Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:48, контрольная работа
Цель курсовой работы проанализировать систему повышения квалификации кадров, выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы, и сформулировать предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации на предприятии. В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации работников и систему российского образования;
2.Исследовать особенности развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров;
Введение…………………………………………………………………………. 3
Теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
Роль переподготовки и повышения квалификации кадров
в повышении экономической эффективности организации………………….
6
Основные формы повышения квалификации и
переподготовки персонала……………………………………………………...
8
2. Развитие трудового потенциала
Переподготовка рабочих кадров…………...……………………………….
15
Повышение квалификации кадров………………………………………...
19
2.3 Самообразование и образование управленческого персонала…………... 25
3. Основные направления совершенствования переподготовки и повышения квалификации персонала
3.1 Улучшение работы по профессиональной ориентации…………………... 28
3.2 Использование зарубежного опыта при организации переподготовки
и повышения квалификации персонала……………………………………….
32
4. Исследование организации переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на заводе «Бежецксельмаш»: материалы прикладного социологического исследования
4.1 Программа исследования на тему: «Проблема переподготовки и повышения квалификации персонала глазами сотрудников кадровой службы завода «Бежецксельмаш»……………………………………………..
40
4.2 Результаты социологического исследования…………………………….. 47
Заключение………………………………………………………......................... 57
Список использованных источников……………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
| |
|
6 |
|
8 |
2. Развитие трудового потенциала | |
|
15 |
|
19 |
2.3 Самообразование и образование управленческого персонала…………... | 25 |
3.
Основные направления | |
3.1 Улучшение
работы по профессиональной |
28 |
3.2 Использование
зарубежного опыта при и повышения квалификации персонала………………………………………. |
32 |
4.
Исследование организации | |
4.1 Программа
исследования на тему: «Проблема переподготовки
и повышения квалификации персонала глазами
сотрудников кадровой службы завода «Бежецксельмаш»……………………………………… |
40 |
4.2 Результаты
социологического исследования… |
47 |
Заключение…………………………………………………… |
57 |
Список использованных источников…………………………………………... | 59 |
Приложение А: Анкета…………………………………………………………. | 63 |
Приложение
Б: Таблицы распределения ответов… |
68 |
Приложение В: Рисунки ответов на вопросы……………………………….... | 74 |
Приложение Г: Двухмерное распределение ответов на вопросы………….... | 83 |
Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышается.
Вопросы переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров в условиях рыночной отношений приобретают особую актуальность.
В современных условиях перед профессиональным обучением рабочих кадров встал целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств и изменением требований к качеству рабочей силы.
Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе переподготовки и повышение квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии исчезают, другие появляются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это порождает необходимость в новых формах переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров.
Повышение
квалификации на предприятии - практически
непрерывный процесс, который может
заключаться как в новых
Политика, проводимая на предприятии, обеспечивает постоянное совершенствование своей отрасли. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание работе с кадрами, как в плане социального обеспечения, так и обучение, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Предметом – является система переподготовки и повышения квалификации кадров.
Цель курсовой работы проанализировать систему повышения квалификации кадров, выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы, и сформулировать предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации на предприятии. В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации работников и систему российского образования;
2.Исследовать особенности развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров;
3. Показать основные направления совершенствования переподготовки и повышения квалификации персонала.
Таким образом, тема переподготовка и повышение квалификации затрагивает сразу два важнейших аспекта менеджмента – следовательно, при правильном подходе к этому вопросу, эффективность работы организации может возрасти на порядок. Доказать это утверждение – одна из основных целей данной курсовой работы.
Сама тема вытекает из вопроса – стоит ли тратить деньги для улучшения производительности текущего персонала, если можно использовать кадровые агентства и другие источники для найма сторонних свободных специалистов. Ответ на этот вопрос для подавляющего большинства фирм один: да, стоит. Следует это, например, из текущих запросов тех же сторонних специалистов, которые хотят не только стабильной и относительно высокой зарплаты, хорошего климата на рабочем месте, но и постоянного трудоустройства. В результате фирмы, пропагандирующие данный подход, получают, известное преимущество перед предприятиями которые не предполагают этого по умолчанию.
Методологической основой написания данной работы послужили законодательные и нормативные документы, действующие в РФ, а также специальная литература по исследуемой проблеме таких авторов как В.В. Авдеев [2], А.Л. Кибанова [5], П.В. Журавлев [10], В.А. Дятлов [7] и других.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения.
В первой главе описаны теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации персонала.
Во второй главе описан развитие трудового потенциала системы переподготовки и повышения квалификации персонала.
В
третьей описаны основные направления
совершенствования системы
1.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
1.1
Роль переподготовки
и повышения квалификации
персонала
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (раздел 9) работники имеют право на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
В
современных условиях важнейшим
условиям развития фирмы, авторитета ее
на рынке и повышения
Вот почему в последнее время руководители многих фирм и организаций пристальное внимание уделяют созданию систем корпоративной переподготовки специалистов, прежде всего работе учебных центров и учебных отделов.
Без
серьезных организационных
Ранее предприятиям и организациям ежегодно доводились задания по переподготовке и повышению квалификации кадров, нормативы численности работников, занимающихся обучением, нормативы на создание учебно-производственной базы, задания по ее расширению и т.п. В настоящее время все виды обучения предприятия осуществляются самостоятельно и вполне независимо от каких-либо других органов управления, что имеет как свои плюсы, так и минусы.
С переходом к рыночной экономике функции предприятия по организации обучения и обеспечению его надлежащего качества значительно расширяются. Прежде всего, это связано с серьезным ослаблением роли государственного регулирования подготовки квалифицированной рабочей силы (например, через систему профессионально-технического образования) и переподготовкой высвобождаемой значительной части рабочей силы, с повышением требований к гибкости рабочей силы, повышением значимости процессов перемены труда, с ориентацией предприятия на удовлетворение потребности в квалифицированной рабочей силе за счет собственных работников.
Система переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии в условиях рынка основана на балансе интересов. С одной стороны, такая система должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой — предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.
Отсюда - повышенные требования к гибкости системы переподготовки и повышения квалификации, к ее способности быстро менять содержание, методы и организационные формы в соответствии с потребностями производства и ситуацией на рынке труда.
Перед
системой управления персоналом на предприятии
стоят следующие задачи в области переподготовки
кадров и повышения их квалификации: [7.
С. 11].
1.2
Основные формы повышение
квалификации и переподготовки
персонала
Обучение и переподготовка – две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а переподготовка – с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Профессиональная переподготовка представляет целевое обучение, конечная цель которого – обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации (или ее подразделений и филиалов) [10. С. 24].
Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения, рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.