Переподготовка и повышение квалификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы проанализировать систему повышения квалификации кадров, выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы, и сформулировать предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации на предприятии. В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации работников и систему российского образования;
2.Исследовать особенности развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
Теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
Роль переподготовки и повышения квалификации кадров
в повышении экономической эффективности организации………………….
6
Основные формы повышения квалификации и
переподготовки персонала……………………………………………………...
8
2. Развитие трудового потенциала
Переподготовка рабочих кадров…………...……………………………….
15
Повышение квалификации кадров………………………………………...
19
2.3 Самообразование и образование управленческого персонала…………... 25
3. Основные направления совершенствования переподготовки и повышения квалификации персонала
3.1 Улучшение работы по профессиональной ориентации…………………... 28
3.2 Использование зарубежного опыта при организации переподготовки
и повышения квалификации персонала……………………………………….

32
4. Исследование организации переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на заводе «Бежецксельмаш»: материалы прикладного социологического исследования
4.1 Программа исследования на тему: «Проблема переподготовки и повышения квалификации персонала глазами сотрудников кадровой службы завода «Бежецксельмаш»……………………………………………..

40
4.2 Результаты социологического исследования…………………………….. 47
Заключение………………………………………………………......................... 57
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………. 3
  1. Теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
    1. Роль переподготовки и повышения квалификации кадров
в повышении экономической  эффективности организации………………….
 
6
    1. Основные формы повышения квалификации и
переподготовки  персонала……………………………………………………...
 
8
2.  Развитие трудового потенциала
    1. Переподготовка рабочих кадров…………...……………………………….
15
    1. Повышение квалификации кадров………………………………………...
19
2.3 Самообразование и образование управленческого персонала…………... 25
3. Основные направления совершенствования  переподготовки и повышения квалификации  персонала
3.1 Улучшение  работы по профессиональной ориентации…………………...  28
3.2 Использование  зарубежного опыта при организации переподготовки

и повышения  квалификации персонала……………………………………….

 
32
4. Исследование организации переподготовки  и повышения квалификации рабочих  кадров на заводе «Бежецксельмаш»:  материалы прикладного социологического  исследования 
4.1 Программа исследования на тему: «Проблема переподготовки и повышения квалификации персонала глазами сотрудников кадровой службы завода «Бежецксельмаш»……………………………………………..  
 
40
4.2 Результаты  социологического исследования…………………………….. 47
Заключение………………………………………………………......................... 57
Список  использованных источников…………………………………………... 59
Приложение  А: Анкета…………………………………………………………. 63
Приложение  Б: Таблицы распределения ответов…………………………….. 68
Приложение  В: Рисунки ответов на вопросы……………………………….... 74
Приложение  Г: Двухмерное распределение ответов  на вопросы………….... 83

 
ВВЕДЕНИЕ
 
 

     Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего  разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышается.

     Вопросы  переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров в условиях рыночной отношений приобретают особую актуальность.

     В современных условиях перед профессиональным обучением рабочих кадров встал целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств и изменением требований к качеству рабочей силы.

     Современное производство предъявляет высокие  требования к рабочим кадрам и системе переподготовки и повышение квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии исчезают, другие появляются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это порождает необходимость в новых формах переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров.

     Повышение квалификации на предприятии - практически  непрерывный процесс, который может  заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося  предприятия», так и в стандартных подходах… как, например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих. [3. С. 12].

     Политика, проводимая на предприятии, обеспечивает постоянное совершенствование своей  отрасли. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание работе с кадрами, как в плане социального обеспечения, так и обучение, повышения квалификации и переподготовки кадров.

     Предметом – является система переподготовки и повышения квалификации кадров.

     Цель курсовой работы проанализировать систему повышения квалификации кадров, выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы, и сформулировать предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации на предприятии. В соответствии с целью определены следующие задачи:

     1. Рассмотреть теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации работников и систему российского образования;

     2.Исследовать особенности развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров;

     3. Показать основные направления совершенствования переподготовки и повышения квалификации персонала.

       Таким образом, тема переподготовка и повышение квалификации затрагивает сразу два важнейших аспекта менеджмента – следовательно, при правильном подходе к этому вопросу, эффективность работы организации может возрасти на порядок. Доказать это утверждение – одна из основных целей данной курсовой работы.

     Сама  тема вытекает из вопроса – стоит  ли тратить деньги для улучшения  производительности текущего персонала, если можно использовать кадровые агентства и другие источники для найма сторонних свободных специалистов. Ответ на этот вопрос для подавляющего большинства фирм один: да, стоит. Следует это, например, из текущих запросов тех же сторонних специалистов, которые хотят не только стабильной и относительно высокой зарплаты, хорошего климата на рабочем месте, но и постоянного трудоустройства. В результате фирмы, пропагандирующие данный подход, получают, известное преимущество перед предприятиями которые не предполагают этого по умолчанию.

     Методологической  основой написания данной работы послужили законодательные и  нормативные документы, действующие  в РФ, а также специальная литература по исследуемой проблеме таких авторов как В.В. Авдеев [2], А.Л. Кибанова [5], П.В. Журавлев [10], В.А. Дятлов [7] и других.

     Курсовая  работа состоит из введения, четырех глав, заключения.

     В первой главе описаны теоретические  аспекты переподготовки и повышения квалификации персонала.

     Во  второй главе описан развитие трудового потенциала системы переподготовки и повышения квалификации персонала.

     В третьей описаны основные направления  совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации персонала 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 

     1.1 Роль переподготовки  и повышения квалификации  персонала  
 

     Согласно  Трудовому кодексу Российской Федерации (раздел 9) работники имеют право  на профессиональную переподготовку и  повышение квалификации, включая  обучение новым профессиям и специальностям.

     В современных условиях важнейшим  условиям развития фирмы, авторитета ее на рынке и повышения конкурентоспособности  являются корпоративные знания. Деятельность руководства по обучению и повышению  квалификации сотрудников, собственная  работа сотрудников в этом направлении, мощная система информационного поиска новаций и нововведений – все это должно работать на идею постоянного повышения и совершенствования корпоративного знания [5. С. 17].

     Вот почему в последнее время руководители многих фирм и организаций пристальное внимание уделяют созданию систем корпоративной переподготовки специалистов, прежде всего работе учебных центров и учебных отделов.

     Без серьезных организационных изменений  в области переподготовки и повышения квалификации персонала трудно ожидать качественных изменений в работе фирмы. Семинары, стажировки не могут заменить постоянной целенаправленной работы по обучению, переподготовке, информированию сотрудников. При выборе стратегии обучения сотрудников перед руководителем кадровой службы всегда существует дилемма – обучение как ликвидация последствий не слишком удачного приема сотрудников или обучения инновациям, новым технологиям деятельности на фирме.

     Ранее предприятиям и организациям ежегодно доводились задания по переподготовке и повышению квалификации кадров, нормативы численности работников, занимающихся обучением, нормативы на создание учебно-производственной базы, задания по ее расширению и т.п. В настоящее время все виды обучения предприятия осуществляются самостоятельно и вполне независимо от каких-либо других органов управления, что имеет как свои плюсы, так и минусы.

     С переходом к рыночной экономике  функции предприятия по организации  обучения и обеспечению его надлежащего  качества значительно расширяются. Прежде всего, это связано с серьезным ослаблением роли государственного регулирования подготовки квалифицированной рабочей силы (например, через систему профессионально-технического образования) и переподготовкой высвобождаемой значительной части рабочей силы, с повышением требований к гибкости рабочей силы, повышением значимости процессов перемены труда, с ориентацией предприятия на удовлетворение потребности в квалифицированной рабочей силе за счет собственных работников.

     Система переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии в условиях рынка основана на балансе интересов. С одной стороны, такая система должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой — предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.

     Отсюда - повышенные требования к гибкости системы переподготовки и повышения  квалификации, к ее способности быстро менять содержание, методы и организационные  формы в соответствии с потребностями  производства и ситуацией на рынке  труда.

     Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области переподготовки кадров и повышения их квалификации: [7. С. 11]. 

     
  1. выработка стратегии в формировании квалифицированных  кадров;
  2. определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
  3. правильный выбор форм и методов переподготовки и повышения квалификации;
  4. выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;
  5. изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
 

1.2 Основные формы повышение квалификации и переподготовки персонала 
 

     Обучение  и переподготовка – две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а переподготовка – с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Профессиональная переподготовка представляет целевое обучение, конечная цель которого – обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации (или ее подразделений и филиалов) [10. С. 24].

     Целью организации профессионального  обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных  форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения, рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с  индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.

Информация о работе Переподготовка и повышение квалификации