Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение особенностей и отличий анкетирования от других методов исследования.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретико-методологическую сущность анкетирования;
2) Изучить понятие тревожности;
3) Изучить проявления тревожности в студенческом возрасте;
Введение
1.1 Виды анкет
1.2 Правила составления анкет
1.3 Характеристика студенческого возраста
Выводы по 1 главе
2.1 Понятие тревожности и её проявления в студенческом возрасте
2.2 Методика проведения анкетирования
2.3 Пути коррекции тревожности в студенческом возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Приложения
Приложение 1 «Личностная шкала тревожности»
В настоящее
время отношение к явлению
тревожности в современной
К настоящему времени тревожность изучается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидное, и как личностное свойство человека.
Исследования А.М.Прихожан (2001) показали, что есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности:
1.Открытая
тревожность - сознательно переживаемая
и проявляющаяся в
- как острая,
нерегулируемая или слабо
- регулируемая
и компенсируемая тревожность,
которая может использоваться
в качестве стимула для
- культивируемая
тревожность, связанная с
2. Скрытая тревожность -в разной степени несознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и т.д.:
- неадекватное
спокойствие (реакции по
- уход из ситуации.
Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно.
Специфическая особенность тревожности как личностного свойства заключается в том, что она имеет собственную побудительную силу. Возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит помеханизму "замкнутогопсихологического круга"[4].
Расшифровать
механизм "замкнутого психологического
круга" можно следующим образом:
возникающая в процессе деятельности
тревога частично снижает ее эффективность,
что приводит к негативным самооценкам
со стороны окружающих, которые, в
свою очередь, подтверждают правомерность
тревоги в подобных ситуациях. При
этом, поскольку переживание
Тревожность обладает силой самоподкрепления и может приводить формированию "выученной беспомощности".
Тревога и тревожность не всегда осознаются субъектом и могут регулировать его поведение на неосозноваемом уровне. Наблюдение тревожного поведения "со стороны" также зачастую затруднительно в силу того, что тревожность может маскироваться под другие поведенческие проявления.
Таким образом, тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. Несмотря на то что существование феномена тревожности у психологовне вызывает сомнений, ее проявления в поведении проследить довольно сложно. Это связано с тем, что тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, такие как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат"выученной беспомощности", ложная гиперактивность, уход в болезнь и т.д.
Все исследователи
психологии подросткового возраста,
так или иначе, сходятся в признании
того огромного значения, которое
имеет для подростков общение
со сверстниками. Отношение с товарищами
находится в центре жизни подростка,
во многом определяя все остальные
стороны его поведения и
Результаты изучения тревожности зарубежными исследователями во многом совпадают с выводами отечественной психологии. Так, Х.Хекхаузен приводит следующее соображения Спилберга: "…состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется объективными сознательно воспринятыми ощущениями угрозы или напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией автономной нервной системы".
Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине[2].
Тревожные дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу. Как известно подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.
Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации, "заколдованного психологического круга", когда тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, а это в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие.
Параллельно с общительностью, тесно переплетаясь с ней, противореча ей и дополняя ее одновременно, в подростковом возрасте у многих развита повышенная застенчивость. Не случайно, что в социальном исследовании обнаружился важный факт: именно в этом возрасте у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми.
Застенчивость, в свою очередь, является самой распространенной коммуникабельной трудностью подростка. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивыми, действительно отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей.
Чтобы облегчить
свои коммуникативные трудности, подростки
используют "стратегическое взаимодействие".
Понятие стратегического
Во-первых, будучи постоянно озабочены собой, предполагая, что и другие разделяют эту озабоченность, подростки обычно действуют в расчете на некую воображаемую аудиторию.
Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и озабоченность, часто создают себе "личный мир", вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий и вызывает напряжение и тревожность.
Одной из главных
психологических трудностей подростков
является склонность объяснять свои
неудачи в общении не конкретными
ситуациями, а своими якобы непременными
личностными качествами. Такая установка
парализует попытки установления новых
человеческих контактов, с учетом прошлых
ошибок. Если в других сферах жизни,
например, в учебе, они трезво оценивают
причины своих успехов и
Ведущий мотив жизни и деятельности для подростка – самоуважение в коллективе. Быть признанным в коллективе, занимать определенное место, играть определенную роль – сверх-ценная идея этой категории школьников. Если она реализуется, подросток живет в мире и согласии с теми, кто его окружает. Расхождение в оценках, данных человеком самому себе и полученных им от других, является важным источником тревожности.
Наиболее характерными
для раннего подросткового
Дело в том.
Что такие группы обладают защитной
функцией, окружают их неким психологическим
барьером от проникновения травмирующих
влияний со стороны, будь то отрицательная
оценка товарищей или мнение учителей.
Трудно живется подростку у
Психологи А.Н. Божович, В.В. Столин, И.С. Кон говорят о том, что важную роль в общении подростка играет самооценка. Она вызывается необходимостью в объективном знании себя и своих качеств трудовой деятельности и общения. И.М.Жутикова считает, что именно такие подростки с неразвитым самопознанием, низкой самооценкой, у которых нуль самопознания особенно тяжело переносят вдруг вошедшую в их жизнь значительную психологическую трудность.
К началу подросткового возраста человек знакомится с собой заново. И вот тут не надо его одергивать, осуждать интерес подростков к себе. А со всей серьезностью тактично помочь познакомится с собой поближе. Грубейшей ошибкой будет свести все это к перечню недостатков.
Подросткам
очень помогает, когда им рассказывают
о них, что с ними происходит,
почему они нередко испытывают
непонятное для них
Если у подростка
общение с окружающими
2.2 Методика проведения
Анкета представляет собой список вопросов, на которые должен ответить опрашиваемый (респондент). Составлению анкеты предшествует большая исследовательская работа, описанная в трудах по социометрии, имеющая целью учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень его искренности и возможность сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемой проблемы. Анкетирование является распространенным способом опроса в маркетинге. Его преимущество заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, выявлены и смоделированы причинно-следственные связи.
Информация о работе Особенности анкетирования в изучении проблем социальной работы