Особенности анкетирования в изучении проблем социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение особенностей и отличий анкетирования от других методов исследования.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретико-методологическую сущность анкетирования;
2) Изучить понятие тревожности;
3) Изучить проявления тревожности в студенческом возрасте;

Оглавление

Введение
1.1 Виды анкет
1.2 Правила составления анкет
1.3 Характеристика студенческого возраста
Выводы по 1 главе
2.1 Понятие тревожности и её проявления в студенческом возрасте
2.2 Методика проведения анкетирования
2.3 Пути коррекции тревожности в студенческом возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Приложения
Приложение 1 «Личностная шкала тревожности»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.94 Кб (Скачать)

В целом анализ данных профилактической и коррекционной  работы, в том числе и катамнестических, свидетельствует, что для повышения  их эффективности во многих случаях  требуется дополнительная «терапия среды», как семейной, так и общественной (детского сада, школы). Это положение, особенно важное для дошкольников и младших школьников, остается значимым и для других возрастов, вплоть до раннего юношеского[12].

Преодоление тревожности не может быть ограничено только рамками специальной психологической  работы. Во всех случаях требуется  введение специального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную  жизнь, в случае необходимости –  некоторая коррекция и закрепление.

Значительную  роль в этом играют родители и педагоги.

В заключение еще раз подчеркнем, что работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей и подростков должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в дальнейшем она продолжает играть существенную роль, но основное внимание следует уделять развитию и укреплению «Я-концепции» подростка, его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов. В профилактике и преодолении тревожности детей и подростков существенную роль играет обеспечение подростка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена тема: «Особенности анкетирования в изучении проблем  социальной работы». Анкетирование является самым распространенным методом социального исследования, оно имеет свои достоинства (быстро в использовании, экономит время и средства) и недостатки (информации не всегда полная и достоверная). Оно подразделяется на несколько видов (стандартизированные, нестандартизорованные, частично стандартизированные, прессовые и постовые и другие). Было выяснено, что разработка анкет имеет свои особенности, анкета состоит из нескольких частей, таких как титульный лист, вводная часть, основная часть, социально-демографическая (паспортичка) часть и заключительная часть. Для проведения анкетирования также необходимо создавать соответствующую обстановку и условий.

Анкетеру  необходимо произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить  их интерес, завоевать доверие, подтвердить  уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым  заставить отвечать искренне и с  удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу приходится думать как  о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции.

Упорядоченным должен быть как список вопросов, расположенных  в логической последовательности, объединенных единой тематикой, так и список, который  будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит  не только вопросы, непосредственно  нацеленные на получение искомых  ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать  у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки  и усталости, неуверенности и  т.п. Иными словами, анкета - это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного  общения.

Процесс адаптации  обращенных респондентам вопросов к  необходимому при этом общению и  будет называться конструированием анкеты. В задачи конструирования входит: создать и поддержать кооперативную установку у респондентов; вселить в респондентов уверенность в их способности ответить на все предложенные вопросы; наладить доверительные отношения, создать впечатление о возможности давать любые, самые неожиданные и откровенные ответы; освободить ответы респондентов от воздействия предшествующих вопросов и ответов на них; поддерживать постоянный интерес к работе с анкетой.

Во второй части курсовой работы было проведено  анкетирование в Оренбургском институте  экономики и культуры,  целью  которого было выявить состояние  тревожности у студентов. Была проведена, по всем правилам, анкета состоящая из шестидесяти вопросов, 15 студентов выполняли ее на рабочих местах, после чего анкеты были собраны и проанализированы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1. Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия: В 2-Х Т. Спб.: Норма, 2003.

  1. Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория. Учебник. - М.: «Наука», 2006.

3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики — М.: Флинта : МПСИ, 2005

4. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 2002.

 5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Уральский университет, 2001.

6. Полторак В.А. Социология. Основы социологии труда и управления. – Киев. УМК ВО, 2002.

7. Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследования.-СПб.: Ленинград, 2003.

8. Тощенко Ж.Т. Социология (общие курс). М.:, «Прометей»/«Юрайт», 2000.

9. Фролов С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", 2007.

10. Ядов В. А. Социологическое исследование., - М.: ЮНИТИ, 2005.

11. Прихожан А. М. Психологический анализ межличностной тревожности// Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М,, 1975.

12.http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/%CF%F0%E8%F5%EE%E6%E0%ED_%C0_%CC_1_1995.htm

13. http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/1037-anketirovanie-uchashhixsya-dlya-opredeleniya-aktualnosti-profilaktiki-upotrebleniya-tabaka-alkogolya-narkotikov

14. http://www.coolreferat.com/Особенность_методов_анкетирования

15. http://uni-fkt.narod.ru/st02.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

2 Методика  проведения анкетирования «Личностная  шкала  тревожности»

Методика предназначена  для диагностики уровня тревоги  испытуемого. Шкала лживости, введенная  В.Г. Норакидзе в 1975г., позволяет судить о демонстративности и неискренности.

Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.

Инструкция. Распределите карточки на две группы, в зависимости  от согласия или несогласия с утверждением. Время тестирования – 20–25 минут.

 

Текст опросника:

 

1. Я могу  долго работать не уставая.

2. Я всегда  выполняю свои обещания, не считаясь  с тем, удобно мне это или  нет.

3. Обычно руки  и ноги у меня теплые.

4. У меня  редко болит голова.

5. Я уверен  в своих силах.

6. Ожидание  меня нервирует.

7. Порой мне  кажется, что я ни на что  не годен.

8. Обычно я  чувствую себя вполне счастливым.

9. Я не могу  сосредоточиться на чем‑то одном.

10. В детстве  я всегда немедленно и безропотно  выполнял все то, что мне поручали.

11. Раз в  месяц или чаще у меня бывает  расстройство желудка.

12. Я часто  ловлю себя на том, что меня что‑то тревожит.

13. Я думаю,  что я не более нервный, чем  большинство людей.

14. Я не слишком  застенчив.

15. Жизнь для  меня почти всегда связана  с большим напряжением.

16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в  которых не разбираюсь.

17. Я краснею  не чаще, чем другие.

18. Я часто  расстраиваюсь из‑за пустяков.

19. Я редко  замечаю у себя сердцебиение  или одышку.

20. Не все  люди, которых я знаю, мне нравятся.

21. Я не могу  уснуть, если меня что‑то тревожит.

22. Обычно я  спокоен и меня нелегко расстроить.

23. Меня часто  мучают ночные кошмары.

24. Я склонен  все принимать слишком серьезно.

25. Когда я  нервничаю, у меня усиливается  потливость.

26. У меня  беспокойный и прерывистый сон.

27. В играх  я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

28. Я более  чувствителен, чем большинство людей.

29. Бывает, что  нескромные шутки и остроты  вызывают у меня смех.

30. Я хотел  бы быть так же доволен своей  жизнью, как, вероятно, довольны другие

31. Мой желудок  сильно беспокоит меня.

32. Я постоянно  озабочен своими материальными  и служебными делами.

33. Я настороженно  отношусь к некоторым людям,  хотя знаю, что они не могут  причинить мне вреда.

34. Мне порой  кажется, что передо мной нагромождены  такие трудности, которых мне  не преодолеть.

35. Я легко  прихожу в замешательство.

36. Временами  я становлюсь настолько возбужденными,  что это мешает мне заснуть.

37. Я предпочитаю  уклоняться от конфликтов и  затруднительных положений.

38. У меня  бывают приступы тошноты и  рвоты.

39. Я никогда  не опаздывал на свидание или  работу.

40. Временами  я определенно чувствую себя  бесполезным.

41. Иногда мне  хочется выругаться.

42. Почти всегда  я испытываю тревогу в связи с чем‑либо или с кем‑либо.

43. Меня беспокоят  возможные неудачи.

44. Я часто  боюсь, что вот‑вот покраснею.

45. Меня нередко  охватывает отчаяние.

46. Я – человек  нервный и легко возбудимый.

47. Я часто  замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что‑нибудь сделать.

48. Я почти  всегда испытываю чувство голода.

49. Мне не  хватает уверенности в себе.

50. Я легко  потею, даже в прохладные дни.

51. Я часто  мечтаю о таких вещах, о которых  лучше никому не рассказывать.

52. У меня  очень редко болит живот.

53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться  на какой‑либо задаче или работе.

54. У меня  бывают периоды такого сильного  беспокойства, что я не могу  долго усидеть на одном месте.

55. Я всегда  отвечаю на письма сразу же  после прочтения.

56. Я легко  расстраиваюсь.

57. Практически  я никогда не краснею.

58. У меня  гораздо меньше опасений и  страхов, чем у моих друзей  и знакомых.

59. Бывает, что  я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

60. Обычно я  работаю с большим напряжением.

 

Обработка и  интерпретация данных:

Шкала тревоги. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к  пунктам 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60.

И ответы «Нет»  к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

Шкала лжи. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55; ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Вначале следует  обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности  испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:

40–50 баллов  рассматривается как показатель  очень высокого уровня тревоги;

25–40 баллов  – свидетельствует о высоком  уровне тревоги;

15–25 баллов  – о среднем (с тенденцией  к высокому) уровню;

5–15 баллов  – о среднем (с тенденцией  к низкому) уровню;

0–5 баллов  – о низком уровне тревоги.


Информация о работе Особенности анкетирования в изучении проблем социальной работы