крупнейших компаний России.
Компания занимается оптовой и
розничной торговлей
Общая численность сотрудников Компании составляет 2380 человек.
Число сотрудников филиала ЗАО «Сталепромышленная компания» на сегодняшний день составляет 30 человек.
На долю Сталепромышленной компании приходится 5% рынка металлопотребления в России.
Основными поставщиками Компании являются крупнейшие металлургические комбинаты России и стран СНГ, в их числе: ММК, НЛМК, НТМК, ЗСМК, НСММЗ, Северсталь, МЕЧЕЛ, ПНТЗ, СТЗ, ЧМЗ, Митал Стил. Относительная независимость от поставщиков позволяет Компании оптимизировать логистику поставок и объединять доставку заказов в различные регионы в пулы для минимизации издержек.
Каждый покупатель может лично удостовериться в наличии нужной ему позиции, посетив склад, где на хранении находятся тысячи тонн металла.
Организация старается предложить
покупателям максимально
Главная цель СПК – долгосрочное сотрудничество с потребителем.
Хозяйственную деятельность анализируемого
предприятия характеризуют
Табл. 2 Основные технико-экономические показатели СПК
Наименование показателя |
Величина показателя | ||
2004г |
2005г |
2006г | |
1.Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб. |
1062158 |
1502107 |
1709510 |
2. Средняя стоимость основных |
255984 |
263382 |
275087 |
3 Фондоотдача, руб. / руб. |
4,15 |
5,70 |
6,21 |
4 Амортизационные отчисления, тыс. руб. |
1183 |
1166 |
1145 |
6 Среднесписочная численность |
328 |
324 |
356 |
7 Производительность труда, тыс. |
3238 |
4636 |
4802 |
8 Себестоимость реализованных |
647916 |
811138 |
821741 |
9 Затраты на 1 рубль реализации товаров, руб. |
0,61 |
0,54 |
0,48 |
Из таблицы следует, что на ЗАО «Сталепромышленная компания» с каждым годом улучшает свои экономические показатели, эффективно используя при этом основные производственные фонды.
Функции маркетинга возложены на отдел сбыта. Предпочтительная ориентация структуры службы маркетинга - функциональная.
Важнейшей задачей при выборе рынка является достижение оптимальной сбалансированности спроса и предложения в условиях имеющихся ресурсов и поставленных целевых ориентиров потребления. Основываясь на этом, был выбран российский рынок. Объем реализации в данном рынке составляет 100%.
В настоящее время, анализируемое предприятие действует по принципам маркетинга, находится на стадии глубокого проникновения, на новые рынки сбыта на основе перестройки (адаптации) предприятия «под рынок».
Достижение организационных
Рис 1. Организационная структура филиала предприятия ЗАО «Сталепромышленная компания»
2.2 Анализ обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала действующее на предприятии
Эффективная работа предприятия невозможна
без адекватной информации. Отдел
кадров регулярно собирают данные,
характеризующие различные
Квалифицированный уровень рабочих кадров во многом зависит от их возраста и образования. Изучив этот вопрос, обнаружила, что 80% персонала приходится на возраст 25-40 лет, 20% -40-50 лет.
Проанализируем состав рабочей силы по уровню полученного образования. По данным, проведенным в таблице 4, уровень образования персонала в течение трех анализируемых лет изменился.
Таблица 3. Образовательная структура
персонала филиала ЗАО «
Уровень образования |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
Высшее образование |
17,0 |
21,0 |
24,0 |
Среднее специальное |
60,0 |
55,0 |
52,0 |
Среднее и неполное среднее |
22,0 |
24,0 |
24,0 |
Система подготовки, переподготовки
и повышение квалификации рабочих
кадров, действующая в филиале
осуществляется на основании разработанного
стандарта головным предприятием в
г. Екатеринбурге, составленного на
основании «Типового положения
о непрерывном профессионально-
На предприятии организуются следующие виды обучения персонала, обеспечивающие его непрерывность: