В 2008 году в России функционировало
более 100 бизнес-школ, в том числе
в Москве – более 50 (по сравнению
с Санкт-Петербургом, более чем
на 30 школ бизнеса больше). Особенностью
спроса на программы МВА является
недоверие к российскому диплому
со стороны работодателей. В Москве
высокая стоимость обучения в
бизнес-школах (от 6 000 $ до 25 000 $ – по
программам МВА, 100 000 $ – в школе
управления СКОЛКОВО, от 30 000 $ до 35 000 $ –
по программам DВА). Московский рынок
образовательных услуг бизнес-обучения
имеет свои отличительные особенности,
которые содействуют его более
быстрому развитию по сравнению с
другими регионами: сильно развито
сотрудничество с органами государственной
власти, с бизнес-структурами и международное
партнерство; бизнес-школы имеют наибольшее
количество зарубежных аккредитаций (более
высокое качество обучения); самая высокая
стоимость обучения (стоимость одного
тренинг-дня в 2008 году составила от 140 000
до 175 000 рублей для топ-менеджеров, от 50
000 до 80 000 рублей для линейных руководителей,
от 30 000 до 65 000 рублей для специалистов);
наиболее высокий уровень конкуренции,
который приводит к более быстрому эволюционированию
данной сферы; первыми вышли на региональные
рынки, законодатели в области вывода
на рынок новых тренинговых программ.
В среднем 63% сотрудников компаний проходят
хотя бы одно обучающее мероприятие в
год; бюджет на обучение одного сотрудника
в 2008 году составил от 1,0 до 2,3 % от фонда
оплаты труда. Способствовать его развитию
будут и государственные, в том числе антикризисные
меры по регулированию этой сферы.
Наиболее активными организациями
сферы деловых образовательных
услуг являются: бизнес-школы (программы
mini-MBA, ВВА, MBA, ЕМВА, DBA); корпоративные
системы обучения (КСО) – корпоративные
университеты (КУ) и учебные центры
(программы первого и второго
высшего образования, магистерские
программы, курсы повышения квалификации,
тренинги, программы профессиональной
переподготовки, внутренние и внешние
стажировки); тренинговые компании
(краткосрочные семинары, мастер-классы,
тренинги); высшие учебные заведения
(программы второго высшего образования,
профессиональной переподготовки, магистерские
программы, курсы повышения квалификации).
По сравнению с бизнес-школами
и корпоративными университетами, тренинговые
компании являются самыми мобильными,
так как в большинстве случаев
обучение по тренинговым программам
занимает в среднем два–три дня.
Тренинговая компания регистрируется
как самостоятельное юридическое
лицо. Один день работы с группой 10–15
человек с корпоративным заказчиком
обходится клиенту в среднем от
1 200 до 2 500$ (дороговизна тренинговых программ
породила появление свободных тренеров
(фрилансеров), что затрудняет определение
реального объема рынка тренинговых услуг).
Рынок тренинговых услуг достаточно стабилен
и востребован. Многие российские компании
имеют штатных «тренеров», которые осуществляют
тренинговую деятельность (месячная заработная
плата штатного «тренера» колеблется
от 1 000 до 5 000 долларов, один день работы
внешнего «тренера» с группой 10–15 человек
обходится компании от 800 до 1 500 долларов).
Прогнозируется дальнейшая дифференциация
тренинговых компаний по отраслевой и
тематической специализации, а также дифференциация
учебных программ по уровням сложности.
В настоящее время наиболее активными
потребителями услуг дополнительного
профессионального образования являются:
сфера финансовых услуг (банки, страховые
компании); телекоммуникационные и IT компании;
розничные сети; компании по производству
и продаже продуктов питания. В ближайшие
годы наиболее востребованными будут
программы по обучению следующих категорий
сотрудников компаний: кадрового резерва;
молодых специалистов (имеющих стаж работы
до трех лет); новичков (период испытательного
срока); наставников, внутренних тренеров
и преподавателей, которые занимают в
среднем 20–30 % от общей среднесписочной
численности персонала. Следует отметить,
что система дополнительного профессионального
образования, в отличие от базового образования
в учебных заведениях начального, среднего
и высшего профессионального образования,
быстро и адекватно реагирует на изменения
рынка труда, одновременно решая задачи,
связанные с его исследованием и прогнозированием
в количественном и в качественном отношении,
— выходя, таким образом, за рамки чисто
образовательной деятельности. В отличие
от базового профессионального образования
программы повышения квалификации краткосрочны,
не имеют и не могут иметь стандартов,
поскольку ориентированы на конкретного
заказчика и мобильно реагируют на требования
рынка. Согласно имеющейся статистике
в России ежегодно около 1,5 млн. чел. проходят
обучение по программам дополнительного
профессионального образования, т.е. около
2% от экономически активного населения
76,2 млн. чел. (на 01.11.2008). Если не предпринять
серьезных нормативно-правовых и организационно-методических
мер, то при существующем положении дел
указанная цель не будет достигнута.
К числу особенностей деятельности
организаций сферы дополнительного
профессионального образования
можно отнести: необходимость осуществления
обратной связи с потребителями
услуг на протяжении всей деятельности
организации (в целях развития организации
сферы деловых образовательных
услуг и в целях внешнего PR
(паблик рилейшенз)); высокую стоимость
бизнес-образовательных услуг; длительное
время окупаемости инвестиций в
организации этой сферы; высокий
уровень мотивации обучающихся
на получение знаний, умений и навыков;
продвижение услуг в условиях
свободной конкуренции (процедура
конкурсных тендеров корпоративными заказчиками).
Кроме того, следует учитывать практически
полное отсутствие опыта государственного
регулирования и несовершенство
нормативно-законодательной базы и
отсутствие стандартизации для бизнес-образования.
Еще раз подчеркнем, что в современных
кризисных условиях система дополнительного
профессионального образования
могла бы взять на себя роль интегрирующего,
связующего звена, обеспечивающего
взаимодействие организаций и предприятий
реального сектора экономики
с системой образования, в частности,
в сфере формирования профессиональных
стандартов, а также в решении
задачи определения и коррекции
содержания профессиональных образовательных
программ в соответствии с потребностями
работодателей.
В условиях перехода России к новому
государственно-политическому и
социально-экономическому устройству,
основанному на демократии и рыночных
отношениях, при кардинальном изменение
принципов функционирования российской
экономики и, как следствие, необходимости
профессиональной переподготовки и повышения
квалификации огромного количества взрослых
людей, российская система дополнительного
профессионального образования более
не может адекватно отвечать требованиям
современного общества и оперативно реагировать
на его потребности в прогрессивном развитии
национальной экономики, постоянно меняющиеся
запросы рынка труда, осуществлять прирост
знаний и воплощать их в человеческом
потенциале. Следовательно, одним из приоритетных
направлений развития российского образования
является развитие системы дополнительного
профессионального образования, которое
диктуется потребностями общества во-первых,
в повышения качества дополнительного
профессионального образования в Российской
Федерации; во-вторых, в необходимости
приведения нормативно-правовой базы
российского образования в единую комплексную
систему; в-третьих, в превращении системы
дополнительного профессионального образования
в один из мощных факторов, позволяющих
модернизировать социальную сферу и ускорять
структурное реформирование производства;
в-четвертых, в подготовке кадров высшей
квалификации, соответствующих потребностями
реального сектора экономики и обеспечивающих
развитие приоритетных направлений науки
и техники; в-пятых, создания условий для
участия образовательных учреждений системы
дополнительного профессионального образования
в международных образовательных проектах.
Заключение
Проблемы подготовки, переподготовки
и повышение квалификации рабочих
кадров, способных конкурировать
в условиях рыночных отношений, по ряду
важных причин приобретает особую актуальность.
Во-первых, сказываются неблагоприятные
тенденции на рынке рабочей силы.
Современное производство предъявляет
все более жесткие требования
к профессиональным качествам рабочих
кадров. Идет сокращение численности
рабочих мест. Во-вторых, обостряется
конкуренция за рабочие места
внутри трудовых коллективов. Идет объективный
процесс отторжения рабочих кадров
с низкими профессиональными
качествами. В-третьих, профессиональное
образование и квалификация в
личностном плане не просто выступают
характеристиками того или иного
рабочего, но и становятся для него
гарантией социального благополучия,
условиям его конкурентоспособности
на рынке труда.
Проведя исследования по теме: «Организация
обучения, переподготовки и повышения
квалификации персонала на предприятии»
были сделаны следующие выводы. На предприятии
организуются следующие виды обучения
персонала, обеспечивающие его непрерывность:
подготовка нового персонала;
переподготовка персонала;
повышение квалификации персонала.
Обязанностью начальника отдела входит
обучение, переобучение и повышение
квалификации своих подчиненных. Руководящий
персонал регулярно проходит обучение
в виде тренингов, семинаров в
головном офисе.
С одной стороны увеличилась
численность персонала с высшим
образованием, с другой наблюдается
текучка кадров в отделе продаж,
что плохо влияет на предприятие
в целом.
Проведенное исследование организации
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров Сталепромышленной
компании позволило разработать
основные направления по их совершенствованию,
а именно:
1. Функцию обучения и повышения
квалификации персонала в отделе
продаж переложить на специализированные
фирмы по обучению.
2. Обучение специалистов заканчивать
аттестацией, которую проводит руководитель
отдела.
3. Чтобы оценить знания, навыки и умение
необходимо ввести экзамен. Он необходим
для того, чтобы определить уровень профессиональной
подготовки сотрудника и необходимость
его дальнейшего обучения (чему и в какие
сроки необходимо учить сотрудника).
Список использованной
литературы
- Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ об образовании» № 12-ФЗ от 13.01.96г.
- Экономика труда, Учебник /В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев; Под редакцией В.В. Адамчука. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999 – 431с.
- Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999 – 343с.
- Организация и нормирование труда: Учебное пособие для вузов /Под ред. В.В. Адамчука /ВЗФЭИ. – М.: Финстатинформ, 1999 – 301с.
- Экономика трудовых ресурсов. Под ред. В.Д. Арещенко. – М.: Высшая школа, 1991 – 305с.
- Экономика: Учебное пособие для вузов /В.В. Адамчук, Т.П. Варна, В.В. Воротникова и др. Под ред. проф. В.В. Адамчука – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999 – 254с.
- Внутризаводское движение и текучесть рабочих кадров /Под ред. Е.Г. Антосенкова и З.В. Куприяновой. Новосибирск. Наука, 1999 – 403с.
- Кибанов А.Л. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М., 2001-9. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятий. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 360с.
10. Травин В.В., Дятлов В.А. основы кадрового
менеджмента. М.: Дело, 2001 – 336с.
11. Качеством рабочей силы надо управлять
/Служба кадров, 2001 №6.
12. Толкан Аифтан. Воздействие технических
изменений на характер и организацию
подготовки работников. /Человек
и труд, 1999 №3.
13. Чему и где учиться, повышать
квалификацию. /Служба кадров, 2001 №8.
14.[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.be5.biz/ekonomika1/r2010/00587.htm