Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:43, курсовая работа
Ценности и ценностные предпочтения главным фактором в процессе преобразования и развития общества. Одни ценности могут тормозить это развитие, другие же являются ускорителями преобразований.1 Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ценностных ориентаций студенческой молодежи 5
1.1 Теоретический анализ основных понятий «ценности» и «ценностные ориентации» 5
1.2 Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций 8
1.3 Образ жизни студенческой молодежи 14
Глава 2 Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 16
2.1 Анализ ценностей студенческой молодежи г. Новосибирск 16
2.2 Повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 20
Глава 3 Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества. 23
3.1 Причины изменения ценностных ориентаций молодежи. 23
Заключение 27
Список литературы: 29
Как мы видим из таблицы 1, студенты по-разному определяют для себя понятие «ценность».
Исследование показало, что главными жизненными ценностями для Новосибирских студентов является семья – 66%, дружба – 60%, любовь – 50%, материальная независимость – 60%, затем следует здоровье, образование, самореализация, карьера и жизненная мудрость (см. рис 2).
Рис. 1 Жизненные ценности
Гипотеза о том, что главное место в иерархии ценностей студенческой молодежи занимает, материальное благополучие не подтвердилась. Большинство респондентов выделили семью главной ценностью в их жизни и только после нее идет материальная независимость.
В настоящее время религия отходит на задний план, общественность большее значение придает техническому прогрессу и материальной действительности. Человек больше не верит в помощь высших сил, а надеется на свои силы и помощь окружающих. По результатам опроса и для студентов религия не так уж и важная ценность.
Таблица 3
Роль религии
Варианты ответов | В % к опрошенным |
Очень важна | 28% |
Не слишком важна | 32% |
Я атеист | 12% |
Затрудняюсь ответить | 28% |
Для 32%
студентов религия не слишком
важна, 28% отметили, что для них религия
очень важна, столько же респондентов
затрудняются ответить на этот вопрос
и 12% являются атеистами (см. табл. 3).
Таблица 4
Возможности трудовой деятельности
Варианты ответов | В % к опрошенным |
Материальная независимость | 56% |
Стабильная заработная плата | 34% |
Обеспеченное будущее | 38% |
Рост по карьерной лестнице | 8% |
Возможность самореализации | 16% |
Все варианты | 24% |
Другое | 0 |
Студенческая
Среди возможностей, которые может дать трудовая деятельность, 56% респондентов отметили материальную независимость, 34% - стабильную заработную плату, 38% - обеспеченное будущее, 8% выделили рост по карьерной лестнице, возможность самореализации – 16% и все варианты отметили 24% студентов (см. табл. 4).
Рис. 2 Трудовая деятельность
Конечно, в современном обществе материальная независимость играет основную роль, но и достижение семейного счастья оказывается важна для студенческой молодежи.
Таблица 5
Главная цель в жизни
Варианты ответов | В % к опрошенным |
Семейного счастья | 62% |
Богатства | 24% |
Власти | 12% |
Стабильности | 38% |
Иметь возможность развиваться как личность | 22% |
Быть свободным и независимым | 56% |
Стать квалифицированным специалистом | 22% |
Принести пользу человечеству и своей стране | 4% |
Другое | 2% |
Для 62% респондентов главной жизненной целью является достижение семейного счастья. Для 24% - богатства, 12% студентов выделили власть. 38% отметили, что хотели бы добиться стабильности в жизни. В связи с реформами и изменениями, которые происходили за эти несколько лет в нашей стране и которые, происходят, все-таки существует, боязнь того, что мы новое поколение не сможем реализоваться в жизни.
22% студентов хотят иметь возможность развиваться как личность, 56% студентов хотят быть свободными и независимыми, т. е. молодежь стремиться к тому, чтобы ни от кого не зависеть и как говориться выйти из «родительского гнезда». 22% - стать квалифицированными специалистами и только 4% хотели бы принести пользу человечеству и своей стране (см. рис. 3).
В области «другое» они выделяют: материальную независимость, хорошую работу, покоя и возможности ни во что не вмешиваться, реализовать свой талант, карьеру, успех и хорошо зарабатывать.
Рис. 3 Основные цели
Молодежь является одной из самых активных и легко адаптируемых групп российского социума. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.
Проведенное
исследование доказывает, что социальный
портрет молодого поколения, как
и во все времена, очень противоречив.
С одной стороны, это романтики,
для которых очень важны
Повседневная жизнедеятельность для студента – это, конечно, учебный процесс. Так же для студентов важен отдых и покой, для того, чтобы восстановить силы. Исследование показало, что 16% молодежи предпочитают в свободное время заниматься спортом, 22% занимаются учебой, столько же респондентов ответили, что читают книги, журналы газеты, 58% смотрят фильмы, слушают музыку. Основная часть респондентов 62% ответили, что проводят свое свободное время с друзьями и только 4% отметили, что предпочитают проводить его с семьей (см. табл. 6).
Таблица 6
Основной досуг молодежи в свободное время
Варианты ответов | В % к опрошенным |
Занимаюсь спортом | 16% |
Занимаюсь учебой, выполняю домашние задания | 22% |
Читаю книги, журналы, газеты | 22% |
Смотрю фильмы, слушаю музыку | 58% |
Провожу время с друзьями | 62% |
Провожу время с семьей | 4% |
Другое | 2% |
Рис. 4 Досуг молодежи в свободное время
Неудивительно, что молодежь предпочитает проводить время с друзьями ведь оказалось, что дружба для них играет немало важную роль в их жизни (см. табл. 7).
Таблица 7
Роль дружбы
Варианты ответов | В % к опрошенным |
Очень важную, так как на друзей всегда можно положиться | 78% |
Друзья конечно хорошо, но есть более важные ценности | 10% |
Никакую роль не играет | 2% |
Затрудняюсь ответить | 6% |
Для 78% студенческой молодежи дружба играет очень важную роль, так как на друзей всегда можно положиться, 10% опрошенных считают, что есть более важные ценности в жизни, чем дружба, 2% ответили, что дл них дружба никакую роль не играет в жизни и только 6% затрудняются ответить.
Далее мы выясняли, хватает ли студентам их свободного времени. Большинство респондентов 50% ответили, что им вполне хватает свободного времени, 40% - не хватает, хотелось бы больше, у 4% опрошенных его вообще нет и только 6%, затрудняются ответить (см. табл. 7)
Таблица 7
Свободное время
Варианты ответов | В % к опрошенным |
Да вполне | 50% |
Не хватает, хотелось бы больше | 40% |
У меня вообще нет свободного времени | 4% |
Затрудняюсь ответить | 6% |
Молодежь самая энергичная и неутомимая социальная группа. Их жизнь идет на огромной скорости и в вечной суете. Распределение свободного времени это важный аспект в жизни студенческой молодежи, которая влияет на их повседневную учебную жизнь. Его нехватка может негативно отразиться на деятельности молодой личности, поэтому очень важно, чтобы учащийся уделял внимание отдыху.
На вопрос о распределении свободного времени студенты ответили следующим образом: 42% респондентов вполне устраивает распределение их свободного времени, 8% ответили, скорее да, чем нет, 26% скорее нет, чем да, 24% опрошенных затрудняются ответить (см. табл. 8).
Таблица 8
Таблица 8
Распределение свободного времени
Варианты ответов | В % к опрошенным |
Да, меня все устраивает | 42% |
Скорее да, чем нет | 8% |
Скорее нет, чем да | 26% |
Затрудняюсь ответить | 24% |
Исследование
показало что для молодежи семья,
достижение семейного счастья является
самым главным в жизни, но оказалось,
что они не стремяться в настоящее
время проводить время с
Таблица 9
Проведение времени с семьей или вне семьи
Варианты ответов | В % к опрошенным |
Да, провожу время с семьей | 2% |
Вне семьи, так как нахожусь в другом городе | 20% |
В основном в общении с друзьями | 40% |
С другом (с подругой) | 16% |
Нет, провожу время за учебой | 20% |
Другое | 2% |
Студенческий образ жизни во многом зависит от того, какой - здоровый или нет - образ жизни ведут студенты.
Таблица 10
Здоровый образ жизни
Варианты ответов | В % к опрошенным |
Да, веду здоровый образ жизни | 12% |
Скорее да, чем нет | 38% |
В чем-то веду, в чем-то нет | 26% |
Скорее нет, чем да | 6% |
Нет | 8% |
Затрудняюсь ответить | 10% |
Информация о работе Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи