Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Ценности и ценностные предпочтения главным фактором в процессе преобразования и развития общества. Одни ценности могут тормозить это развитие, другие же являются ускорителями преобразований.1 Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ценностных ориентаций студенческой молодежи 5
1.1 Теоретический анализ основных понятий «ценности» и «ценностные ориентации» 5
1.2 Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций 8
1.3 Образ жизни студенческой молодежи 14
Глава 2 Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 16
2.1 Анализ ценностей студенческой молодежи г. Новосибирск 16
2.2 Повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 20
Глава 3 Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества. 23
3.1 Причины изменения ценностных ориентаций молодежи. 23
Заключение 27
Список литературы: 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК с доработкой.docx

— 195.67 Кб (Скачать)
 

     По  результатам исследования 12% новосибирских студентов ведут здоровый образ жизни, 38% ответили скорее да, чем нет (скорее всего, сказывается влияние одного вредного фактора - курение или употребление алкогольных напитков). 26% в чем то ведут, в чем то не ведут, 6% - скорее нет чем да, 8% отметили, что не ведут здоровый образ жизни (скорее всего они не беспокоятся о своем здоровье), и только 10% затрудняются ответить (см. табл. 10).

     Студенческой  молодежи необходимо планировать свой день, чтобы времени хватало на учебу, отдых, работу и на другие виды деятельности.

     Наше  исследование показало, что 20% респондентов планируют свой день и придерживаются плана, 42% - планируют свой день, но не всегда удается придерживаться плана, 22% - не планируют свой день и 16% затрудняются ответить (см. табл. 11)

     Таблица 11

     Планирование  дня

Варианты  ответов В % к опрошенным
Планирую, свой день и придерживаюсь плана 20%
Планирую  свой день, но не всегда удается придерживаться плана 42%
Не  планирую свой день 22%
Затрудняюсь ответить 16%
 

     Основываясь, на ранее проведенный анализ мы можем, говорить, что для современной молодежи семья (66% респондентов выделили как одну из самых важных ценностей), достижение семейного счастья является главным ориентиром в их жизни. Гипотеза о том, что главное место в иерархии ценностей студенческой молодежи занимает, материальное благополучие не подтвердилась.

    Повседневная  жизнь студенческой молодежи очень  насыщенна, так как молодежь –  это активная социальная группа, которым  предстоит еще открыть свои таланты  и возможности в различной  сфере жизни. Кроме учебного процесса они обязаны уделять внимание и свободному времени. Как оказалось нынешняя молодежь предпочитает проводить его с друзьями.

    Так как семья для нашей молодежи главная ценность, то и главной  целью в их жизни оказалось  достижение семейного счастья (62% ответили, что это их основная цель в жизни), а уж потом они выделяют свободу  и независимость, возможность развиваться  как личность и стабильность. Наша гипотеза о том, что главная цель молодежи это материальная независимость  не подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Факторный анализ исследования

 

Таблица 12

Варианты  ответов То, что выражает мои интересы То, что для  меня дорого Все то, что имеет  для меня значение Затрудняюсь ответить
1 курс 7% 17% 22% 36%
2 курс 13% 33% 14% 22%
3 курс 53% 0 36% 36%
4 курс 13% 50% 14% 0
5 курс 13% 0 14% 7%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Теперь  рассмотрим, как ответили респонденты  по полововозрастному признаку.

    Таблица 2

    Распределение ценностей по полу

Варианты  ответов В % к респондентам
Мужской Женский
Семья 27% 73%
Дружба 40% 60%
Любовь 28% 72%
Здоровье 38% 62%
Образование 42% 58%
Материальная  независимость 40% 60%
Самореализация 54% 46%
Интересная  работа 33% 67%
Карьера 67% 33%
Жизненная мудрость 25% 75%
 

     Мужская половина нашего студенчества выделяют карьеру как ведущую ценность в их жизни (отметило 67%). На втором месте  идет самореализация – 54%, на третьем  образование - 42%.

    Семью как важную ценность выделяют девушки  – 73%. Далее они выделили любовь – 72% и здоровье 62% (см. табл. 2).

    На  основе результатов исследования можно  сказать, что взгляды на ценности у парней и девушек совершенно разные. Юноши стремятся состояться в жизни, девушки же романтические  натуры для них карьера не так  уж и важна, чем для мужской  половины респондентов.

Глава 3 Трансформация ценностных ориентаций российского  студенчества.

 

     Проблема  общих тенденций изменений ценностных ориентаций в современном обществе неоднократно ставилась в центр  внимания множества самых разных социологических исследований.

     В период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются пусть медленной, но трансформации. А в период революционной ломки традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их изменения в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер.15

     Само  современное общество характеризуется  принципиальной нестабильностью системы  ценностей и ценностных ориентаций в отличие от традиционного общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной на протяжении многих веков. Система ценностей  традиционного общества имела замкнутый  характер, и подчинялась законам циклических повторений.

     Современной общество является динамической системой с подвижным, нестабильным центром.

     На  всем протяжении существования современного общества сетка ее ценностных ориентаций подвержена изменениям со стороны двух оппозиций – оппозиции интеграции как социализации и идентификации  как индивидуализации, и оппозиции  субъективизма и объективизма.16

     Современный облик России во многом определяет молодое поколение, выросшее в состоянии  свободы мысли и дела, плюрализма мнений и интересов, утверждения  новых политических и экономических  стандартов. Устремления этой наиболее активной части общества качественно  иные, нежели у молодежи предшествующей эпохи, поскольку за последние годы произошли не только формационные перестройки  внутри страны, но и наметился ряд  изменений, носящих всемирный глобальный характер. Очевидно, что от направленности ценностей молодежи, их современных  трансформаций напрямую зависят  как будущее России, так и характер ее взаимодействия с другими государствами  в составе мирового целого.

     К основным причинам, вызвавшим коренные изменения в системе ценностей  современного поколения, можно отнести  следующее:

     1. Разрушение социалистической системы  в России; обесценение экономического, политического, социального, духовного  ориентиров развития советской  эпохи.

     2. Утверждение свободы, плюрализма, возможности неограниченного самовыражения  и саморазвития без давления  внешних факторов.

     3. Нестабильность рыночной системы,  жесткая конкуренция, прагматизм  «естественный отбор» и монополизация,  необходимость рассчитывать на  собственную активность и способности.

     4. Информатизация всех сфер жизни  общества, «информационный шок», технократизация  мировоззрения, возрастание роли  знания, науки в жизни человечества.

     5. Культурная, политическая, этническая  глобализация, смешение народов  и традиций, цивилизационные конфликты  и взаимодействие.

     6. Повышение уровня жизни; возможность  разнообразных вариантов получения  удовольствия; развитие индустрии  развлечений.

     7. Реализация равноправия мужчин и женщин, феминизация, разрушение четких гендерных границ, разрушение института семьи и нарушение ее функций.

     8. Духовный и культурный анархизм, обращение к разнообразным религиозным  учениям, появление новых и  деструктивных сект и культов; 

     9. Высокая динамика развития общества, ускорение жизни, умножение возможностей, рост научного знания, постоянные  перемены в социальной, политической, экономической сферах.17

     Перечисленные факторы, конечно, не исчерпывают полностью  данную проблему, но все-таки позволяют  определить широту масштабов, происходящих изменений в жизни современного человека. Очевидно, что происходящее не могло не вызвать перемен в  ценностной сфере, в жизненных ориентирах, определяющих то, к чему будет стремиться человек, формирующийся в данных условиях.

     Так же рассмотрим особенности современной ценностной картины:

     1) Повышение роли жизненных, материальных, гедонистических ценностей и, как следствие, снижение статуса духовных, общественных, нравственных, эстетических. Забота о здоровье, безопасности, условиях жизнеобеспечения, стремление к самореализации, самораскрытию.

     2) Вторым отличием современной эпохи является общая ценностная нестабильность, неустойчивость личного существования, вызванная кризисными процессами в различных сферах (политической, экономической,

     экологической, социальной, духовной). Социально-политическая и материальная нестабильность своеобразно  влияют и на мировоззрение современной  молодежи.18

     3) В тоже время современную эпоху отличают и новые позитивные черты, прежде всего, - повышение ценности знания, образования, информации, а также ускорения темпов их прироста (Ценность образования  важна для новосибирских студентов). Знания являются сегодня важным фактором развития личности, повышения качества жизни. Наибольшие перспективы сегодня связываются именно с получением образования. Конечно, получение знания сегодня является, прежде всего, средством для развития карьеры, но оно рассматривается и как неотъемлемый атрибут современного человека, давая возможность каждому приобщиться к достижениям культуры, накопленной человечеством, последним открытиям науки.

     4) Яркой чертой современной эпохи (особенно в мегаполисах) является «космополитизм» - утрата культурной, этнической традиции, открытость новым влияниям. Связано это с происходящими процессами интеграции и глобализации мира и культуры что не могло не повлиять на ценности общества.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Данная  курсовая работа была посвящена ценностным ориентациям и повседневной жизнедеятельности  студентов.

     В первой главе давался теоретический  обзор понятий и терминов, связанных  со структурой и сущностью ценностных ориентаций молодежи, которые формируют  жизненные приоритеты современной  молодежи. Так же давалось определение  понятия «образ жизни» и рассматривались  особенности и характеристики студенческого  образа жизни.

     Во  второй главе был дан анализ проведенного социологического исследования среди  студенческой молодежи вузов города Новосибирска.

     Поставленные  задачи и цель курсовой работы выполнены.

     Выводы:

  1. В ходе исследования были выявлены основные группы жизненных ценностей студентов города Новосибирска: семья, дружба, любовь, материальная независимость.
  2. Главными жизненными целями для новосибирской молодежи стали: семейное счастье, свобода и независимость, стабильность.
  3. Основным видом повседневной жизнедеятельности студентов является учеба, а так же важными видами деятельности явились: общение с друзьями (так же объясняется одной из доминирующих ценностей студентов).

Информация о работе Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи