Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:43, курсовая работа
Ценности и ценностные предпочтения главным фактором в процессе преобразования и развития общества. Одни ценности могут тормозить это развитие, другие же являются ускорителями преобразований.1 Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ценностных ориентаций студенческой молодежи 5
1.1 Теоретический анализ основных понятий «ценности» и «ценностные ориентации» 5
1.2 Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций 8
1.3 Образ жизни студенческой молодежи 14
Глава 2 Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 16
2.1 Анализ ценностей студенческой молодежи г. Новосибирск 16
2.2 Повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 20
Глава 3 Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества. 23
3.1 Причины изменения ценностных ориентаций молодежи. 23
Заключение 27
Список литературы: 29
В более новой интерпретации «Ценностные ориентации – это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного проекта «жизни». 8
Ценностные
ориентации являются важнейшим компонентом
структуры личности. Наряду с другими
социально-психологическими образованиями
они выполняют функции
В
недавнем прошлом успех воспитания
молодежи оценивался по единственному
критерию, связанному с оценкой того,
насколько удалось старшему поколению
передать детям накопленный опыт,
знания и ценности. Сегодня этого
явно недостаточно. Действительно, молодому
поколению предстоит жить в новом
информационно развитом пространстве.
Необходимо не только передать опыт, но
и воспитать в молодом
Система
ценностных ориентаций молодого поколения,
являясь психологической
Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей реальностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые методы их реализации. С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личного роста, определяя сразу его направление и методы его воплощения.
По своему функциональному значению ценности личности можно поделить на две главные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личных целей и средств их заслуги. В зависимости от направленности на личностное развитие ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения).11
Исследование
ценностных ориентаций молодого поколения
опирается на солидную теоретическую
и эмпирическую базу, созданную трудами
отечественных и зарубежных ученых.
Она имеет междисциплинарный
характер, так как формировалась
представителями различных
Начало
90-х гг. ХХ в., связанное с социально-
В
последние годы большое влияние
на процесс социализации российской
молодежи оказали СМИ. Современное
общество из «застывшего» трансформировалось
в динамично развивающееся и
характеризующееся
Рассмотрим социологическое исследование, направленное на выявление ценностных ориентаций студенческой молодежи, в котором приняли участие около 300 чел. в возрасте от 15 до 30 лет. Результаты опроса показали, что главными жизненными ценностями студенческой молодежи Мордовии являются здоровье, финансовое благополучие, карьера, друзья, положение в обществе. Семейные ценности стоят на предпоследнем месте. Респонденты объясняют эту тенденцию тем, что «вначале нужно встать на ноги, а потом создать семью». Выявленный факт свидетельствует о том, что молодое поколение региона стало более рациональным и прагматичным.
В. Е. Семенов отмечает, что ценностные ориентации молодежи за последние 30—40 лет претерпели заметные изменения, особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е — первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирали не менее 2/3 респондентов; теперь она находится на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В современных СМИ исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижным. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи и т. п.).12
Неблагоприятным фактором в современной структуре ценностей студенческой молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. «В советское время эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки»… ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь, имеют маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют».13
К важным ценностным показателям адекватности современному обществу относится значимость различных профессиональных видов деятельности у студенческой молодежи. Это связано не только с проблемами профориентации, но и с более глубинными социальными ценностями. Результаты социологического исследования показали, что для студенческой молодежи Республики Мордовия наиболее значимой является деятельность предпринимателя (73 %). Это объясняется тем, что в современных условиях молодое поколение выражает стремление к деньгам и престижу. Деятельность врача оценивают 59 % опрошенных, что означает ориентацию молодежи на свое здоровье и здоровье близких. Работу ученого ценят 40 % опрошенных, далее следуют творческая деятельность художественной интеллигенции в широком смысле (20 %) и труд рабочего (10 %).
Значимым
индикатором духовно-
Предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, утверждению принципов социальной справедливости и нравственности, что окажет влияние на гармонизацию ценностных ориентаций современной студенческой молодежи.
Таким
образом, современная молодежь обладает
существенным позитивным духовно-нравственным
потенциалом. Результаты социологических
исследований молодого поколения республики
позволяют сделать вывод о
том, что события последних 20 лет
привели к тому, что у большинства
молодежи отсутствует какая-либо более
или менее четкая картина мира,
нет системы ценностей, норм и
установок. Происходит процесс переоценки
ценностей, формируются новые жизненные
ориентации и профессиональные стратегии
молодого поколения. В российском обществе
складывается устойчивая тенденция
стихийной самоадаптации
В рамках целей курсовой работы мною было проведено социологическое исследование на тему «Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи». В ходе этого исследования мною было проведено анкетирование студентов с первого по пятый курс НГУЭУ. Данная глава будет полностью посвящена анализу полученных результатов.
Целью исследования было изучить ценностные ориентации и сущность повседневной жизнедеятельности студентов.
В задачи исследования входило:
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
Респондентами выступили: 62% девушек и 36% юношей; 1 курс – 20%, 2 курс – 18%, 3 курс – 36%, 4 курс – 16% и 5 курс – 10 %.
В исследовании использовался метод анкетирования. Анкета включает 26 вопросов по теме исследования. Все вопросы составлены с целью подтверждения или опровержения базовых гипотез, определение отношения студенческой молодёжи к институту семьи.
Все полученные данные были внесены в программу SPSS и проанализированы. Анализ данных представлен в двух следующих главах.
В результате опроса было выявлено, что 30 % респондентов считают, что ценность это то, что выражает наши интересы, 12 % считают, что это то, чем они дорожат, 28% - то, что имеет для нас значение и 28% затрудняются ответить (см. табл. 1).
Таблица 1
Жизненная ценность
Варианты ответов | В % к опрошенным |
То, что выражает мои интересы | 30% |
То, что для меня дорого | 12% |
Все то, что имеет для меня значение | 28% |
Затрудняюсь ответить | 28% |
Информация о работе Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи