Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Ценности и ценностные предпочтения главным фактором в процессе преобразования и развития общества. Одни ценности могут тормозить это развитие, другие же являются ускорителями преобразований.1 Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ценностных ориентаций студенческой молодежи 5
1.1 Теоретический анализ основных понятий «ценности» и «ценностные ориентации» 5
1.2 Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций 8
1.3 Образ жизни студенческой молодежи 14
Глава 2 Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 16
2.1 Анализ ценностей студенческой молодежи г. Новосибирск 16
2.2 Повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 20
Глава 3 Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества. 23
3.1 Причины изменения ценностных ориентаций молодежи. 23
Заключение 27
Список литературы: 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК с доработкой.docx

— 195.67 Кб (Скачать)
 

Как мы видим из таблицы 1, студенты по-разному определяют для себя понятие «ценность».

     Исследование  показало, что главными жизненными ценностями для Новосибирских студентов  является семья – 66%, дружба – 60%, любовь – 50%, материальная независимость – 60%, затем следует здоровье, образование, самореализация, карьера и жизненная мудрость (см. рис 2).

Рис. 1 Жизненные ценности

Гипотеза о том, что главное место в иерархии ценностей студенческой молодежи занимает, материальное благополучие не подтвердилась. Большинство респондентов выделили семью главной ценностью в их жизни и только после нее идет материальная независимость.

          В настоящее время  религия отходит на задний план, общественность большее значение придает  техническому прогрессу и материальной действительности. Человек больше не верит в помощь высших сил, а надеется на свои силы и помощь окружающих. По результатам опроса и для студентов религия не так уж и важная ценность.

Таблица 3

Роль  религии

    Варианты  ответов В % к опрошенным
    Очень важна 28%
    Не  слишком важна 32%
    Я атеист 12%
    Затрудняюсь ответить 28%
 

Для 32% студентов религия не слишком  важна, 28% отметили, что для них религия очень важна, столько же респондентов затрудняются ответить на этот вопрос и 12% являются атеистами (см. табл. 3). 
 
 

          Таблица 4

          Возможности трудовой деятельности

      Варианты  ответов В % к опрошенным
      Материальная  независимость 56%
      Стабильная  заработная плата 34%
      Обеспеченное  будущее 38%
      Рост  по карьерной лестнице 8%
      Возможность самореализации 16%
      Все варианты 24%
      Другое 0
 

          Студенческая молодежь понимают труд не только как способ зарабатывания денег и возможность  материальной независимости, но и как  общечеловеческую ценность.

          Среди возможностей, которые может дать трудовая деятельность, 56% респондентов отметили материальную независимость, 34% - стабильную заработную плату, 38% - обеспеченное будущее, 8% выделили рост по карьерной лестнице, возможность самореализации – 16% и все варианты отметили 24% студентов (см. табл. 4).

Рис. 2 Трудовая деятельность

          Конечно, в современном  обществе материальная независимость  играет основную роль, но и достижение семейного счастья оказывается  важна для студенческой молодежи.

          Таблица 5

          Главная цель в жизни

      Варианты  ответов В % к опрошенным
      Семейного счастья 62%
      Богатства 24%
      Власти 12%
      Стабильности 38%
      Иметь возможность развиваться как  личность 22%
      Быть  свободным и независимым 56%
      Стать квалифицированным специалистом 22%
      Принести  пользу человечеству и своей стране 4%
      Другое 2%
 

          Для 62% респондентов главной жизненной целью является достижение семейного счастья. Для 24% - богатства, 12% студентов выделили власть. 38% отметили, что хотели бы добиться стабильности в жизни. В связи с реформами и изменениями, которые происходили за эти несколько лет в нашей стране и которые, происходят, все-таки существует, боязнь того, что мы новое поколение не сможем реализоваться в жизни.

           22% студентов хотят иметь возможность развиваться как личность, 56% студентов хотят быть свободными и независимыми, т. е. молодежь стремиться к тому, чтобы ни от кого не зависеть и как говориться выйти из «родительского гнезда». 22% - стать квалифицированными специалистами и только 4% хотели бы принести пользу человечеству и своей стране (см. рис. 3).

          В области «другое» они выделяют: материальную независимость, хорошую работу, покоя и возможности  ни во что не вмешиваться, реализовать  свой талант, карьеру, успех и хорошо зарабатывать.

Рис. 3 Основные цели

    Молодежь является одной из самых активных и легко адаптируемых групп российского социума. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

     Проведенное исследование доказывает, что социальный портрет молодого поколения, как  и во все времена, очень противоречив. С одной стороны, это романтики, для которых очень важны семейное счастье, верная дружба, взаимная любовь. С другой стороны, они жесткие  прагматики, ценящие материальное благополучие.

     Повседневная  жизнедеятельность для студента – это, конечно, учебный процесс. Так же для студентов важен  отдых и покой, для того, чтобы  восстановить силы. Исследование показало, что 16% молодежи предпочитают в свободное время заниматься спортом, 22% занимаются учебой, столько же респондентов ответили, что читают книги, журналы газеты, 58% смотрят фильмы, слушают музыку. Основная часть респондентов 62% ответили, что проводят свое свободное время с друзьями и только 4% отметили, что предпочитают проводить его с семьей (см. табл. 6).

Таблица 6

Основной  досуг молодежи в свободное время

    Варианты  ответов В % к опрошенным
    Занимаюсь спортом 16%
    Занимаюсь учебой, выполняю домашние задания 22%
    Читаю книги, журналы, газеты 22%
    Смотрю  фильмы, слушаю музыку 58%
    Провожу время с друзьями 62%
    Провожу время с семьей 4%
    Другое 2%
 

Рис. 4 Досуг молодежи в свободное время

Неудивительно, что молодежь предпочитает проводить время с друзьями ведь оказалось, что дружба для них играет немало важную роль в их жизни (см. табл. 7).

Таблица 7

Роль  дружбы

    Варианты  ответов В % к опрошенным
    Очень важную, так как на друзей всегда можно положиться 78%
    Друзья  конечно хорошо, но есть более важные ценности 10%
    Никакую роль не играет 2%
    Затрудняюсь ответить 6%
 

     Для 78% студенческой молодежи дружба играет очень важную роль, так как на друзей всегда можно положиться, 10% опрошенных считают, что есть более важные ценности в жизни, чем дружба, 2% ответили, что дл них дружба никакую роль не играет в жизни и только 6% затрудняются ответить.

     Далее мы выясняли, хватает ли студентам  их свободного времени. Большинство  респондентов 50% ответили, что им вполне хватает свободного времени, 40% - не хватает, хотелось бы больше, у 4%  опрошенных его вообще нет и только 6%, затрудняются ответить (см. табл. 7)

Таблица 7

Свободное время

      Варианты  ответов В % к опрошенным
      Да  вполне 50%
      Не  хватает, хотелось бы больше 40%
      У меня вообще нет свободного времени 4%
      Затрудняюсь ответить 6%
 

    Молодежь  самая энергичная и неутомимая социальная группа. Их жизнь идет на огромной скорости и в вечной суете. Распределение свободного времени это важный аспект в жизни студенческой молодежи, которая влияет на их повседневную учебную жизнь. Его нехватка может негативно отразиться на деятельности молодой личности, поэтому очень важно, чтобы учащийся уделял внимание отдыху.

              На вопрос о распределении  свободного времени студенты ответили следующим образом: 42% респондентов вполне устраивает распределение их свободного времени, 8% ответили, скорее да, чем нет, 26% скорее нет, чем да, 24% опрошенных затрудняются ответить (см. табл. 8).

Таблица 8

Таблица 8

Распределение свободного времени

      Варианты  ответов В % к опрошенным
      Да, меня все устраивает 42%
      Скорее  да, чем нет 8%
      Скорее  нет, чем да 26%
      Затрудняюсь ответить 24%
 

     Исследование  показало что для молодежи семья, достижение семейного счастья является самым главным в жизни, но оказалось, что они не стремяться в настоящее  время проводить время с семьей. Они предпочитают проводить время  в кругу друзей. Только 2% опрошенных ответили, чтоп роводят время с семьей, 20% - вне семьи, так как находятся в другом городе, 40% студентов проводят время в основном в общении с друзьями, 16% проводят время с другом (подругой), 20% респондентв ответили, что проводят время за учебой (см. табл. 9) 
 
 
 
 

Таблица 9

     Проведение  времени с семьей или вне семьи

    Варианты  ответов В % к опрошенным
    Да, провожу  время с семьей 2%
    Вне семьи, так как нахожусь в другом городе 20%
    В основном в общении с друзьями 40%
    С другом (с подругой) 16%
    Нет, провожу  время за учебой 20%
    Другое 2%
 

     Студенческий  образ жизни во многом зависит  от того, какой - здоровый или нет - образ  жизни ведут студенты.

     Таблица 10

    Здоровый  образ жизни

      Варианты  ответов В % к опрошенным
      Да, веду здоровый образ жизни 12%
      Скорее  да, чем нет 38%
      В чем-то веду, в чем-то нет 26%
      Скорее  нет, чем да 6%
      Нет 8%
      Затрудняюсь ответить 10%

Информация о работе Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи