Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:43, курсовая работа
Ценности и ценностные предпочтения главным фактором в процессе преобразования и развития общества. Одни ценности могут тормозить это развитие, другие же являются ускорителями преобразований.1 Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ценностных ориентаций студенческой молодежи 5
1.1 Теоретический анализ основных понятий «ценности» и «ценностные ориентации» 5
1.2 Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций 8
1.3 Образ жизни студенческой молодежи 14
Глава 2 Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 16
2.1 Анализ ценностей студенческой молодежи г. Новосибирск 16
2.2 Повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 20
Глава 3 Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества. 23
3.1 Причины изменения ценностных ориентаций молодежи. 23
Заключение 27
Список литературы: 29
По результатам исследования 12% новосибирских студентов ведут здоровый образ жизни, 38% ответили скорее да, чем нет (скорее всего, сказывается влияние одного вредного фактора - курение или употребление алкогольных напитков). 26% в чем то ведут, в чем то не ведут, 6% - скорее нет чем да, 8% отметили, что не ведут здоровый образ жизни (скорее всего они не беспокоятся о своем здоровье), и только 10% затрудняются ответить (см. табл. 10).
Студенческой молодежи необходимо планировать свой день, чтобы времени хватало на учебу, отдых, работу и на другие виды деятельности.
Наше исследование показало, что 20% респондентов планируют свой день и придерживаются плана, 42% - планируют свой день, но не всегда удается придерживаться плана, 22% - не планируют свой день и 16% затрудняются ответить (см. табл. 11)
Таблица 11
Планирование дня
Варианты ответов | В % к опрошенным |
Планирую, свой день и придерживаюсь плана | 20% |
Планирую свой день, но не всегда удается придерживаться плана | 42% |
Не планирую свой день | 22% |
Затрудняюсь ответить | 16% |
Основываясь, на ранее проведенный анализ мы можем, говорить, что для современной молодежи семья (66% респондентов выделили как одну из самых важных ценностей), достижение семейного счастья является главным ориентиром в их жизни. Гипотеза о том, что главное место в иерархии ценностей студенческой молодежи занимает, материальное благополучие не подтвердилась.
Повседневная жизнь студенческой молодежи очень насыщенна, так как молодежь – это активная социальная группа, которым предстоит еще открыть свои таланты и возможности в различной сфере жизни. Кроме учебного процесса они обязаны уделять внимание и свободному времени. Как оказалось нынешняя молодежь предпочитает проводить его с друзьями.
Так
как семья для нашей молодежи
главная ценность, то и главной
целью в их жизни оказалось
достижение семейного счастья (62% ответили,
что это их основная цель в жизни),
а уж потом они выделяют свободу
и независимость, возможность развиваться
как личность и стабильность. Наша
гипотеза о том, что главная цель
молодежи это материальная независимость
не подтвердилась.
Таблица 12
Варианты ответов | То, что выражает мои интересы | То, что для меня дорого | Все то, что имеет для меня значение | Затрудняюсь ответить |
1 курс | 7% | 17% | 22% | 36% |
2 курс | 13% | 33% | 14% | 22% |
3 курс | 53% | 0 | 36% | 36% |
4 курс | 13% | 50% | 14% | 0 |
5 курс | 13% | 0 | 14% | 7% |
Теперь рассмотрим, как ответили респонденты по полововозрастному признаку.
Таблица 2
Распределение ценностей по полу
Варианты ответов | В % к респондентам | |
Мужской | Женский | |
Семья | 27% | 73% |
Дружба | 40% | 60% |
Любовь | 28% | 72% |
Здоровье | 38% | 62% |
Образование | 42% | 58% |
Материальная независимость | 40% | 60% |
Самореализация | 54% | 46% |
Интересная работа | 33% | 67% |
Карьера | 67% | 33% |
Жизненная мудрость | 25% | 75% |
Мужская половина нашего студенчества выделяют карьеру как ведущую ценность в их жизни (отметило 67%). На втором месте идет самореализация – 54%, на третьем образование - 42%.
Семью как важную ценность выделяют девушки – 73%. Далее они выделили любовь – 72% и здоровье 62% (см. табл. 2).
На основе результатов исследования можно сказать, что взгляды на ценности у парней и девушек совершенно разные. Юноши стремятся состояться в жизни, девушки же романтические натуры для них карьера не так уж и важна, чем для мужской половины респондентов.
Проблема
общих тенденций изменений
В период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются пусть медленной, но трансформации. А в период революционной ломки традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их изменения в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер.15
Само современное общество характеризуется принципиальной нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций в отличие от традиционного общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной на протяжении многих веков. Система ценностей традиционного общества имела замкнутый характер, и подчинялась законам циклических повторений.
Современной общество является динамической системой с подвижным, нестабильным центром.
На
всем протяжении существования современного
общества сетка ее ценностных ориентаций
подвержена изменениям со стороны двух
оппозиций – оппозиции
Современный облик России во многом определяет молодое поколение, выросшее в состоянии свободы мысли и дела, плюрализма мнений и интересов, утверждения новых политических и экономических стандартов. Устремления этой наиболее активной части общества качественно иные, нежели у молодежи предшествующей эпохи, поскольку за последние годы произошли не только формационные перестройки внутри страны, но и наметился ряд изменений, носящих всемирный глобальный характер. Очевидно, что от направленности ценностей молодежи, их современных трансформаций напрямую зависят как будущее России, так и характер ее взаимодействия с другими государствами в составе мирового целого.
К основным причинам, вызвавшим коренные изменения в системе ценностей современного поколения, можно отнести следующее:
1.
Разрушение социалистической
2.
Утверждение свободы,
3.
Нестабильность рыночной
4.
Информатизация всех сфер
5. Культурная, политическая, этническая глобализация, смешение народов и традиций, цивилизационные конфликты и взаимодействие.
6.
Повышение уровня жизни;
7. Реализация равноправия мужчин и женщин, феминизация, разрушение четких гендерных границ, разрушение института семьи и нарушение ее функций.
8.
Духовный и культурный
9.
Высокая динамика развития
Перечисленные факторы, конечно, не исчерпывают полностью данную проблему, но все-таки позволяют определить широту масштабов, происходящих изменений в жизни современного человека. Очевидно, что происходящее не могло не вызвать перемен в ценностной сфере, в жизненных ориентирах, определяющих то, к чему будет стремиться человек, формирующийся в данных условиях.
Так же рассмотрим особенности современной ценностной картины:
1) Повышение роли жизненных, материальных, гедонистических ценностей и, как следствие, снижение статуса духовных, общественных, нравственных, эстетических. Забота о здоровье, безопасности, условиях жизнеобеспечения, стремление к самореализации, самораскрытию.
2) Вторым отличием современной эпохи является общая ценностная нестабильность, неустойчивость личного существования, вызванная кризисными процессами в различных сферах (политической, экономической,
экологической, социальной, духовной). Социально-политическая и материальная нестабильность своеобразно влияют и на мировоззрение современной молодежи.18
3) В тоже время современную эпоху отличают и новые позитивные черты, прежде всего, - повышение ценности знания, образования, информации, а также ускорения темпов их прироста (Ценность образования важна для новосибирских студентов). Знания являются сегодня важным фактором развития личности, повышения качества жизни. Наибольшие перспективы сегодня связываются именно с получением образования. Конечно, получение знания сегодня является, прежде всего, средством для развития карьеры, но оно рассматривается и как неотъемлемый атрибут современного человека, давая возможность каждому приобщиться к достижениям культуры, накопленной человечеством, последним открытиям науки.
4)
Яркой чертой современной эпохи (особенно
в мегаполисах) является «космополитизм»
- утрата культурной, этнической традиции,
открытость новым влияниям. Связано это
с происходящими процессами интеграции
и глобализации мира и культуры что не
могло не повлиять на ценности общества.19
Данная курсовая работа была посвящена ценностным ориентациям и повседневной жизнедеятельности студентов.
В первой главе давался теоретический обзор понятий и терминов, связанных со структурой и сущностью ценностных ориентаций молодежи, которые формируют жизненные приоритеты современной молодежи. Так же давалось определение понятия «образ жизни» и рассматривались особенности и характеристики студенческого образа жизни.
Во второй главе был дан анализ проведенного социологического исследования среди студенческой молодежи вузов города Новосибирска.
Поставленные задачи и цель курсовой работы выполнены.
Выводы:
Информация о работе Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи