Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение особенностей и отличий анкетирования от других методов исследования.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретико-методологическую сущность анкетирования;
2) Изучить понятие тревожности;
3) Изучить проявления тревожности в студенческом возрасте;
Введение
1.1 Виды анкет
1.2 Правила составления анкет
1.3 Характеристика студенческого возраста
Выводы по 1 главе
2.1 Понятие тревожности и её проявления в студенческом возрасте
2.2 Методика проведения анкетирования
2.3 Пути коррекции тревожности в студенческом возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Приложения
Приложение 1 «Личностная шкала тревожности»
В психологическом
просвещении педагогов
Рассматриваются вопросы, связанные с дидактогениями. Важнейшей составляющей психопрофилактики является, естественно, и непосредственная психологическая работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, в случаях неуспеха. При профилактике тревожности эта работа направляется прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода, при психокоррекции, преодолении тревожности, а также, помимо этого, на индивидуальные «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка или подростка. Существенна для него выработка собственных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных для человека, ситуациях. Важное место занимает подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности ситуации через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обсуждение возможных трудностей, обучение конструктивным способам поведения в них. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена). Такая работа требует значительного внимания психолога к школьнику и за пределами тренингов, групповых, индивидуальных занятий и других видов обучающих ситуаций. Необходимы длительная помощь, обсуждение со школьником практики реализации новых навыков и умений, разбор трудностей и ошибок, внесение коррективов в усвоенные способы, а самое главное – постоянная поддержка со стороны психолога.
В процессе исследования
нами разработаны и апробированы
психопрофилактические
Программа для детей, поступивших в школу, на первых этапах обучения ориентирована на совместную работу педагога и школьного психолога. Она направлена на развитие у детей правильного отношения к результатам своей деятельности, умения оценить ее, независимо от педагога, формирования навыков самоконтроля. Программа состоит из двух блоков.
Первый – посвящен непосредственно работе психолога с учителем и направлен:
а) на умение учителя давать ребенку точную, содержательную информацию о результатах его деятельности, не смешивая ее с оценками и замечаниями, относящимися к личности в целом;
б) правильное отношение к неудачам и ошибкам детей;
в) выделение четких требований к детям в учебной деятельности и поведении, разъяснение этих требований детям и родителям, обеспечение самоконтроля за их последовательным предъявлением;
г) рефлексию причин трудности во взаимоотношениях с некоторыми учениками и выработку способов преодоления этих трудностей.
Второй блок ориентирован на учащихся и осуществляется педагогом с помощью школьного психолога. Он включает:
а) формирование у детей критериев и навыков самоконтроля, самостоятельной оценки
собственной работы;
б) обучение пониманию способов собственной деятельности;
в) становление
правильного отношения к
г) формирование умения не смешивать оценку результатов конкретной работы с отношением педагога к себе;
д) развитие у ребенка коммуникативных навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также игровых навыков.
Особое внимание в этой программе уделяется проблеме учебных и не учебных требований педагогов с учетом принятия их детьми и наличия средств, позволяющих им ответить на эти требования. Подчеркивается значение не просто понимания детьми и родителями смысла требований, но и наличия согласия с ними, а также того, чтобы детям без предварительной педагогической работы не предъявлялись требования, которые ранее не были поставлены как специальная педагогическая задача (например, не требовать от ребенка ответственного и добросовестного отношения к учению только на том основании, что он начал ходить в школу). Постепенное введение требований, подчеркнутый, развернутый переход к новым, который представляется детям как результат их усилий, роста, объяснение этих требований и правильное отношение к ошибкам учащихся, как показывает выполнение этой программы, – существенный фактор в развитии у детей чувства уверенности и профилактики тревожности.
Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю по основным направлениям во многом совпадает с описанной выше. Здесь также особое внимание уделяется пониманию детьми особенностей требований средней школы и обеспечению учащихся средствами их выполнения. Эта часть работы осуществляется в ходе постоянных, проходящих на протяжении 1–2 четвертей развивающих занятий «Учимся учиться в средней школе», которые может проводить психолог или специально обученный педагог. Общеучебные темы этих занятий («Как слушать учителя?», «Как выполнять домашние задания?», «Как проверять ошибки?», «Как подготовиться к контрольной?», «Как узнать, что ты знаешь, а чего не знаешь?», «Как лучше запоминать?», «Что значит думать лучше?», «Как работать с учебником?» и т.п.) сочетаются с мотивационными («Что такое отметка?», «Как преодолеть нежелание учиться?», «Что такое лень?», «Что делать, если учиться не интересно?», «Как преодолеть трудности в учебе?» и др.), а также с темами, непосредственно связанными с тревожностью (прежде всего школьной): «Когда на уроке боишься и почему?», «Как преодолеть страх перед контрольной?», «Как научиться не бояться при ответе у доски?» и т.п.). Занятия состоят из кратких объяснений, выполнения
специальных упражнений и их обсуждения, а также включают «задания на дом», связанные в том числе с осознанием умения контролировать и предупреждать собственную тревогу, страх. Важной составной частью этой программы является помощь детям в адаптации к новым условиям: переходу к системе обучения разными учителями; правильному пониманию детьми причин различий в подходах и требованиях разных людей. Это обеспечивается включением в «мини-уроки», на которых учащиеся поочередно выполняют роль учителя, и дальнейшим обсуждением различий в том, как они по-разному вели себя в этой роли и почему.
Программа по
развитию уверенности в себе и
способности к самопознанию как
личностных образований, препятствующих
возникновению тревожности у
подростков, предназначена для работы
практического психолога с
Программа состоит из специально подобранной системы упражнений и групповых
дискуссий, ориентированных:
а) на укрепление
у подростка чувства
б) на обеспечение
его вербальными и
в себе;
в) на обучение способам и приемам преодоления трудностей, неуверенности, страха, повышенного волнения в разных ситуациях и решения внешних и внутренних проблем;
г) на формирование средств и форм самопознания. Программа рассчитана на
двухчасовые
занятия в течение всего
Программы обучения
школьников 13–14 и 15–17 лет конструктивному
поведению в трудных ситуациях
реализуются школьными
а) общий, направленный на усиление понимания значимости, ценности и возможности развития уверенности в себе, восприятия сути указанных ситуаций как оценочных; б) функциональный, задачей которого является обучение старших подростков приемам развития «операциональных возможностей» – внимания, актуализации необходимой информации, способов рациональной работы, а учащихся 15–17 лет – умению ставить цели и достигать их при пошаговой самооценке результатов, преодолевать внутренние запреты и сопротивления; в) регуляторный, включающий обучение приемам регуляции и овладения своим поведением.
Все указанные программы в соответствии с общим подходом к проведению психопрофилактической работы [1] предназначены для обучения прежде всего в периоды, предшествующие переходным, особо трудным этапам в жизни детей и подростков.
Написанное является справедливым и для проведения индивидуальной и групповой
психокоррекционной работы по преодолению тревожности у детей, однако эта деятельность должна осуществляться в особо акцентированной форме.
В психологической практике в настоящее время имеется достаточно техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, в том числе и предназначенных для работы с детьми, развития их эмоциональной сферы. И хотя среди этих техник достаточно способов и средств, непосредственно направленных на регуляцию и преодоление тревоги, сильного страха, всё же можно считать доказанной неэффективность и недостаточность сугубо симптоматического подхода и ориентацию на объединение каузального (т.е. ориентированного на причины тревожности, понимание его природы) и симптоматического подходов при примате первого. Этот же принцип реализуется и в разработанных в ходе исследования индивидуальных и групповых программах преодоления тревожности. Созданы психокоррекционные программы для работы с детьми разных возрастов.
Программа индивидуальной работы с детьми-дошкольниками (5–6 лет), испытывающими тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера, подразумевает совместную работу с родителями ребенка и направлена на обогащение и переориентацию их совместного эмоционального опыта, а также выработку некоторых новых способов отношений, прежде всего оценки деятельности и поведения ребенка[10].
Основные блоки программы:
а) проработка и отреагирование страхов ребенка и родителей (как отдельно, так и в совместной игре и рисунках), обучение новым формам «обращения» со страхом (победить персонажа, вызывающего страх, или подружиться с ним), драматизация страхов, обмен ролями;
б) работа по усилению у ребенка чувства собственных возможностей (при соответствующей оценке со стороны взрослого) и одновременно защищенности, межличностной надежности;
в) работа по обогащению эмоционального опыта ребенка позитивными переживаниями;
г) проработка с родителями имеющегося у них образа ребенка и связанных с этим их
внутренних конфликтов.
Основными задачами
программы групповой
школьниками являлись:
а) развитие произвольности как одного из основных возрастных новообразований младшего школьного возраста и главных условий, способствующих успешности ребенка в школе;
б) смягчение, снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника и его стремления к успеху;
в) развитие и обогащение продуктивных видов деятельности и поведения;
г) развитие позитивного
представления о своих
оценить ее, свои ошибки и отрицательные оценки;
д) расширение и обогащение навыков общения со сверстниками, повышение «игровой
компетентности» ребенка.
Данная программа включает в себя также десенсибилизацию сложившихся к этому времени устойчивых страхов, в первую очередь школьных.
Программа индивидуальной и групповой работы со школьниками 14–16 лет в зависимости от сложности случая может выступать и как предварительный этап групповой психокоррекционной работы. Она состоит:
а) из проработки на разных уровнях внешних и внутренних конфликтов школьника;
б) отреагирования конфликтов, связанных со взрослыми (при индивидуальной работе в случае необходимости проводится совместное обсуждение конфликтов с подростком и его родителями, в процессе которого психолог выполняет роль посредника);
в) переинтерпретации и обогащения эмоционального опыта;
г) обучения выработке критериев успеха и неуспеха в различных видах деятельности, определения собственных возможностей и вероятности достижения желаемого;
д) постановки и достижения целей разных уровней при выборе оптимальной зоны успеха и пошаговом самоконтроле.
Следует отметить,
что в тех случаях, когда у
подростка закрепилось
Информация о работе Особенности анкетирования в изучении проблем социальной работы