Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение особенностей и отличий анкетирования от других методов исследования.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретико-методологическую сущность анкетирования;
2) Изучить понятие тревожности;
3) Изучить проявления тревожности в студенческом возрасте;
Введение
1.1 Виды анкет
1.2 Правила составления анкет
1.3 Характеристика студенческого возраста
Выводы по 1 главе
2.1 Понятие тревожности и её проявления в студенческом возрасте
2.2 Методика проведения анкетирования
2.3 Пути коррекции тревожности в студенческом возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Приложения
Приложение 1 «Личностная шкала тревожности»
Особенности анкетирования в изучении проблем социальной работы
Введение
Выводы по 1 главе
2.1 Понятие тревожности и её проявления в студенческом возрасте
2.2 Методика проведения анкетирования
2.3 Пути коррекции
тревожности в студенческом
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Приложения
Приложение 1 «Личностная шкала тревожности»
Ведение.
Анкетирование
– это один из основных видов
опроса, осуществляемых с помощью
использования специальных
Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необход».
Любое научное исследование начинается со сбора информации. Затем эта информация тщательно обрабатывается и анализируется. Анкетирование так же является научным исследованием.
Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.
Для того, чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает прежде всего составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной, т.е. респонденты не указывают в вопроснике своего имени.
Актуальность данной темы заключается в вопросах и проблемах данного вида социологического опроса в современном мире и науке.
Анкетирование – один из простейших сборов информации в социальной работе, также этот способ позволяет собрать большое количество информации об исследуемом, что не мало способствует работе психологов[13].
От того насколько анкета будет привлекательна для респондентов, зависит активность их работы над ней. Поэтому анкета должна строиться так, чтобы поддерживать внимание респондента, желание работать над ней.
Цель курсовой работы: изучение особенностей и отличий анкетирования от других методов исследования.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить
теоретико-методологическую
2) Изучить понятие тревожности;
3) Изучить
проявления тревожности в
Объектом курсовой работы является метод анкетирования в социологическом исследовании.
Предмет курсовой работы: особенности анкетирования в студенческом возрасте.
Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо - гуманитарных науках. Оно занимает особое место среди основных методов социологического исследования, так как дает наиболее полные и объективные результаты, обладает организационной простотой, оперативностью и экономичностью.
Основной особенностью анкетирования является обеспечение полной анонимность опрашиваемого, метод анкетного опроса дает возможность эффективнее исследовать морально-этические проблемы. Его чаще всего используют для собирания информации о массовых социальных явлениях, изучая, например, мотивы текучести кадров, эффективность определенной формы организации работы, характер социально-психологического климата, удовлетворение работой, молодых рабочих и другие проблемы трудовых коллективов.
Анкетирование
может применяться в
В современной
социологической науке
1. По способу общения между исследователем и опрашиваемым:
- прессовый, связан с изучением аудитории различных источников информации (газета, журнал, радио, телевидение) и основано на публикации (трансляции) текста анкеты, обращенной к потенциальным респондентам (читателям, зрителям, слушателям) с просьбой вернуть заполненную анкету к назначенному сроку. Достоинство этой разновидности анкеты в его организационной простоте. Главным недостатком прессовой анкеты является неуправляемый исследователем возврат анкет, отсутствие возможности получить репрезентативную информацию о генеральной совокупности. Публикация анкеты в газете, журнале является своего рода заочной читательской конференцией, где состав присутствующих определяется не исследователем, а потенциальными респондентами, получившими приглашение участвовать в опросе. При этом совокупность лиц, ответивших на опубликованную в прессе анкету, может отличаться от интересующей исследователя генеральной совокупности по признакам, весьма существенным для изучаемой проблемы;
- почтовый, предполагает рассылку анкеты по домашним или рабочим адресам с просьбой к респонденту вернуть заполненную анкету исследователю. Преимущества почтовой анкеты связаны в основном с организационно - экономическими параметрами. Он экономичен: не требует подготовки штата анкетеров или интервьюеров, его стоимость сводится к тиражированию вопросника и почтовым расходам; оперативен: на стадии распространения анкеты работа состоит в отборе необходимого числа адресатов из избирательных списков или карточек адресов и оформлении почтовых отправлений. Недостатки почтового опроса связаны с качеством получаемой информации: отсутствие контроля за ситуацией заполнения анкеты; отсюда возможность вмешательства третьих лиц, группового заполнения анкеты, напр., семейное или в первичном коллективе; неполное или формальное заполнение анкет; технические ошибки при заполнении анкет; затягивание сроков возврата анкет; низкий процент возврата, ведущий к искажению параметров выборочной совокупности;
- наиболее широко
используемым способом распространения
анкет является раздаточное анкетирование,
при котором анкета непосредственно вручается
исследователем респонденту и тот после
заполнения возвращает анкету обратно.
Раздаточное анкетирование может проводиться
с выдачей и заполнением анкет прямо на
месте с выдачей анкет на руки и заполнением
их на дому с последующим возвращением
в назначенный исследователем срок.
При опросе на месте
анкета заполняется в присутствии исследователя
и тут же вручается ему обратно. Заполнение анкеты в присутствии
исследователя может быть как индивидуальным,
так и групповым. Анкетирование на месте
– наиболее предпочтительный способ распространения
анкет, так как он гарантирует их абсолютно
полный возврат. Другое достоинство этого
способа анкетирования состоит в том,
что исследователь имеет возможность
контролировать процесс заполнения анкет.
В-первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.
2. По месту проведения:
- по месту жительства (анкета высылается на дом или анкетер приходит к опрашиваемому сам);
- по месту работы или учебы (анкеты раздаются на рабочих местах или в учебных заведениях) .
В последнем случае оно может быть групповым ( или аудиторным ) ;
3. По уровню стандартизации:
- в стандартизированной анкете ответы на задаваемые вопросы полностью предопределены. Мало возможности для собственной инициативы интервьюера. Все вопросы являются закрытыми, и опрашиваемый не может давать дополнительную информацию, которая выходит за рамки вопросов анкеты. Преимущества такой анкеты: быстрота ответа; низкие издержки; не требует большого квалификации интервьюера; легко анализируется. Недостатки: отсутствие гибкости; получение ограниченной информации; возможность предвзятости.
- частично стандартизированные анкеты состоят из комбинации открытых и закрытых вопросов, которые предлагают большую гибкость ответов. И хотя формальная структура ответа существует, все же имеется больше свободы при ответе. Преимущества: получение качественной и количественной информации, вызывает большой интерес у респондента. Недостатки: требует высокой квалификации интервьюера; сложность записи ответов; более высокие затраты.
- нестандартизированные анкеты четко не определены, и в них респонденты могут отвечать своими словами. Существует три метода проведения нестандартизированных опросов: глубинное интервью, групповая дискуссия (фокус-группа), проекционный метод. Их цель – определение мотивов поведения. Такие мотивы, как правило, оказываются наиболее важными в потребительском поведении.
Для того, чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. При разработке анкеты необходимо обратить внимание на ее стриктуру, она включает в себя несколько элементов:
Титульный лист, содержит название организации проводимой исследования, дату исследования, город, где проводится организация.
Вводная часть представляет собой непосредственное обращение к опрашиваемому, сообщает о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании результатов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих результатов опроса; объяснение техники заполнения ответов на различные. виды вопросов. Ее задачи - создание у респондента интереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство с техникой заполнения.
Основная часть содержит вопросы направленные на получения необходимой информации, она не должна быть слишком большой (не более 30 вопросов) и не должна содержать подряд несколько вопросов, поскольку это вызывает у респондента ощущение монотонности и утомления.
В социально
– демографической части
Информация о работе Особенности анкетирования в изучении проблем социальной работы