Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:48, контрольная работа
Цель курсовой работы проанализировать систему повышения квалификации кадров, выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы, и сформулировать предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации на предприятии. В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации работников и систему российского образования;
2.Исследовать особенности развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров;
Введение…………………………………………………………………………. 3
Теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
Роль переподготовки и повышения квалификации кадров
в повышении экономической эффективности организации………………….
6
Основные формы повышения квалификации и
переподготовки персонала……………………………………………………...
8
2. Развитие трудового потенциала
Переподготовка рабочих кадров…………...……………………………….
15
Повышение квалификации кадров………………………………………...
19
2.3 Самообразование и образование управленческого персонала…………... 25
3. Основные направления совершенствования переподготовки и повышения квалификации персонала
3.1 Улучшение работы по профессиональной ориентации…………………... 28
3.2 Использование зарубежного опыта при организации переподготовки
и повышения квалификации персонала……………………………………….
32
4. Исследование организации переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на заводе «Бежецксельмаш»: материалы прикладного социологического исследования
4.1 Программа исследования на тему: «Проблема переподготовки и повышения квалификации персонала глазами сотрудников кадровой службы завода «Бежецксельмаш»……………………………………………..
40
4.2 Результаты социологического исследования…………………………….. 47
Заключение………………………………………………………......................... 57
Список использованных источников……………………
4.Квалификация работников предприятия:
5. Система обучения: система устанавливает формы и методы переподготовки рабочих кадров, повышения квалификации, формирования у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в новых экономических условиях.
Факторная операционализация
Мнение экспертов исследования о проблеме переподготовки и повышения квалификации на заводе «Бежецксельмаш».
1. возраст: от 16 до 24 лет; от 25 до 29 лет; от 30 до 39 лет; от 40 до 49 лет; от 50 до 54 лет; от 55 и старше
2. Материальное положение: высокое; среднее; низкое.
3. Количество работников по возрастной категории: от 16 до 55 и старше.
4. Отношение рабочих к производству: положительное; нейтральное; отрицательное.
5. Стаж работы: до 3 лет; от 3 до 5 лет; от 6 до 10 лет; больше 10 лет.
6. Должность: директор завода; зам. директора по капитальному строительству; зам. директора по маркетингу; главный инженер; коммерческий директор; зам. главного инженера; экономист; бухгалтер; специалисты; рабочие; служащие.
7. Отношение рабочих к переподготовке и повышению квалификации: положительное; нейтральное; отрицательное.
Обоснование исследования:
Метод исследования: глубинное экспертное интервью. Этот метод является наиболее подходящим для достижения поставленной цели.
Экспертами выступают работники отдела кадров завода «Бежецксельмаш», которые работают на данном предприятии.
Выборка:
4 человек. Эксперты, женщины, в возрасте
от 35 до 47 лет, на должности начальник
отдела кадров и инспектор отдела
кадров.
4.2
Результаты социологического
исследования
Исследование проводилось с 1 марта по 30 мая, в два этапа: анкетный опрос и экспертное интервью.
В анкетном опросе принимало участие 71 человек, среди которых 65 (90%) мужчин и 6 (10%) женщины. Большинство респондентов в возрасте 40-49 лет (29%), 25% респондентов находятся в возрасте 30-39 лет, в возрасте 25-29 года опрошено 8%, в возрасте 50-54 17% , 50 лет и старше 12% и 6% в возрасте от 16 до 24 лет. Значительная часть респондентов рабочие (66%), 14% (от количества ответов) приходит на специалистов, 18% (от количества ответов) руководители, 2% (от количества ответов) служащие.
Основными рабочими профессиями являются профессия токаря, шлифовщика и слесаря механосборочных работ. Удельный вес токарей к общей численности рабочих цеха составляет 25,3 % или 18 человек, а удельный вес шлифовщиков – 17 % или 12 человек, удельный вес слесаря механосборочных работ – 7 % или 5 человек.
Подавляющее большинство респондентов (75%) имеют среднее образование, 10% получили лишь среднее профессиональное образование, 15% имеют высшее образование.
В целом материальное положение у респондентов ниже среднего. Большинству респондентов (43%) денег не хватает даже на питание; 35% из опрошенных на питание денег хватает, но покупка одежды им не по карману; 22% респондентов на одежду денег хватает, но они не могут купить бытовую технику.
Значительная часть респондентов (60%) информирована о стремление организации к повышению квалификации (переподготовки) своих сотрудников. Из них 35% частично информированы о стремлении организации к повышению квалификации (переподготовки) своих работников, это, прежде всего, люди в возрасте от 55 и старше (12% от количества ответов); 25% полностью информированы о стремлении организации к повышению квалификации своих работников, большинство из них люди в возрасте от 30 до 39 лет (50% от общего количества ответов), 16% респондентов оказались не информированы о стремлении организации к повышению квалификации своих работников. Среди них 10% частично не информированы, это в основном люди в возрасте от 55 лет и старше (55% от количества ответов); 6% не информированы вообще, ими оказались люди старше 55 лет (100% от количества ответов). Таким образом, была выявлена зависимость информированности респондентов о стремлении организации к повышению квалификации (переподготовки) своих работников в отношении респондентов старше 55 лет. Вывод: люди в возрасте от 30 до 39 оказались наиболее информированными о стремлении организации к повышению квалификации (переподготовки) своих работников. Гипотеза 1: большинство респондентов полностью информированы, о стремлении организации к повышению квалификации (переподготовки) своих работников по отношению к работникам старше 55 лет опровергнута.
Получают информацию о стремлении организации к повышению квалификации (переподготовки) большинство респондентов (55% от количества ответов) от главного инженера или его заместителя в соответствии с программой профессионально-экономического обучения. Лишь 8% (от количества ответов) респондентов не интересуются о стремлении организации к повышению квалификации (переподготовки), ими оказались люди, которые имеют высшее образование.
Для подавляющей части респондентов (65% от количества ответов)
поощрение своей организации стремление к повышению квалификации (переподготовки) своих сотрудников это: получение смежных профессий, повышения мобильности и приспосабливаемости к изменяющимся условиям труда, приобретения новых навыков.
В целом значительная часть респондентов (66%) отрицательно оценивают поощрение своей организации стремление к повышению квалификации (переподготовки) своих сотрудников. Из них 28% удовлетворительно оценили поощрение своей организации стремление к повышению квалификации (переподготовки) своих сотрудников, это, прежде всего, респонденты, в возрасте 30-39 лет (55% от количества ответов); 26% дали оценку «неудовлетворительно» о стремление своей организации к повышению квалификации (переподготовки) своих сотрудников, большинство из них в возрасте от 55 и старше (80% от количества ответов). 20% респондентов хорошо оценили стремление своей организации к повышению квалификации (переподготовки) своих сотрудников, ими оказались рабочие в возрасте от 25 до 29 лет (100% от количества ответов). Таким образом, была установлена зависимость оценок поощрение своей организации стремление к повышению квалификации (переподготовки) своих сотрудников. Вывод: респонденты в возрасте от 55 и старше оказались наиболее неудовлетворенными к стремлению своей организации повышению квалификации (переподготовки) своих сотрудников. Гипотеза 4: большинство респондентов удовлетворительно оценивают поощрение своей организации стремление к повышению квалификации (переподготовки) своих сотрудников.
Ни кто из респондентов не
знает о формах и видах
Все,
принимавшие участие в
Все респонденты проходили курсы обучения в соответствии с программой профессионально-экономического обучения. Среди них: респонденты (48% от количества ответов) проходили обучение, уже имевшим профессию, с целью получения новой профессии с более высоким уровнем квалификации; 65% (от количества респондентов) проходили обучение на предприятии с целью освоения новых профессий, высвобождаемые рабочими. Помимо курсов обучения 25% респондентов (от количества ответов) получило традиционное заочное обучение, 12% (от количества респондентов) прошли переподготовку и повышение квалификации, посещая краткосрочные тренинги и семинары, 10% респондентов (от количества ответов) прошли переподготовку и повышение квалификации самостоятельно. Таким образом, большинство респондентов проходят курсы обучения в соответствии с программой профессионально-экономического обучения. Гипотеза 3: большинство респонденты не знают о формах и видах обучения опровергнута.
В
целом большинство респондентов
(65%) проходившие курсы в
Все,
принимавшие участие в
Самым востребованным обучением оказались: переподготовка работников на производстве по курсовой и индивидуальной форме обучения, производственно-экономических курсах, в учебных заведениях. Таким образом, гипотеза 2: наиболее популярные респондентами обучение – переподготовка работников на производстве по курсовой и индивидуальной форме обучения, производственно-экономических курсах, в учебных заведениях подтверждена. Переподготовку на производстве по курсовой и индивидуальной форме проходили все респонденты (28% от количества ответов). Подавляющее большинство среди них (64% от количества ответов) хорошо оценили качество получаемых знаний, большая часть из них – рабочие, со стажем работы от 3 до 5 лет (36% от количества ответов). На производственно-экономических курсах обучались 15% респондентов (от количества ответов). Среди них 26% (от количества ответов) респондентов хорошо оценили качество получаемых знаний, большинство из них - рабочие, со стажем работы от 3 до 5 лет (13%). 11% (от количества ответов) респондентов повышали квалификацию (переподготовку) в учебных заведениях. Большинство из них (25% от количества ответов) неудовлетворительно оценили качество получаемых знаний, ими оказались работники со стажем работы от 6 до 10 лет. Таким образом, была установлена зависимость оценки качества получения знаний от стажа работы респондентов. Вывод: респонденты, имеющие стаж работы от 6 до 10 лет оказались неудовлетворенные качеством получения знаний.
В целом, практически все респонденты (95%) удовлетворены актуальностью получения знаний. Из них 49% частично удовлетворены полученными знаниями, большинство из них, это работники, с высшем образованием (67% от количества ответов); 38% остались полностью удовлетворены полученными знаниями, в основном это респонденты со средне-специальным образованием (86% от количества ответов). Лишь8% оказались полностью неудовлетворенными полученными ими знаниями, это респонденты, имеющие высшее образование (46% от количества ответов). Таким образов, была установлена зависимость удовлетворенности полученного обучения от уровня образования рабочих. Вывод: работники респонденты со средне-специальным образованием наиболее удовлетворены полученными знаниями.
Все опрошенные респонденты считают, что в содержании получения знаний существуют проблемы.
В результате исследования были выявлены следующие проблемы в содержании получаемых знаний: большая часть мне знакома, преподаваемые знания устарели, много теории мало практики.
Проблем в содержании получения знаний: большая часть мне знакома, преподаваемые знания устарели, много теории мало практики не было выявлено.
Наибольшее количество респондентов (58% из тех, кто повышал квалификацию) назвали такую проблему содержании курса, как «большая часть мне знакома». Среди этих респондентов никто не смог назвать причину этой проблемы. 16% (из тех, кто повышал квалификацию) респондентов затруднились назвать проблемы содержания курса. 13% (из тех, кто повышал квалификацию) респондентов видят проблему в «недостатке преподаваемых знаниях». Из них 7% видят причину этой проблемы в том, что «продолжительность курса слишком длинная»; 4% затруднились назвать причину проблемы. 11% (из тех, кто повышал квалификацию) респондентов назвали проблему содержания курсов – «не все преподаватели квалифицированные». Среди них никто не смог назвать причину этой проблемы. 8% (из тех, кто повышал квалификацию) респондентов выделили проблему содержания курсов – «нужно срочно менять преподавателей», все они затруднились назвать причину проблемы содержания курсов.
Большинство респондентов (44% из тех, кто повышал квалификацию) затруднились назвать проблемы в содержании курса. 38% (из тех, кто повышал квалификацию) высказали проблему содержания курсов - «низкий показатель потребности предприятия в переподготовки и повышения квалификации рабочих». Из них 19% назвали причиной проблемы «разность между средним разрядом работ и средним разрядом рабочих»; 13% видят причину в нехватке квалифицированных преподавателей, которые смогли бы дать требуемый уровень знаний; 6% затруднились назвать причину. Для 19% (из тех, кто повышал квалификацию) респондентов проблема содержания курсов «хотелось бы, чтобы периодичность переподготовки проходила не менее одного раза в год». Из них 13% назвали причиной проблемы - «уровень подготовки рабочих»; 6% затруднились назвать причину.