Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Ценности и ценностные предпочтения главным фактором в процессе преобразования и развития общества. Одни ценности могут тормозить это развитие, другие же являются ускорителями преобразований.1 Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ценностных ориентаций студенческой молодежи 5
1.1 Теоретический анализ основных понятий «ценности» и «ценностные ориентации» 5
1.2 Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций 8
1.3 Образ жизни студенческой молодежи 14
Глава 2 Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 16
2.1 Анализ ценностей студенческой молодежи г. Новосибирск 16
2.2 Повседневная жизнедеятельность новосибирских студентов 20
Глава 3 Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества. 23
3.1 Причины изменения ценностных ориентаций молодежи. 23
Заключение 27
Список литературы: 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК с доработкой.docx

— 195.67 Кб (Скачать)

     В более новой интерпретации «Ценностные ориентации – это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного проекта «жизни». 8

     Ценностные  ориентации являются важнейшим компонентом  структуры личности. Наряду с другими  социально-психологическими образованиями  они выполняют функции регуляторов  поведения и появляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они  социальны, поскольку исторически  и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.9

     В недавнем прошлом успех воспитания молодежи оценивался по единственному  критерию, связанному с оценкой того, насколько удалось старшему поколению  передать детям накопленный опыт, знания и ценности. Сегодня этого  явно недостаточно. Действительно, молодому поколению предстоит жить в новом  информационно развитом пространстве. Необходимо не только передать опыт, но и воспитать в молодом поколении  самостоятельность, инициативу, профессионализм  и социальную ответственность. Современная  молодежь является не только объектом воспитания, но и субъектом социального  действия, что требует принципиально  иного подхода к проблеме ее социализации, одним из мест реализации которой  могут быть высшие учебные заведения.

     Система ценностных ориентаций молодого поколения, являясь психологической характеристикой  зрелой личности, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет линию его поведения. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют  внутреннюю готовность человека к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, а также  указывают на направленность ее поведения.10

1.2 Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций

     Ценностные  ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей реальностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые методы их реализации. С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личного роста, определяя сразу его направление и методы его воплощения.

     По  своему функциональному значению ценности личности можно поделить на две главные  группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личных целей и средств их заслуги. В зависимости от направленности на личностное развитие ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения).11

     Исследование  ценностных ориентаций молодого поколения  опирается на солидную теоретическую  и эмпирическую базу, созданную трудами  отечественных и зарубежных ученых. Она имеет междисциплинарный  характер, так как формировалась  представителями различных наук, в том числе философии, социальной психологии, социологии и др.

     Начало 90-х гг. ХХ в., связанное с социально-экономической  трансформацией российского общества, актуализировало изучение особенностей социализации молодежи, ее социального  самочувствия, социально-профессиональной адаптации и профессиональных стратегий. Это свидетельствует о высоком уровне научных разработок в сфере молодежи. Вместе с тем слабо изучен вопрос студенческой молодежи, выступающей не только объектом социализации, но и субъектом социально-экономических преобразований.

     В последние годы большое влияние  на процесс социализации российской молодежи оказали СМИ. Современное  общество из «застывшего» трансформировалось в динамично развивающееся и  характеризующееся изменчивостью, динамичностью и мобильностью общество. Вместе с тем культура новой России формируется в сложной социально-экономической  и политической ситуации, способствующей не только успешному включению молодежи в современное информационное общество, но и делающей ее общение проблематичным. Этот аспект социализации молодежи является объектом пристального внимания социологии.

     Рассмотрим социологическое исследование, направленное на выявление ценностных ориентаций студенческой молодежи, в котором приняли участие около 300 чел. в возрасте от 15 до 30 лет. Результаты опроса показали, что главными жизненными ценностями студенческой молодежи Мордовии являются здоровье, финансовое благополучие, карьера, друзья, положение в обществе. Семейные ценности стоят на предпоследнем месте. Респонденты объясняют эту тенденцию тем, что «вначале нужно встать на ноги, а потом создать семью». Выявленный факт свидетельствует о том, что молодое поколение региона стало более рациональным и прагматичным.

     В. Е. Семенов отмечает, что ценностные ориентации молодежи за последние 30—40 лет претерпели заметные изменения, особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е —  первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирали не менее 2/3 респондентов; теперь она находится на четвертом  месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В современных СМИ исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижным. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи и т. п.).12

     Неблагоприятным фактором в современной структуре  ценностей студенческой молодежи является отсутствие четкой связи между работой  и деньгами. «В советское время  эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки»… ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь, имеют маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют».13

     К важным ценностным показателям адекватности современному обществу относится значимость различных профессиональных видов  деятельности у студенческой молодежи. Это связано не только с проблемами профориентации, но и с более глубинными социальными ценностями. Результаты социологического исследования показали, что для студенческой молодежи Республики Мордовия наиболее значимой является деятельность предпринимателя (73 %). Это  объясняется тем, что в современных  условиях молодое поколение выражает стремление к деньгам и престижу. Деятельность врача оценивают 59 % опрошенных, что означает ориентацию молодежи на свое здоровье и здоровье близких. Работу ученого ценят 40 % опрошенных, далее  следуют творческая деятельность художественной интеллигенции в широком смысле (20 %) и труд рабочего (10 %).

     Значимым  индикатором духовно-нравственного  состояния современного общества является отношение к нравственному контролю над СМИ. За такой контроль выступают 90 % молодых людей студенческого  возраста (среди юношей — 80 %, девушек  — 76 %). Чаще всего за контроль выступают молодые люди с высшим образованием (75 %). При этом 50 % опрошенных считают, что современные российские СМИ пропагандируют деньги (55 %), ценности семьи (20 %), жизни (5 %) и веры (2 %).

     Предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего  поколения, утверждению принципов  социальной справедливости и нравственности, что окажет влияние на гармонизацию ценностных ориентаций современной  студенческой молодежи.

     Таким образом, современная молодежь обладает существенным позитивным духовно-нравственным потенциалом. Результаты социологических  исследований молодого поколения республики позволяют сделать вывод о  том, что события последних 20 лет  привели к тому, что у большинства  молодежи отсутствует какая-либо более  или менее четкая картина мира, нет системы ценностей, норм и  установок. Происходит процесс переоценки ценностей, формируются новые жизненные  ориентации и профессиональные стратегии  молодого поколения. В российском обществе складывается устойчивая тенденция  стихийной самоадаптации молодежи к складывающимся условиям. Смена  общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения  в российском обществе потребовали  переоценки значимости многих фундаментальных  ценностей. В этом контексте особое значение приобретают процесс ценностного  самоопределения молодежи в вузе, формирование системы ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую направленность и необходимой для успешной реализации будущей профессиональной деятельности. Необходимость обращения к социально-информационным аспектам подготовки будущих специалистов, формирование у них направленности на ценности профессиональной и личной самореализации особенно актуальны  в переходном обществе.14

Глава 2 Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность  новосибирских студентов

2.1 Методические основы проведенного исследования

 

     В рамках целей курсовой работы мною было проведено социологическое  исследование на тему «Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи». В ходе этого исследования мною было проведено анкетирование студентов с первого по пятый курс НГУЭУ. Данная глава будет полностью посвящена анализу полученных результатов.

     Целью исследования было изучить ценностные ориентации и сущность повседневной жизнедеятельности студентов.

     В задачи исследования входило:

  1. Определить иерархию ценностных ориентаций студенческой молодежи.
  2. Изучить повседневную жизнедеятельность студентов.
  3. Выявление главных жизненных целей, которые ставит перед собой студенческая молодежь.

     Для достижения цели исследования были выдвинуты  следующие гипотезы:

  1. Главное место в иерархии ценностей студенческой молодежи занимает материальное благополучие.
  2. Основным видом повседневной жизнедеятельности студентов  является учебный процесс.
  3. Главная цель студенческой молодежи это материальная независимость.

     Респондентами выступили: 62% девушек и 36% юношей; 1 курс – 20%, 2 курс – 18%, 3 курс – 36%, 4 курс – 16% и 5 курс – 10 %.

     В исследовании использовался метод  анкетирования. Анкета включает 26 вопросов по теме исследования. Все вопросы составлены с целью подтверждения или опровержения базовых гипотез, определение отношения студенческой молодёжи к институту семьи.

     Все полученные данные были внесены в  программу SPSS и проанализированы. Анализ данных представлен в двух следующих главах.

2.2 Анализ ценностей  студенческой молодежи  г. Новосибирск

     В результате опроса было выявлено, что  30 % респондентов считают, что ценность это то, что выражает наши интересы, 12 % считают, что это то, чем они дорожат, 28% - то, что имеет для нас значение и 28% затрудняются ответить (см. табл. 1).

     Таблица 1

Жизненная ценность

      Варианты  ответов В % к опрошенным
      То, что выражает мои интересы 30%
      То, что  для меня дорого 12%
      Все то, что имеет для меня значение 28%
      Затрудняюсь ответить 28%

Информация о работе Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студенческой молодежи