Особенности анкетирования в изучении проблем социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение особенностей и отличий анкетирования от других методов исследования.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретико-методологическую сущность анкетирования;
2) Изучить понятие тревожности;
3) Изучить проявления тревожности в студенческом возрасте;

Оглавление

Введение
1.1 Виды анкет
1.2 Правила составления анкет
1.3 Характеристика студенческого возраста
Выводы по 1 главе
2.1 Понятие тревожности и её проявления в студенческом возрасте
2.2 Методика проведения анкетирования
2.3 Пути коррекции тревожности в студенческом возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Приложения
Приложение 1 «Личностная шкала тревожности»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.94 Кб (Скачать)

В настоящее  время отношение к явлению  тревожности в современной психологии существенно изменилось, и мнения относительно этой личностной особенности  становятся менееоднозначными и категоричными. Современный подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не следует рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.

К настоящему времени тревожность изучается  как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической  организации человека до сих пор  остается спорным вопросом; ее можно  трактовать и как индивидное, и  как личностное свойство человека.

Исследования  А.М.Прихожан (2001) показали, что есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди  них можно выделить следующие  варианты переживания и преодоления  тревожности:

1.Открытая  тревожность - сознательно переживаемая  и проявляющаяся в деятельности  в виде состояния тревоги. Она  может существовать в различных  формах, например:

- как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая  тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;

- регулируемая  и компенсируемая тревожность,  которая может использоваться  в качестве стимула для выполнения  соответствующей деятельности, что,  впрочем, возможно преимущественно  в стабильных, привычных ситуациях;

- культивируемая  тревожность, связанная с поиском  "вторичных выгод" от собственной  тревожности, что требует определенной  личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется  только в подростковом возрасте).

2. Скрытая  тревожность -в разной степени несознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и т.д.:

- неадекватное  спокойствие (реакции по принципу "У меня все в порядке!", связанные с компенсаторно-защитной  попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание  не допускается);

- уход из  ситуации.

Таким образом, следует заметить, что состояние  тревоги или тревожность как  психическое свойство находятся  в конфронтации с базовыми личностными  потребностями: потребностью в эмоциональном  благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно  сопротивляются попыткам помочь им сделать  это. Причина такого сопротивления  им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно.

Специфическая особенность тревожности как  личностного свойства заключается  в том, что она имеет собственную  побудительную силу. Возникновение  и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением  актуальных потребностей человека, которые  приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности  происходит помеханизму "замкнутогопсихологического круга"[4].

Расшифровать  механизм "замкнутого психологического круга" можно следующим образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам  со стороны окружающих, которые, в  свою очередь, подтверждают правомерность  тревоги в подобных ситуациях. При  этом, поскольку переживание тревогиявляется субъективным неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком[3].

Тревожность обладает силой самоподкрепления и может приводить формированию "выученной беспомощности".

Тревога и  тревожность не всегда осознаются субъектом  и могут регулировать его поведение  на неосозноваемом уровне. Наблюдение тревожного поведения "со стороны" также зачастую затруднительно в силу того, что тревожность может маскироваться под другие поведенческие проявления.

Таким образом, тревожность представляет собой  фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком  диапазоне ситуаций. Несмотря на то что существование феномена тревожности у психологовне вызывает сомнений, ее проявления в поведении проследить довольно сложно. Это связано с тем, что тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, такие как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат"выученной беспомощности", ложная гиперактивность, уход в болезнь и т.д.

Все исследователи  психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании  того огромного значения, которое  имеет для подростков общение  со сверстниками. Отношение с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные  стороны его поведения и деятельности. В основе снижения успеваемости, изменения  поведения, возникновение аффективного напряжения лежит нарушение отношений  подростка со сверстниками, родителями, учителями. Причиной нарушения социальных связей с окружающими, взрослыми  и сверстниками нередко выступает  тревожность подростка – нейротизм.

 

Результаты  изучения тревожности зарубежными  исследователями во многом совпадают  с выводами отечественной психологии. Так, Х.Хекхаузен приводит следующее соображения Спилберга: "…состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется объективными сознательно воспринятыми ощущениями угрозы или напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией автономной нервной системы".

 

Тревожность подростка часто нарушает его  нормальную жизнь, нередко выступает  причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность  испытывают часто школьники, которые  хорошо учатся, ответственно относятся  к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине[2].

 

Тревожные дети обычно не вызывают жалоб со стороны  учителей и родителей и сами не обращаются к психологу. Как известно подобная тревожность может порождаться  либо реальным неблагополучием школьника  в наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки  объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.

 

Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки  с повышенной тревожностью тем самым  оказываются в ситуации, "заколдованного психологического круга", когда тревожность  ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, а это в свою очередь, еще более усиливает  эмоциональное неблагополучие.

 

Параллельно с общительностью, тесно переплетаясь с ней, противореча ей и дополняя ее одновременно, в подростковом возрасте у многих развита повышенная застенчивость. Не случайно, что в социальном исследовании обнаружился важный факт: именно в  этом возрасте у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми.

 

Застенчивость, в свою очередь, является самой распространенной коммуникабельной трудностью подростка. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивыми, действительно отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей.

 

Чтобы облегчить  свои коммуникативные трудности, подростки  используют "стратегическое взаимодействие". Понятие стратегического взаимодействия введено в науку известным  американским социологом Эрвингом Гофманом (1969) для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений.

 

Во-первых, будучи постоянно озабочены собой, предполагая, что и другие разделяют эту  озабоченность, подростки обычно действуют  в расчете на некую воображаемую аудиторию.

 

Во-вторых, преувеличивая  свою уникальность и озабоченность, часто создают себе "личный мир", вымышленную биографию, поддержание  которой требует постоянных усилий и вызывает напряжение и тревожность.

 

Одной из главных  психологических трудностей подростков является склонность объяснять свои неудачи в общении не конкретными  ситуациями, а своими якобы непременными личностными качествами. Такая установка  парализует попытки установления новых  человеческих контактов, с учетом прошлых  ошибок. Если в других сферах жизни, например, в учебе, они трезво оценивают  причины своих успехов и переживаний, и, учась на своих ошибках, могут  достигнуть высоких результатов, то в сфере общения, где они особо  уязвимы. Негативная установка превращается в самореализующийся прогноз. "У меня все равно ничего не получится".

 

Ведущий мотив  жизни и деятельности для подростка  – самоуважение в коллективе. Быть признанным в коллективе, занимать определенное место, играть определенную роль – сверх-ценная идея этой категории школьников. Если она реализуется, подросток живет в мире и согласии с теми, кто его окружает. Расхождение в оценках, данных человеком самому себе и полученных им от других, является важным источником тревожности.

 

Наиболее характерными для раннего подросткового периода  являются реакции протеста или оппозиции, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции периодически возникают в кругу семьи или школьном микроклимате (классе) в связи с неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют четкую направленность против тех лиц, которые, по его мнению, повинны в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильный для него учебный или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое по его мнению, наказания и т.д., самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, часто вступают в конфликты с товарищами и взрослыми. Многие ребята, утратив в школе личные контакты и связи, ищут их на стороне – в дворовых и уличных компаниях. Этих ребят не от хорошей жизни тянет в уличную среду, в ней они ищут возможность удовлетворить, неудовлетворенную в школе потребность в эмоциональном контакте в дружеских связях, потребность в общении.

 

Дело в том. Что такие группы обладают защитной функцией, окружают их неким психологическим  барьером от проникновения травмирующих влияний со стороны, будь то отрицательная  оценка товарищей или мнение учителей. Трудно живется подростку у психологически незрячего учителя. И тому, чье  развитие отстает и тому, чье обгоняет окружающих, кого не удовлетворяют  слишком плоское, равнинное видение  мира, кто представляет его объемным многомерным, противоречивым. Нелегко  приходится таким подросткам в окружении  сверстников даже из-за чисто внешнего расхождения во вкусах, в манере держаться выражать свои мысли [2].

 

Психологи А.Н. Божович, В.В. Столин, И.С. Кон говорят о том, что важную роль в общении подростка играет самооценка. Она вызывается необходимостью в объективном знании себя и своих качеств трудовой деятельности и общения. И.М.Жутикова считает, что именно такие подростки с неразвитым самопознанием, низкой самооценкой, у которых нуль самопознания особенно тяжело переносят вдруг вошедшую в их жизнь значительную психологическую трудность.

 

К началу подросткового  возраста человек знакомится с собой  заново. И вот тут не надо его  одергивать, осуждать интерес подростков к себе. А со всей серьезностью тактично помочь познакомится с собой поближе. Грубейшей ошибкой будет свести все это к перечню недостатков.

 

 Подросткам  очень помогает, когда им рассказывают  о них, что с ними происходит, почему они нередко испытывают  непонятное для них раздражение,  досаду и т. д. Им очень нужны благожелательные, но не навязчивые советы. Сами они не догадываются обращаться по таким поводам.

 

Если у подростка  общение с окружающими сложились  не совсем удачно (нет друзей, конфликтные  отношения со сверстниками или взрослыми), то это отражается на познании самого себя. Оно либо задерживается, либо его результат бывает несоответствующим действительности. И то и другое отрицательно сказывается на становлении личности. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что для многих младших и особенно, для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанные с их отношением к себе к собственной личности. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя всех недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Самооценка подростка складывается под влиянием тех моральных ценностей и требований, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда у подростка круг общения меняется, может измениться и его самооценка.

 

2.2 Методика проведения анкетирования 

Анкета представляет собой список вопросов, на которые  должен ответить опрашиваемый (респондент). Составлению анкеты предшествует большая  исследовательская работа, описанная  в трудах по социометрии, имеющая  целью учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень  его искренности и возможность  сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемой проблемы. Анкетирование  является распространенным способом опроса в маркетинге. Его преимущество заключается  в том, что в результате обработки  ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, выявлены и смоделированы  причинно-следственные связи.

Информация о работе Особенности анкетирования в изучении проблем социальной работы