Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Ценности и ценностные предпочтения главным фактором в процессе преобразования и развития общества. Одни ценности могут тормозить это развитие, другие же являются ускорителями преобразований.1 Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ценностных ориентаций студенческой молодежи 5
1.1 Теоретический анализ основных понятий «ценности» и «ценностные ориентации» 5
1.2 Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций 8
1.3 Образ жизни студенческой молодежи 14
Глава 2 Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 16
2.1 Анализ ценностей студенческой молодежи г. Новосибирск 16
2.2 Повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 20
Глава 3 Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества. 23
3.1 Причины изменения ценностных ориентаций молодежи. 23
Заключение 27
Список литературы: 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК с доработкой.docx

— 195.67 Кб (Скачать)

     Сегодняшняя молодежь привыкла рассчитывать только на себя и поэтому стремиться добиться поставленных целей. Студенческая молодежь – демографическая группа, которая лучше всех адаптируется к меняющимся условиям и нормам современного социума и может предложить новые, инновационные проекты и модели развития и улучшения структуры существующего общества.

     Но  в тоже время молодежь – самая  уязвимая группа, так как ей легко  навязать чуждые для России нормы, условия  и традиции. Поэтому государству  нужно более внимательнее относится  к проблемам молодежи и более  четко формировать молодежную политику, с учетом интересов и ценностей  молодого поколения.

     Многие  ценностные ориентации формируются  именно в юношеском возрасте, так  как молодежь наиболее восприимчива к социальным и культурным изменениям в обществе. Ценностные ориентации молодежи во многом изменились за последние  годы из-за обострения проблемы её социализации.

     Молодежь  сегодня занимает передовую позицию  среди других групп, так как оно  является самым образованным. И именно оно в скором будущем будет  составлять интеллектуальный ресурс нашей  страны.

     Исследования  по этой проблематике являются важными  для российского общества, так  как показывают социальные, культурные изменения, которые происходят среди  молодежи, и, следовательно, в стране. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. –1999. – №4. – С.176–185.
  2. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84–87.
  3. Баева, Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. – М.: Прометей, 2003
  4. Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. Науч. Ред. И сост. А.А. Грицанов. М.: Минск, 2001. С.1199
  5. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социс. 2002. №1. С.96-105
  6. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. – М. – 2001 стр. 114
  7. Лисовский, В. Т. Социология молодежи. – СПб., 1996 г. – С. 157.
  8. Петров,А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений//Социс. – 2008. - №2. – С. 5.
  9. Ценностно-смысловые ориентации молодежи http://www.bigrefs.ru/22/ref.php?id=1233041401
  10. Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа) // http://www.soc.pu.ru/publications/vestnik/1997/2/sibirev.html
  11. Словарь практического психолога. Минск, 1997. С.373
  12. Смирнов В.А. Социальные проблемы молодежи российской провинции // Вестн. Моск. Ун-та. 2008. ¹ 2. С. 17.
  13. Терещенко, О. В. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — С. 568.
  14. Тоффлер, А. Шок будущего / Пер. с англ. М.: ООО Изд. АСТ, 2002.
  15. О. Н. Тюлякова О. Н. Ценностные ориентации студенческой молодежи регионального социума. http://regionsar.ru/node/392
  16. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.732.
  17. Энциклопедия социологии / Сост. Грицанов, А. А. Абушенко, В. Л. Евелькин, Г. М. Соколова, Г. Н.
  18. http://hpsy.ru/public/x2754.htm

Приложение 1

     Программа социологического исследования на тему:

     «Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность  молодежи»

     Актуальность  темы и формулировка проблемы.

     Радикальные перемены, которые произошли в  жизни россиян за последние десятилетия, оказали большое влияние на различные  группы молодежи, особенно на их ценности, ориентации и жизненные пути. Черты  и свойства, выражающиеся в оценках, предпочтениях и поведении молодежи сегодня в значительной мере будут  определять облик России в XXI веке.

     Сегодняшняя молодежь вступает в самостоятельную  жизнь в очень сложное и  динамичное время. Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво  протекает социально-экономическое  развитие, нарастает социальная дифференциация общества, невиданными темпами развиваются  система массовых коммуникаций и  компьютеризация. Что касается молодежи, то ей еще труднее понять проблемы, с которыми она сталкивается, вступая  в жизнь, определяя свое место  и призвание.

     Вот почему нужны комплексные исследования социальных проблем российской молодежи. Такие исследования имеют очевидное  прогностическое значение, создают  необходимую основу для того, чтобы  своевременно воздействовать на социальные процессы, разрешать конфликты и  противоречия. В особенности необходимо изучение современных социальных и  профессиональных ориентаций и жизненных  путей студенческой молодежи.

     Осуществить свои социальные ориентации, воплотив их в жизненные пути, молодежь не может без посредства разнообразных  каналов, микро- и макроинститутов  системы образования. Различные  учреждения системы образования  не только транслируют подрастающему  поколению объем знаний, воспитывают  трудовые навыки и передают специальные  умения, они же формируют дальнейшие ценностные ориентации, в частности  на продолжение образования и  приобретение профессиональной подготовки, предопределяют ту или иную социальную позицию, к которой будет принадлежать подготовленный специалист. Поэтому  изучение социальных ориентаций и жизненных  путей молодежи становится чрезвычайно  актуальным.

     Определение целей, задач, объекта  и предмета исследования.

     Цель: выявить основные ценностные ориентации студенческой молодежи

     Задачи:

  1. Определить иерархию ценностных ориентаций студенческой молодежи.
  2. Изучить повседневную жизнедеятельность студентов.
  3. Выявление главных жизненных целей, которые ставит перед собой студенческая молодежь.
 

     Гипотезы

  1. Главное место в иерархии ценностей студенческой молодежи занимает материальное благополучие.
  2. Основным видом повседневной жизнедеятельности студентов  является учебный процесс.
  3. Главная цель студенческой молодежи это материальная независимость.

     Объектом данного исследования является студенческая молодежь.

     Предметом данного исследования являются ее ценности, ориентации и жизненные пути.

     Логический  анализ основных понятий.

     Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество.

     Ценностные  ориентации- элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое от незначимого через принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни.

     Повседневная  жизнедеятельность- деятельность и отдых, способ существования человека, который протекает в постоянном контакте со средой обитания.

     Цель  в жизни – 1) показатель личностного потенциала; 2) то, к чему мы стремимся. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Интерпретация понятий.

Переменные Операц-е  определения Операциональные понятия Эмпирические  индикаторы Шкалы
Ценностные ориентации Основные ценности Как Вы считаете, что является жизненной ценностью? 
 
 
 

Отметьте несколько  наиболее важных для Вас ценностей 
 
 
 
 
 
 
 
 

Какую роль играет дружба в вашей жизни?

-То, что выражает мои интересы

-То, что для меня дорого

-Все то, что имеет для меня значение

-Затрудняюсь ответить

-Другое 

-Семья  

-Дружба

-Любовь

-Здоровье

-Образование

-Материальная независимость

-Самореализация

-Интересная работа

-Карьера

-Жизненная мудрость 

-Очень важную, так как на друзей всегда можно положиться

-Друзья конечно хорошо, но есть более важные ценности

-Никакую роль не играет

-Затрудняюсь ответить

Поряд. 
 
 
 
 
 
 

Номин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Поряд.

Повседнев-ная  жизне-

деятельность

Свободное

Время 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основной досуг

Чем Вы предпочитаете  заниматься в свободное время? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Где Вы проводите  основную часть своего свободного времени? 
 
 
 

Хватает ли Вам  свободного времени? 
 
 
 

Довольны ли Вы тем, как распределено ваше свободное  время? 

Где Вы больше всего  проводите времени с семьей или  вне семьи? 
 
 
 
 
 
 
 

Хотели ли бы Вы проводить больше времени с  семьей? 
 
 

Планируете ли Вы свою деятельность на каждый день?

-Занимаюсь спортом

-Занимаюсь учебой, выполняю домашние задания

-Читаю книги, журналы, газеты

-Смотрю фильмы, слушаю музыку

-Провожу время с друзьями

-Провожу время с семьей

-Другое 

-В общении с друзьями

-За чтением книг, журналов, газет

-За Интернетом

-С семьей

-Работаю

-Другое 

-Да, вполне

-Не хватает, хотелось бы больше

-У меня вообще нет свободного времени

-Затрудняюсь ответить 

-Да, меня все устраивает

-Скорее да, чем нет

-Скорее нет, чем да

-Затрудняюсь ответить 

-Да, провожу время с семьей

-Вне семьи, так как нахожусь в другом городе

-В основном в общении с друзьями

-С другом (с подругой)

-Нет, провожу время за учебой

-Другое 

-Да

-Скорее да, чем не

-Скорее нет, чем да

-Нет

-Затрудняюсь ответить 

-Планирую свой день и придерживаюсь плана.

-Планирую свой день, но не всегда удается придерживаться плана

-Не планирую свой день

-Затруднюсь ответить

-Другое

Поряд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Поряд. 
 
 
 
 
 
 

Поряд. 
 
 
 
 
 

Поряд. 
 
 
 

Поряд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Поряд. 
 
 
 
 
 

Поряд. 
 
 
 
 
 

Цель  в жизни Стремление  в жизни Чего Вы больше всего хотели бы добиться в жизни? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Как Вы считаете, какой набор качеств должен реализовать  в жизни человек?

-Семейного счастья

-Богатства

-Власти

-Стабильности

-Иметь возможность развиваться как личность

-Быть свободным и независимым

-Стать квалифицированным специалистом

-Принести пользу человечеству и своей стране

-Другое 

-Быть материально обеспеченным

-Иметь хорошую работу

-Иметь хорошую семью

-Иметь власть, занимать высокое положение в обществе

-Быть здоровым

-Иметь хорошее образование

-Чувствовать себя защищенным, в безопасности

-Быть независимым, свободным

-Другое

Поряд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Поряд.

Определение выборочной совокупности.

    Тип выборки: неслучайная целенаправленная.

    Выборка (N) – студенты вузов города Новосибирска.

    Размер  выборки – 50 человек.

Приложение 2

Анкета  студента.

Уважаемый(ая) студент(ка)! В нашем городе проводится анкетирование студентов с целью изучения их ценностных ориентаций и повседневной жизнедеятельности. Мы обращаемся к Вам с просьбой принять участие в опросе и ответить на вопросы данной анкеты. Анкетирование проводится анонимно, а результаты будут использоваться только в обобщенном виде. Для нас ценно Ваше личное мнение. В процессе ответа на вопросы необходимо обвести кружком номер правильного ответа.

  1. Как Вы считаете, что является жизненной ценностью?
    1. То, что выражает мои интересы
    1. То, что для меня дорого
    2. Все то, что имеет для меня значение
    3. Затрудняюсь ответить
    4. Другое (укажите, пожалуйста)_________________________
  1. Отметьте несколько наиболее важных для Вас ценностей (не более четырех)
      1. Семья  
      2. Дружба
      3. Любовь
      4. Здоровье
      5. Образование
      6. Материальная независимость
      7. Самореализация
      8. Интересная работа
      9. Карьера
      10. Жизненная мудрость
  1. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время? (Укажите, пожалуйста, несколько вариантов ответа).
      1. Занимаюсь спортом
      2. Занимаюсь учебой, выполняю домашние задания
      3. Читаю книги, журналы, газеты
      4. Смотрю фильмы, слушаю музыку
      5. Провожу время с друзьями
      6. Провожу время с семьей
      7. Другое (укажите, пожалуйста)__________________________
  1. Где Вы проводите основную часть своего свободного времени?
    1. В общении с друзьями
    2. За чтением книг, журналов, газет
    3. За Интернетом
    4. С семьей
    5. Работаю
    6. Другое (укажите, пожалуйста)__________________________
  1. Хватает ли Вам свободного времени?
      1. Да, вполне
      2. Не хватает, хотелось бы больше
      3. У меня вообще нет свободного времени
      4. Затрудняюсь ответить
  1. Довольны ли Вы тем, как распределено ваше свободное время?
    1. Да, меня все устраивает
    2. Скорее да, чем нет
    3. Скорее нет, чем да
    4. Затрудняюсь ответить
  1. Где Вы больше всего проводите времени с семьей или вне семьи?
    1. Да, провожу время с семьей
    2. Вне семьи, так как нахожусь в другом городе
    3. В основном в общении с друзьями
    4. С другом (с подругой)
    5. Нет, провожу время за учебой
    6. Другое (укажите, пожалуйста)__________________________
  1. Хотели ли бы Вы проводить больше времени с семьей?
    1. Да
    2. Скорее да, чем не
    3. Скорее нет, чем да
    4. Нет
    5. Затрудняюсь ответить
  1. Какие возможности может дать Вам трудовая деятельность?
      1. Материальная независимость
      2. Стабильная заработная плата
      3. Обеспеченное будущее
      4. Рост по карьерной лестнице
      5. Возможность самореализации
      6. Все варианты
      7. Другое (укажите, пожалуйста)____________________
  1. Чего Вы больше всего хотели бы добиться в жизни? Укажите, пожалуйста, несколько вариантов ответов.
      1. Семейного счастья
      2. Богатства
      3. Власти
      4. Стабильности
      5. Иметь возможность развиваться как личность
      6. Быть свободным и независимым
      7. Стать квалифицированным специалистом
      8. Принести пользу человечеству и своей стране
      9. Другое (укажите, пожалуйста)_________________________

Информация о работе Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи