Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:48, контрольная работа
Цель курсовой работы проанализировать систему повышения квалификации кадров, выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы, и сформулировать предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации на предприятии. В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации работников и систему российского образования;
2.Исследовать особенности развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров;
Введение…………………………………………………………………………. 3
Теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
Роль переподготовки и повышения квалификации кадров
в повышении экономической эффективности организации………………….
6
Основные формы повышения квалификации и
переподготовки персонала……………………………………………………...
8
2. Развитие трудового потенциала
Переподготовка рабочих кадров…………...……………………………….
15
Повышение квалификации кадров………………………………………...
19
2.3 Самообразование и образование управленческого персонала…………... 25
3. Основные направления совершенствования переподготовки и повышения квалификации персонала
3.1 Улучшение работы по профессиональной ориентации…………………... 28
3.2 Использование зарубежного опыта при организации переподготовки
и повышения квалификации персонала……………………………………….
32
4. Исследование организации переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на заводе «Бежецксельмаш»: материалы прикладного социологического исследования
4.1 Программа исследования на тему: «Проблема переподготовки и повышения квалификации персонала глазами сотрудников кадровой службы завода «Бежецксельмаш»……………………………………………..
40
4.2 Результаты социологического исследования…………………………….. 47
Заключение………………………………………………………......................... 57
Список использованных источников……………………
Поскольку профессиональная структура народного хозяйства очень сложна, то одной школе трудно давать учащимся рекомендации по отдельным профессиям. В решении задачи по ориентации учащихся на рабочие профессии успех в большей степени зависит от участия профессионально-технических училищ и предприятия, от их тесного сотрудничества со школой.
Совместная работа школ, ПТУ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся должна носить планомерный, комплексный и целенаправленный характер, осуществляться дифференцированно по отношению к разным возрастным группам.
Целенаправленность профориентационной работы предусматривает потребности в кадрах и наряду с общим ознакомлением молодёжи с профессиями народного хозяйства, работу по воспитанию интереса к конкретным рабочим профессиям, в частности к тем, по которым ведётся подготовка в ПТУ. В школьных учебно-методических кабинетах по профессиональной ориентации может быть описана история училища и предприятия, созданы стенды с описанием профессий, нужных производству.
В совместной работе школ, ПТУ и предприятия нельзя ограничиваться разовыми мероприятиями: посещение училищ в день открытых дверей, отдельные встречи, беседы. Необходима многогранная систематическая работа по профориентации и молодёжи.
В
целях координации
В
данный момент проблема занятости молодёжи
остаётся одной из важнейших. Она
волнует сегодня не только самих
молодых людей, их семьи.
Серьёзно обеспокоена и служба занятости:
по состоянию на 1 января 2011 года молодёжь
в возрасте до 18 лет составляла 4,4 % от общего
количества безработных, а год назад этот
показатель был 3,9 %. Среди этой категории
безработных большинство составляют выпускники
школ, не имеющие никакой специальности,
поэтому им сложно трудоустроиться.
И хотя выпускники учебных заведений не полностью востребованы работодателями, у них больше шансов найти работу. Как правило, они уже имеют профессию, а иногда и несколько, а также определённую практику. Им можно предложить приемлемое переобучение, повышение квалификации. В любом случае гораздо эффективнее направлять усилия на совершенствование навыков, чем освоение азов профессии.
Вот
почему государственная служба занятости
в последнее время
Цель
всех этих мероприятий сделать всё
возможное, чтобы молодые люди после
окончания школы не обратились в
службу занятости, как безработные.
А для этого в первую очередь
необходимо каждому помочь определиться
в выборе профессии, а также в формах её
приобретения.
3.2
Использование зарубежного
опыта при организации
переподготовки и
повышения квалификации
персонала
В зарубежных фирмах обучению работников придаётся огромное значение. Причём оно является составным элементом общей системы работы с кадрами, которая предусматривает не только их переподготовку и повышение квалификации, но отбор, аттестацию, продвижение по службе и стимулирование. Важнейшим направлением совершенствования системы формирования кадров является увязка планирования и управления персоналом со стратегией хозяйственной деятельности, повышением её эффективности в целом.
Образование
и профессиональная переподготовка
имеют огромное значение для повышения
эффективности производства. Быстрые
технологические изменения требуют поддержки
и расширения профессиональной переподготовки
без отрыва от производства. Многие программы
обучения и профессиональной переподготовки
осуществляются самими фирмами. Но большая
их часть основана на сотрудничестве производства
с учебными заведениями или профессиональными
училищами. Подобное взаимовыгодное сотрудничество
позволяет стажёрам получать полезные
навыки в процессе производства или проведения
НИОКР.
Некоторые традиционные формы профессиональной
подготовки, например, ученичество, доказали
свою жизнеспособность благодаря использованию
новых, необычных для них инструментов.
Речь идёт о некоторых гибридных формах,
при которых непосредственная передача
навыков сочетается с теоретической подготовкой.
К ученичеству относятся весьма серьёзно во многих западноевропейских странах и в Северной Америке. В таких странах, как Германия, Австрия и Швейцария, ученичество, или двойная система, охватывает, по крайней мере, три четверти соответствующих возрастных групп[19. С. 36].
По швейцарской системе ученики после 10 лет школьной подготовки получают работу на производстве в той сфере, которую они выбрали. Имеется около 300 профессий – от кузнеца до банковского клерка, - которые предлагаются швейцарским ученикам. Три – четыре дня в неделю они проводят на производстве под руководством квалифицированного мастера. В остальные дни занимаются, в бесплатных центрах профессиональной подготовки изучая технологию, иностранные языки, математику и т. д. Такие одновременные занятия на производстве и в школе принято называть двойной системой. По прошествии двух – трёх лет слушатели сдают экзамен, который и завершает их ученичество.
Данная
система выгодна для
В
зарубежных фирмах внутрифирменное
обучение и повышение квалификации
рабочих кадров – важнейшая задача
служб кадров. Они осуществляют методическое
обучение этой работы, непосредственно
участвуют в организации
В некоторых службах кадров организуются самостоятельные отделы обучения, которые занимаются производственной переподготовкой, обучением инструкторов, мастеров, техников, рабочих, разрабатывают учебные материалы, субсидируют обучение по индивидуальным программам, осуществляют связь с другими учебными центрами.
В
США в системе повышения
Рассмотрим примеры применения тренинга на некоторых зарубежных компаниях.
Пример
1. Компания «Сименс» демонстрирует
применение практически общей германской
системы образовательного и профессионального
тренинга на уровне фирмы. «Сименс» - одна
из крупнейших корпораций в мире, в штате
которой в
1989 г. числилось 300 тыс. человек. Состав
работников с годами значительно менялся.
По сравнению с 1962 г. доля обученных рабочих
возросла с 23 до 34
%, профессиональных инженеров – с 10 до
20 %, а доля полуобученных рабочих сохранилась
на уровне 44 %[20. С. 14-18].
Инвестиции в обучение и тренинг составили 300 млн. немецких марок и распределились соответственно между «голубыми воротничками», специалистами и коммерческими сотрудниками как 80%, 7% и 13%. Затраты на продолжающих обучение и тренинг в технических областях, на ЭВМ, в сферах производства и менеджмента составили 460 млн. марок.
Ежегодно компания проводит 17 тыс. образовательных курсов всех типов (примерно 4 млн. человеко-часов занятий). Каждый год в них принимает участие более 40% работников.
О гибкости программ и управления в области тренинга свидетельствует то, что каждый год примерно четверть всех курсов устаревает и заменяется другими. При этом в образовании всё более преследуются «надтехнические» цели, поддерживаются такие качества, как потребность учиться, стремление знать проблемы компании и участвовать в корпоративной и творческой деятельности. Эти качества рассматриваются как ключевые для овладения новыми технологиями.
Пример 2. Компания «Моторола» прошла путь от использования программ тренинга до создания собственного университета и соответственно обратила свой 7-миллионный бюджет в 120-миллионные ежегодные капитальные вложения в образование.
Десять лет тому назад компания нанимала рабочих для выполнения заданий, точно определённых и не требующих особой подготовки. Если машина ломалась, рабочие поднимали руки, подходил аварийный мастер и фиксировал неполадку. Контроль качества представлял собой элементарный процесс выбраковки, выявления дефектов перед отгрузкой продукции. Большинство рабочих обучались своей профессии, наблюдая, приобретая опыт методом проб и ошибок.
Первый шаг внедрения тренинга – означал обучение основам математики и навыкам в области коммуникаций (причём предполагалось, что основы этих знаний заложены в школе или колледже).
Затем пришлось переоценить критерии подхода к корпоративному тренингу и образованию, дабы не отстать и приспособиться к изменениям. Рабочим пришлось, как следует разобраться в содержании выполняемых ими операций и возможностях используемого оборудования. В компании пришли к выводу, что в новых условиях нужны не инструкции сами по себе, а компетентность. Компания в настоящее время рассчитывает на то, что её рабочие знают оборудование и сумеют самостоятельно справиться с несложным ремонтом. Теперь управление качеством видится как процесс, который позволяет избежать дефектов. Это – общий стиль поведения, единый как для охранников и секретарей, так и для производственных рабочих.
Из рассмотренных выше примеров можно сделать вывод, что тренинг рабочей силы – основная задача системы обучения и, что именно производство – наиболее подходящее место для проведения тренинга.
В
развитии внутрифирменного обучения за
рубежом большую роль играет тесная
зависимость между уровнем
В
крупных зарубежных фирмах отделы подготовки
кадров, как правило, обеспечивают менее
половины объёма формального обучения,
в основном оно осуществляется непосредственно
на рабочем месте. Это – кружки качества,
целью которых является повышение квалификации,
обучение передовым методам производства.
Их работа начинается с систематического
обучения всех его членов качественной
работе, причём сюда входит весьма широкий
круг вопросов – организация и технология
производства, его экономика, различные
аспекты управления (методы статистического
контроля качества и регулирования технологических
процессов, функционально-стоимостного
анализа, обсуждение проблем и принятие
решений, сбор и анализ производственной
информации), анализируются производственные
процессы и хозяйственные ситуации.
Руководители кружков – инженеры, управляющие,
дают профессиональные советы, консультируют,
при необходимости ведут занятия по конкретным
темам.
Обучающиеся работники обеспечиваются необходимой информацией, обмениваются опытом. В затраты на организацию такого вида подготовки входят также оплата расходов на проезд и проживание участников семинаров, приглашение внешних консультантов, расходы на учебное оборудование, методические пособия и материалы.
Также положительным моментом этого метода является то, что он имеет массовый характер повышения квалификации рабочих кадров, и обучение рабочих происходит без отрыва от производства.