Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Ценности и ценностные предпочтения главным фактором в процессе преобразования и развития общества. Одни ценности могут тормозить это развитие, другие же являются ускорителями преобразований.1 Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ценностных ориентаций студенческой молодежи 5
1.1 Теоретический анализ основных понятий «ценности» и «ценностные ориентации» 5
1.2 Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций 8
1.3 Образ жизни студенческой молодежи 14
Глава 2 Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 16
2.1 Анализ ценностей студенческой молодежи г. Новосибирск 16
2.2 Повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 20
Глава 3 Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества. 23
3.1 Причины изменения ценностных ориентаций молодежи. 23
Заключение 27
Список литературы: 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК с доработкой.docx

— 195.67 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный  университет экономики  и управления 
 

     Институт  менеджмента и  коммерции 

     Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления 

Курсовая  работа

По  дисциплине  «Методология и методика социологического исследования»

 

    на  тему: Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи. 
     
     

                                                   
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы ценностных ориентаций студенческой молодежи 5

1.1 Теоретический анализ  основных понятий  «ценности» и «ценностные  ориентации» 5

1.2 Теоретико-методологические  основы исследования  ценностных ориентаций 8

1.3 Образ жизни студенческой  молодежи 14

Глава 2 Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 16

2.1 Анализ ценностей студенческой молодежи г. Новосибирск 16

2.2 Повседневная жизнедеятельность  новосибирских студентов 20

Глава 3 Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества. 23

3.1 Причины изменения ценностных ориентаций молодежи. 23

Заключение 27

Список  литературы: 29

Приложение 1 31

Приложение 2 35

Приложение 3 39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Молодёжь  — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками  и своим статусом в обществе: переход  от детства и юности к социальной ответственности. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. С одной стороны, молодежь легко адаптируется к новым  условиям и нормам, в которых способна реализовать планы и жизненные  стратегии и  добиться желаемого  успеха, но, с другой стороны, именно на молодых людей в большей  степени влияет негативное и разрушительное воздействие переломного процесса в самой системе общества.

     Специфическая подгруппа молодежи это студенты или студенческая молодежь.

     Студенчество  рассматривается как один из важных и значимых этапов социализации для  молодежи, так как именно в этот период индивид посредством различных  социальных институтов (образование, политическая и экономическая структура, культура и др.) становится личностью. И именно в этот период меняются жизненные ценности студенческой молодежи. Молодежь представляет научный, технический, культурный и интеллектуальный потенциал страны. Молодежь – это будущее страны.

     Ценности  и ценностные предпочтения главным  фактором в процессе преобразования и развития общества. Одни ценности могут тормозить это развитие, другие же являются ускорителями преобразований.1 Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.2

     Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных  условиях ломки многих старых ценностей  и формирования новых социальных отношений.

     Молодому  поколению предстоит решать возникающие  проблемы. От того, каких принципов, норм и ценностей она придерживается, во многом зависит успех или неудача  предпринимаемых в стране мер  по выходу из кризисных ситуаций. Таким  образом, исследовать и анализировать  ценности молодежи актуально в наше время.

     Цель  курсовой работы изучить ценностные ориентации и сущность повседневной жизнедеятельности студентов.

     Объектом  курсовой работы являются непосредственно ценности,  ценностные приоритеты российской молодежи.

     Предметом курсовой работы выступает молодежь России как специфическая социально-демографическая группа, имеющая особые ценности, приоритеты и ориентации.

     Задачами являются:

  • Определить иерархию ценностных ориентаций студенческой молодежи.
  • Изучить повседневную жизнедеятельность студентов.
  • Выявление главных жизненных целей, которые ставит перед собой студенческая молодежь.

     В первой главе будет дан теоретический  обзор основных понятий, таких как  ценность, ценностные ориентации, ценностные приоритеты и предпочтения российской молодежи.

     Вторая  глава будет содержать аналитический  отчет о проведенном социологическом  исследовании.

     В третьей главе будут даны рекомендации по устранению проблем в ценностной картине современной молодежи.

Глава 1. Теоретические основы ценностных ориентаций студенческой молодежи

1.1 Теоретический анализ основных понятий «ценности» и «ценностные ориентации»

     Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.

     Сократ, считающийся основателем этики, первым из философов античности пытался  найти ответ на вопрос о том, что  такое благо, добродетель и красота  сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые  обозначаются этими понятиями. По его  мнению, знание, достигаемое посредством  определения этих основных жизненных  ценностей, лежит в основе нравственного  поведения. С точки зрения Сократа, благо определяется как таковое  при соответствии его поставленной человеком цели. Как отмечает Г. П. Выжлецов, «введение Сократом принципа целесообразности, общего для блага  и красоты, возводит их из оценочных  понятий («хорошее», «прекрасное») в  ранг идеальных ценностей».

     Аристотель, рассматривая в «Большой этике» отдельные  виды благ, впервые вводит термин «ценимое». Он выделяет ценимые («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, по его собственным словам, «благо может быть целью и может не быть целью».

     В отличие от философов европейской  античности, при рассмотрении этических  проблем, сосредоточивших свое внимание на различных аспектах соотношения  ценностей и целей человека, восточная, и прежде всего конфуцианская, философия  особое внимание уделяла вопросам соотношения  внутренних и внешних источников происхождения этических ценностей  и норм. Важнейшей этической категорией китайской философии является добродетель («дэ»), понимаемая как наилучший способ существования индивида.

     Т. Гоббс впервые ставит вопрос о  субъективности, относительности ценностей, поскольку «то, что один человек  называет мудростью, другой называет страхом; один называет жестокостью, а другой - справедливостью... и т.п.». По его представлению, ценностные суждения обусловлены человеческими интересами и склонностями и поэтому не могут быть истинными в научном смысле. «Хорошее» и «плохое», по его словам, называется таковым, когда является объектом, соответственно, желания либо отвращения.

     Б. Спиноза критически относится к  ценностным понятиям, являющимся, по его  словам, лишь «предрассудками», которые  только мешают достижению людьми своего счастья. Он полагает очевидным, что  «умный человек выберет своей  целью свою пользу».

     Попытка придать научное значение этическим  ценностям личности была предпринята  И. Кантом, для учения которого характерно представление об «автономии» моральных  ценностей от какого-либо высшего  источника. В отличие от большинства  своих предшественников, признающих религиозное происхождение ценностей, Кант полагает, что мораль и долг существуют в разуме и не нуждаются  ни в какой божественной цели. Напротив, из морали возникает цель, имеющая  сама по себе «абсолютную ценность» - личность каждого отдельного человека.

     В русской религиозной философии, в частности в работах В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, идеальный и абсолютный характер сферы ценностей определяется через  понятие духовности, имеющей божественное происхождение.

     Э. Дюркгейм в своих произведениях  анализировал взаимовлияние ценностно-нормативных  систем личности и общества. По его  мнению, система ценностей общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных индивидов, и, соответственно, «объективна уже благодаря тому, что она коллективна». Дюркгейм полагает, что «шкала ценностей оказывается, таким образом, свободной от субъективных и изменчивых оценок индивидов. Последние находят вне себя уже устоявшуюся классификацию, к которой они вынуждены приспосабливаться».

     М. Вебер, понимающий под ценностями установки  той или иной исторической эпохи, выделяет две стадии формирования «культурно-исторической индивидуальности». Им разделяются  субъективная оценка объекта и «отнесение к ценности», которое превращает индивидуальное впечатление в объективное  при соотнесении с исторической системой ценностей.3

     Ценности  каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении.4

     Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка  и выступают как механизм социального  контроля.

     Формирование  личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.5

     Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов».6

     В социальной психологии понятие “Ценностные  ориентации” используется в двух значениях, как: 1) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания  оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются  при усвоении социального опыта  и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях  личности”.7

Информация о работе Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи