Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение особенностей и отличий анкетирования от других методов исследования.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретико-методологическую сущность анкетирования;
2) Изучить понятие тревожности;
3) Изучить проявления тревожности в студенческом возрасте;
Введение
1.1 Виды анкет
1.2 Правила составления анкет
1.3 Характеристика студенческого возраста
Выводы по 1 главе
2.1 Понятие тревожности и её проявления в студенческом возрасте
2.2 Методика проведения анкетирования
2.3 Пути коррекции тревожности в студенческом возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Приложения
Приложение 1 «Личностная шкала тревожности»
Последняя часть анкеты – это заключительная часть, здесь кратко выражается цель анкеты, выражается благодарность за заполнение анкеты, и гарантируется анонимность опрашиваемого.
Итак, рассмотрев структуру анкеты можно выделать несколько принципов касающихся ее разработки и подготовки:
Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.
Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.
Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и , с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (гало - эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем[6].
В таком случае следует
частные вопросы ставить
Четвертый принцип: смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.
Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад и в конце - наиболее сложные вопросы, после чего завершающая "паспортичка" и заключение.
Немаловажное значение при проведении анкетирования имеет и сама процедура опроса, к нему должно быть все подготовлено: место, ручка, спокойная обстановка. Задача анкетера быть дружелюбным вежливым и беспристрастным и тогда он добьется хороших результатов[7].
Воспитательная
работа строится на требованиях общества,
а также должна учитывать психологические
и возрастные особенности студентов.
Особенности физического
В юношеском
возрасте завершается формирование
организма в целом, но он ещё не
окреп. Молодой человек ещё
В психологическом облике человека обнаруживаются и неповторимые черты, сформировавшиеся в процессе индивидуального развития, поэтому во внеучебной работе со студентами важно учитывать их темперамент, уравновешенность нервной системы.
Юноша и девушка становятся уже полноправными членами семей - вносят свою лепту в её бюджет, опекают младших братьев, сестёр. В тех случаях, где не учитывают качественных изменений в семейном положении, где к ним продолжают, относится как к подросткам, нередко возникают конфликты.
В вузах в процессе самообразования молодые люди знакомятся с основными закономерностями развития природы и общества, с достижениями науки и техники; ими приобретаются общетрудовые и профессиональные умения, и навыки. Практическое использование изучаемого материала повышает в сознании молодёжи его жизненное значение. Это активизирует учебную деятельность и приводит к глубоким преобразованиям познавательных процессов.
Так, восприятие
настолько совершенствуется, что
молодой человек часами может
сосредоточиваться на изучаемом
материале или объекте. В результате
устанавливается оптимальное
Качественные сдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становится избирательным. Воспринимая изучаемое, молодой человек стремится оценить его значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей активностью изучает его.
Преобразовываются такие свойства внимания, как переключаемость и распределение. Юноша или девушка уже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения и вести записи[9].
Совершенствуется память. У молодых людей преобладает смысловое запоминание, и они по собственной инициативе используют многие его приёмы: устанавливают смысловые связи, которые помогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.
Совершенствуется мышление. Значительно возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности. Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает потребность в творчестве - художественном, научном, техническом.
Вместе с тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальной деятельности: молодые люди не любят проверять себя; переоценивают свои познавательные возможности; увлекаются внешней красивостью речи, а иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и явлений общественной жизни.
В последнее время многие авторы с тревогой отмечают, что в студенческой среде утрачивается культ знаний. Так, по данным, приведённым Л. Г. Вяткиным, О. Б. Капичниковой и А. В. Дружкиным, только 44 % студентов считает, что избранная профессия отвечает их склонностям и особенностям характера. Основная масса студентов (83,4 %) руководствуется в своей учебной деятельности обобщёнными социальными мотивами - стремлением стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу обществу и извлекать из этого материальную выгоду. Только 58 % студентов старших классов считают получение знаний по избранной специальности необходимым условием жизненного становления.1
В юношеском
возрасте активно формируются
В сознании некоторой части студенчества произошло смещение понятий, ценностей, жизненных установок. Стремление выделиться, во что бы то ни стало доказать окружающим и себе свою человеческую ценность, единственность, неповторимость оборачивается действием другого рода - стать «как все». Слиться с общей массой. Сама индивидуальность уже воспринимается, как умение быть похожим на других. В результате вместо индивидуальности - полная безликость.
Коллектив способствует развитию общественной активности молодых людей. Надо помочь каждому расстаться с представлением о себе как о человеке, за которого несут ответственность другие. Сохранение этого представления отрицательно сказывается на формирование ценностных качеств личности - инициативности, активности, принципиальности, ответственности за порученное дело. Вовлечение молодёжи в общественную жизнь, предоставление её максимальных возможностей при организации общественных дел развивает общественную активность.
В период юности, как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружеском общении. Дружеские отношения становятся многоплановыми - углубляется их содержание, расширяются эмоциональные и интеллектуальные контакты друзей.
Сфера чувств
молодого человека обогащается новыми
переживаниями. Появляется чувство
любви. Раскованность в половых
взаимоотношениях между молодыми людьми
вызывает тревогу в обществе и
потребность в
Интересы молодых людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к науке. Молодых людей привлекают не только факты, но и развитие природы, и общества, закономерности этого развития, вопросы теории. Широк круг читательских интересов.
Характерным
для юношеского возраста является формирование
системы нравственных понятий и
убеждений. Молодые люди уже осознают
такие сложные понятия, как «долг»,
«честь», «совесть». У них появляется
потребность в выработке
В формировании
самостоятельной, ответственной и
инициативной личности делового человека
большую роль играет участие студентов
в принятии и реализации решений,
касающихся важнейших сторон их жизни:
организации учебного процесса, работы
студенческих научных объединений,
распределения стипендий и
2.1 Понятие тревожности и её проявление в студенческом возрасте
Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово "тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.
В психологическом
словаре дано следующее определение
тревожности: это "индивидуальная психологическая
особенность, заключающаяся в повышенной
склонности испытывать беспокойство в
самых различных жизненных
Понятие тревоги и тревожности имеют разный смысл. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Термин "тревожность" используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдается состояние тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающийв себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства [1].
Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают" (А. И. Захаров).
Авторы книги "Эмоциональная устойчивость школьника" Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми
требованиями, предъявляемыми родителями,
либо родителями и школой (детским
садом). Например, родители не пускают
ребенка в школу из-за плохого
самочувствия, а учитель ставит "двойку"
в журнал и отчитывает его
за пропуск урока в
2. Неадекватными
требованиями (чаще всего завышенными).
Например, родители неоднократно
повторяют ребенку, что он
3. Негативными
требованиями, которые унижают ребенка,
ставят его в зависимое
В отечественной психологии тревожностьтакже традиционно рассматривалась как проявление неблагополучия[8], вызванное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие перенесенной психической травмы.
Информация о работе Особенности анкетирования в изучении проблем социальной работы