Особенности анкетирования в изучении проблем социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение особенностей и отличий анкетирования от других методов исследования.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретико-методологическую сущность анкетирования;
2) Изучить понятие тревожности;
3) Изучить проявления тревожности в студенческом возрасте;

Оглавление

Введение
1.1 Виды анкет
1.2 Правила составления анкет
1.3 Характеристика студенческого возраста
Выводы по 1 главе
2.1 Понятие тревожности и её проявления в студенческом возрасте
2.2 Методика проведения анкетирования
2.3 Пути коррекции тревожности в студенческом возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Приложения
Приложение 1 «Личностная шкала тревожности»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.94 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности анкетирования  в изучении проблем социальной работы

Введение

    1. Виды анкет
    2. Правила составления анкет
    3. Характеристика студенческого возраста

Выводы по 1 главе

2.1 Понятие  тревожности и её проявления  в студенческом возрасте

2.2 Методика  проведения анкетирования

2.3 Пути коррекции  тревожности в студенческом возрасте

Выводы по 2 главе

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1 «Личностная шкала  тревожности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

Анкетирование – это один из основных видов  опроса, осуществляемых с помощью  использования специальных документов (анкет), содержащих вопросы, ответы на которые фиксируется респондентом письменно, предваряет вопрос-обращение, в котором кратко разъясняется цель анкетирования, содержится просьба искренне ответить на вопросы и гарантируется анонимность ответов.

Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необход».

Любое научное  исследование начинается со сбора информации. Затем эта информация тщательно  обрабатывается и анализируется. Анкетирование  так же является научным исследованием.

Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

Для того, чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает прежде всего составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной, т.е. респонденты не указывают в вопроснике своего имени.

 

Актуальность данной темы заключается в вопросах и проблемах данного вида социологического опроса в современном мире и науке.

Анкетирование – один из простейших сборов информации в социальной работе, также этот способ позволяет собрать большое количество информации об исследуемом, что не мало способствует работе психологов[13].

От того  насколько анкета будет привлекательна для респондентов, зависит активность их работы над ней. Поэтому анкета должна строиться так, чтобы поддерживать внимание респондента, желание работать над ней.

 

Цель курсовой работы: изучение особенностей и отличий анкетирования от других методов исследования.

Задачи курсовой работы:

1) Изучить  теоретико-методологическую сущность  анкетирования; 

2) Изучить понятие тревожности;

3) Изучить  проявления тревожности в студенческом  возрасте;

Объектом курсовой работы является метод анкетирования в социологическом исследовании.

Предмет курсовой работы: особенности анкетирования в студенческом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды  анкет

Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо - гуманитарных науках. Оно занимает особое место среди основных методов социологического исследования, так как дает наиболее полные и объективные результаты, обладает организационной простотой, оперативностью и экономичностью.

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как  правило, заочно, т.е. без прямого  и непосредственного контакта интервьюера  с респондентом. Оно целесообразно  в двух случаях:

 а) когда нужно  спросить большое число респондентов за относительно короткое время;

 б) респонденты должны  тщательно подумать над своими  ответами, имея перед глазами  отпечатанный вопросник. Применение  анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой  общности), гораздо чаще оно имеет  выборочный характер. Поэтому достоверность  и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки [5].

Основной  особенностью анкетирования является обеспечение полной анонимность опрашиваемого, метод анкетного опроса дает возможность эффективнее исследовать морально-этические проблемы. Его чаще всего используют для собирания информации о массовых социальных явлениях, изучая, например, мотивы текучести кадров, эффективность определенной формы организации работы, характер социально-психологического климата, удовлетворение работой, молодых рабочих и другие проблемы трудовых коллективов.

Анкетирование может применяться в исследовании любой социальной проблемы, если для  ее решения нужна информация о  явлениях общественного и индивидуального  сознания: нужды, интересы, мотивы, установки, мысли, ценностные ориентации отдельных  индивидов или социальных групп, а также об объективных социальных фактах: организацию работы и быта, образование и квалификацию, материальное стимулирование[8].

Пути проведения анкетирования среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Анкеты могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы в соответствующих рубриках. Поэтому подобный способ распространения анкет предпочтительней, нежели распространение по почте или через печать.   

Считается также, что опросы, в ходе которых анкеты распространяются по почте или публикуются в  газетах или журналах, не носят  научного характера. Основанием для  такого утверждения служит прежде всего то, что круг лиц, отвечающих на вопросы распространяемой подобным образом анкеты, не репрезентативен. На них отвечают те, кто по каким-либо причинам считает это занимательным или полезным. В результате может оказаться, что так и не были получены ответы именно тех лиц, суждения которых имеют особое значение для понимания исследуемого явления.

Рассматривая сущность и особенность метода анкетирования, в заключении  следует указать  еще на некоторые его недостатки, такие как неполный возврат анкет  и потеря контроля на течение социологического опроса с момента рассылки анкет.

Анкета - методическое средство для получения первичной  социологической и социально-психологической  информации на основе вербальной коммуникации - средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные.

В современной  социологической науке различают  несколько видов анкет:

1.  По способу общения между исследователем и опрашиваемым:

- прессовый, связан с изучением аудитории различных источников информации (газета, журнал, радио, телевидение)  и основано на публикации (трансляции) текста  анкеты, обращенной к потенциальным респондентам (читателям, зрителям, слушателям) с просьбой вернуть заполненную анкету к назначенному сроку. Достоинство этой разновидности анкеты  в его организационной простоте. Главным недостатком прессовой анкеты является неуправляемый исследователем возврат анкет, отсутствие возможности получить репрезентативную информацию о генеральной совокупности. Публикация анкеты в газете, журнале является своего рода заочной читательской конференцией, где состав присутствующих определяется не исследователем, а потенциальными респондентами, получившими приглашение участвовать в опросе. При этом совокупность  лиц, ответивших на опубликованную в прессе анкету, может отличаться от интересующей исследователя генеральной совокупности по признакам, весьма существенным для изучаемой проблемы;

- почтовый, предполагает рассылку анкеты по домашним или рабочим адресам с просьбой к респонденту  вернуть заполненную анкету исследователю. Преимущества почтовой анкеты  связаны в основном с организационно - экономическими параметрами. Он экономичен: не требует подготовки штата анкетеров или интервьюеров, его стоимость  сводится к тиражированию вопросника и почтовым расходам; оперативен: на стадии распространения анкеты работа  состоит в отборе необходимого числа адресатов из избирательных списков или карточек адресов и оформлении почтовых отправлений. Недостатки почтового опроса  связаны с качеством  получаемой информации: отсутствие контроля за ситуацией заполнения анкеты; отсюда возможность вмешательства третьих лиц, группового заполнения анкеты, напр., семейное или в первичном коллективе;  неполное или формальное заполнение анкет; технические ошибки при заполнении анкет; затягивание сроков возврата анкет; низкий процент возврата, ведущий к искажению параметров выборочной совокупности;

- наиболее широко используемым способом распространения анкет является раздаточное анкетирование, при котором анкета непосредственно вручается исследователем респонденту и тот после заполнения возвращает анкету обратно. Раздаточное анкетирование может проводиться с выдачей и заполнением анкет прямо на месте с выдачей анкет на руки и заполнением их на дому с последующим возвращением в назначенный исследователем срок.  
При опросе на месте анкета заполняется в присутствии исследователя и тут же вручается ему обратно. Заполнение анкеты в присутствии исследователя может быть как индивидуальным, так и групповым. Анкетирование на месте – наиболее предпочтительный способ распространения анкет, так как он гарантирует их абсолютно полный возврат. Другое достоинство этого способа анкетирования состоит в том, что исследователь имеет возможность контролировать процесс заполнения анкет.

В-первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.   

2.  По месту проведения:

- по месту жительства  (анкета высылается на дом или анкетер приходит к опрашиваемому сам);

- по месту работы или учебы (анкеты раздаются на рабочих местах или в учебных заведениях) .

В последнем случае оно  может быть групповым ( или аудиторным ) ;

3. По уровню стандартизации:

- в стандартизированной анкете ответы на задаваемые вопросы полностью предопределены. Мало возможности для собственной инициативы интервьюера. Все вопросы являются закрытыми, и опрашиваемый не может давать дополнительную информацию, которая выходит за рамки вопросов анкеты. Преимущества такой анкеты: быстрота ответа; низкие издержки; не требует большого квалификации интервьюера; легко анализируется. Недостатки: отсутствие гибкости; получение ограниченной информации; возможность предвзятости.

- частично стандартизированные анкеты состоят из комбинации открытых и закрытых вопросов, которые предлагают большую гибкость ответов. И хотя формальная структура ответа существует, все же имеется больше свободы при ответе. Преимущества: получение качественной и количественной информации, вызывает большой интерес у респондента. Недостатки: требует высокой квалификации интервьюера; сложность записи ответов; более высокие затраты.

- нестандартизированные анкеты четко не определены, и в них респонденты могут отвечать своими словами. Существует три метода проведения нестандартизированных опросов: глубинное интервью, групповая дискуссия (фокус-группа), проекционный метод. Их цель – определение мотивов поведения. Такие мотивы, как правило, оказываются наиболее важными в потребительском поведении.

 

    1. Правила составления анкет

Для того, чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной.  При разработке анкеты необходимо обратить внимание на ее стриктуру, она включает в себя несколько элементов:

  1. титульный лист;
  2. вводная часть;
  3. основная часть;
  4. социально-демографическая часть;
  5. заключительная часть.

Титульный лист, содержит название организации проводимой исследования, дату исследования, город, где проводится организация.

Вводная часть представляет собой непосредственное обращение  к опрашиваемому, сообщает  о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании результатов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих результатов опроса; объяснение  техники заполнения ответов на различные. виды вопросов. Ее задачи  - создание у респондента интереса  к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство с техникой заполнения.

Основная часть содержит вопросы направленные на получения необходимой информации, она не должна быть слишком большой (не более 30 вопросов) и не должна содержать подряд несколько вопросов, поскольку это вызывает у респондента ощущение монотонности и утомления.

В социально  – демографической части содержаться  блоки вопросов о социально –  демографических характеристиках  респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д[14].

Информация о работе Особенности анкетирования в изучении проблем социальной работы