Теоретические основы создания и деятельности крестьянских хозяйств в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить особенности действия специального налогового режима крестьянских хозяйств в Республике Казахстан.
Поставленной целью обусловлены следующие задачи:
- раскрыть крестьянского хозяйства, историю его развития и становления в Республике Казахстан;
- проанализировать современное состояние сельского хозяйства в Республике Казахстан;
- рассмотреть опыт государственного налогового регулирования и поддержки аграрного сектора, выявить проблемы аграрного сектора и разработать пути их преодоления;
- рассмотреть особенности специального налогового режима для крестьянских хозяйств;
- выявить проблемы налогообложения крестьянских хозяйств в РК;
- разработать рекомендации по повышению эффективности налогообложения крестьянских хозяйств по специальному режиму.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания и деятельности
крестьянских хозяйств в Республике Казахстан
1.1 Понятие крестьянского хозяйства в Казахстане 5
1.2 Налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств 10
1.3 Сущность и основные элементы аграрного сектора 13
Глава 2. Экономико-финансовый анализ
деятельности КХ «Ланецкий И. И.»
2.1 Общая характеристика крестьянского хозяйства 24
2.2 Анализ основных экономических
показателей КХ «Ланецкий И. И.» 26
2.3 Финансовый анализ 30
Глава 3. Пути повышения эффективности
деятельности КХ «Ланецкий И. И.»
3.1 Закуп оборотных средств для проведения весенне-полевых работ 48
3.2 Государственная поддержка аграрного сектора
Республики Казахстан 61
Заключение 75
Список используемой литературы 77

Файлы: 1 файл

крестьянские хозяйства.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

      - ввести государственное регулирование цен на углеводородные энергоносители, используемые в агропромышленном комплексе, или предусмотреть на государственные дотации.

      В перечне предстоящих задач важное место принадлежит технологической  политике. Снижение урожайности обусловлено  отходом от рекомендованных наукой и апробированных практикой сельскохозяйственных культур, практически полным отсутствием минеральных и органических удобрений, средств защиты растений, а также невыполнение технологических операций в агротехнические сроки и низкой профессиональной квалификацией новых собственников земли. В 1998 г. удобрения применяли всего лишь на площади 0,3 млн. га, объем их внесения уменьшился в 52 раза, примерно такое же положение с использованием пестицидов. Подъем зяби, обработка паров, накопление влаги за счет зимних осадков сведены к минимуму.

      Отсутствует налаженная система организации  контроля за производством, реализацией и качеством семенного материала. В 1998 г. 20% посевной площади зерновых засеяно несортовыми, 25% - некондиционированными семенами, а 46% проверенных на посевные и физические качества семян отнесены к 4-ой неизвестной репродукции. В производстве используется множество нерайонированных сортов. В республике практически не производится работа по заготовке кондиционных сортовых семян, которая должна проводиться строго после уборки. На сегодняшний день в республике во всей системе семеноводства имеется только одно звено – элитное семеноводство, и то в опытных хозяйствах научных учреждений. Система массового размножения семян существует лишь на бумаге. Анализ показывает, что семеноводческие хозяйства зачастую вынуждены реализовать семенной фонд в течение осенне-зимнего периода, как рядовое товарное зерно, т.е., сегодня всех "функционеров" зернового производства интересует лишь процесс скорейшей послеуборочной реализации зерна, даже по бросовым ценам, а не сохранение семян на посев будущего года.

      В результате бессистемного использования  млн. га пастбищ в настоящее время  подвержены опустыванию, в т.ч. 47 млн. га от перевыпаса, 34 млн. га – от техногенных  факторов, 14 млн. га иссохли полностью. Выведены из строя все инженерные сооружения по обводнению пастбищ. Значительно сократилась продуктивность естественных кормовых угодий. Такое положение и в других отраслях растениеводства. Поэтому качество растениеводческой продукции снижается, себестоимость растет, она становится неконкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

      Особое  значение приобретает диверсификация производства, посредством которой  капиталистические страны восстанавливали  производство после второй мировой  войны. Диверсификация ослабила воздействие  экономического кризиса, смягчая последствия. В стратегии "Казахстан – 2030" Президент Н.А. Назарбаев также считает, что устойчивый рынок поможет обеспечить диверсификацию производства. Если свободный рынок будет действительно свободным, он создаст в стране рост производства. Но надеяться только на силу рынка нельзя. Президент считает, что период до 2010 г. нам необходимо сосредоточиться на трудоемких отраслях, к числу которых он в первую очередь относит сельское хозяйство. Развивая сельское хозяйство и пищевую промышленность, мы решаем не только структурные вопросы экономики, но и вопросы занятости и бедности, что в настоящее время особенно важно. В процессе замены форм собственности и форм хозяйственности в АПК бездействовали старые системы ведения растениеводства и животноводства, системы агротехнологий, разработанные в 70-х г.г. и совершенно приспособленные к новым формам хозяйствования. Это явилось одной из причин адаптации сельских товаропроизводителей к новым условиям агробизнеса. Как науки,  так и практики старой системы ведения хозяйства следует подвергнуть коренной диверсификации, значительно расширить ассортимент возделываемых культур

      Поэтому необходимо изменить отношение к  технологической политике. При выборе структуры посевных площадей сельхозкультур и технологий их возделывания. следует строго руководствоваться рекомендациями региональных научных учреждений; перейти при возделывании зерновых культур на севообороты с короткой ротацией, доведя в них объемы парового клина до 20-25%; залужать выведенную из оборота малопродуктивную пашню   многолетними травами, создавая прочную кормовую базу для животноводства; неукоснительно выполнять рекомендации по сортообновлению культур, предусматривающие использование высокопродуктивных сортов растений, устойчивых к экстремальным факторам среды, опасным болезням и вредителям; при возделывании зерновых в северных регионах объем среднеранних сортов в структуре посевов довести до 30-40%, а среднеспелых и среднепоздних - до 60-70%; на базе элитных и семеноводческих хозяйств регионов организовать эффективную систему производства семян районированных сельхозкультур и обеспечения ими товарных хозяйств, используя для этой цели финансовую поддержку государства.

      Условия рыночных отношений требуют дифференцированного подхода к возделыванию культур, не ограничиваясь монокультурой, т.е. необходимо диверсификация зерновой отрасли, введение альтернативных пшенице высокорентабельных культур. В Северном Казахстане целесообразно расширить посевы масличных культур: подсолнечника - в Павлодарской и Костанайской областях, рапса - в Северо-Казахстанской и Костанайской, горчицы - в Акмолинской и Костанайской, проса и гречихи - в Павлодарской, Костанайской и Акмолинской, озимой ржи - в горно-сопочных и лесостепных зонах Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей.

      Для предотвращения деградации плодородия пахотных земель и его воспроизводства  необходимо использовать в севооборотах посевы сидератов, бобовых культур, многолетних трав, проводить противоэрозионные  и мелиоративные работы, вносить  научно обоснованные нормы минеральных и органических  удобрений, средств защиты растений.

      Для каждого региона необходимо определить оптимальное соотношение между  крупными и мелкими, хозяйствами, поскольку, как показывает опыт, производство зерна, семян масличных культур, сахарной свеклы и хлопчатника выгодно производить в крупных хозяйствах, а картофеля, овощей, плодов, ягод, бахчевых культур - в небольших или личных подсобных хозяйствах.

      Следует окончательно определиться с собственностью на бывшие внутрихозяйственные оросительные сети, которые, по сути, стали межведомственными, и с платой за водопользование. Необходимо продолжать организацию ассоциаций водопользователей.

      Для обеспечения потребности населения  страны в животноводческой продукции необходимо повысить продуктивность скота за счет использования генетического потенциала племенных животных, обеспечить кормление животных по зоотехническим нормам с одновременным увеличением численности сельскохозяйственных животных за счет естественного воспроизводства.

      Развитие  скотоводства должно быть ориентировано  на фермерские хозяйства, их специализацию, .рациональную концентрацию поголовья  с целью эффективного использования интенсивных технологий.

      Чтобы стимулировать производство животноводческой продукции, необходимо:

      - ускорить процесс становления фермерских хозяйств и личных подворий за счет льготных долгосрочных кредитов;

      - создать фонд для закупа в государственные ресурсы 150-200 тыс. тонн мяса и 10-15 тыс. тонн шерсти по гарантированным ценам в целях межрегионального регулирования рынка животноводческой продукции;

      - обеспечить систему ведения племенного дела и ветеринарного обслуживания отраслей животноводства;

      - организовать профессиональную подготовку фермеров по разведению, кормлению, содержанию животных, производству экологически чистой и высококачественной продукции на базе сельхозвузов и НИИ.

      Можно применить комбинированный вариант  финансового оздоровления, когда  одновременно используются целевые  эмиссионные средства, средства бюджета  для закупки важнейших продовольственных продуктов (не только зерна) и средства банков второго уровня. Естественно, самонакопление инвестиционного капитала предприятиями – производная государственной инвестиционной политики.

      Необходимо  приостановить сложившуюся практику банкротства несостоятельных хозяйств, когда за хозяйством-банкротом оставляются неликвидные средства производства и в результате банкротства кредиторы ничего не получают. При такой практике в сельскохозяйственный сектор никогда не придут кредиторы.

      Наиболее  важной, государственной мерой финансового оздоровления экономики сельского хозяйства будет повышение покупательского спроса населения на продовольственные товары путем повышения заработной платы во всех сферах народного хозяйства, пенсий, стипендий и других социальных выплат.

      Другой  мерой укрепления финансового положения сельских товаропроизводителей будет политика установления паритета цен. Для этого необходимо ликвидировать диспаритет цен:

      - на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, энергетические средства, услуги, используемые в сельском хозяйстве;

      - на сельскохозяйственное сырье, закупаемое у сельчан продовольственными корпорациями, зерновыми компаниями, посредниками.

      Здесь возможно как государственное регулирование  цен на поставляемую селу промышленную продукцию (техника, удобрения, химикаты, энергоносители), так и прямая компенсация потерь сельского хозяйства в результате нарушения паритета .цен. Регулированию паритета цен между сельским хозяйством, промышленностью и торговлей необходимо придать законодательный характер.

      Меры  по обеспечению минимального уровня рентабельного ведения сельского хозяйства должны иметь следующее содержание:

      1. Финансовые возможности государства  незначительны, поэтому необходимо на первом этапе разделить отрасли и виды продукции по степени приоритетности.     .

      2. На втором этапе целесообразно  сформировать государственные целевые программы, в их рамках установить минимальные гарантированные цены (нижний предел), обеспечивающие среднеотраслевой уровень доходности. Такими первоочередными программами могут быть: "Зерно", "Овцеводство", "Молоко" и "Орошаемые земли".

      3. Необходимо переходить к цивилизованным  методам торговли сельскохозяйственной  продукцией через систему бирж  и оптовых рынков, реализуя там  в первую очередь стратегическую продукцию - зерно и хлопок.

      4. Необходимо разработать компенсационный  механизм цен на промышленную  продукцию, для начала – в  рамках названных программ. Так,  на остродефицитную продукцию  (ГСМ и сельхозмашины) для товаропроизводители можно установить минимальную цену, а на разницу между рыночной и минимальной ценой снизить соответствующим промышленным предприятиям налоговые платежи в бюджет: возвратный механизм таких налоговых недопоступлений следует создавать при наличии договора с фермером под гарантию возврата по истечении одного года со ставкой 10%. Источником государственных ресурсов могут быть:

      а) целевая денежная эмиссия при  строгом учете и контроле со стороны  государства;

      б) средства земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов (в т.ч. республиканского значения) и поселков, земли промышленных предприятий, в т.ч. и отданных в концессию;

      в) средства от операций с рыночным оборотом земли (мировой опыт свидетельствует  о том, что операции на земельном рынке дают значительную часть средств национальных бюджетов – для этого необходимо расширить рыночный оборот земли путем применения закладных на землю под обеспечение кредита);

      г) налог на добавленную стоимость  на продовольственные товары (включая  подакцизные), ввозимые на территорию РК.

      В Казахстане отсутствует специализированная система сельскохозяйственного  кредита, как это имеет место  в мировой практике. Для ее организации  предлагаются следующие меры:

            а) организовать специализированный банк сельскохозяйственного кредита  на условиях: - государство гарантирует  фиктивный уставной фонд (например, 100 млн. долларов); - выпускает акции  на эту сумму и распространяет их; - поступившие от реализации акции средства образуют реальный уставной капитал специального аграрного банка;

      б) создать сельскохозяйственную ипотечную  корпорацию со следующими функциями: - корпорация получает госдотации в виде сокращенного процента и проводят долгосрочное кредитование фермеров (максимально возможный размер закладных должен составлять 70% от стоимости имущества); - она выступает гарантом получения кредита фермерами (для реализации такого предложения нужно начать ипотеку хотя бы лучших ликвидных земель);

      в) организовать систему льготных (бонифицированных) кредитов сельскому хозяйству, т.е. от государства субсидию, позволяющую  уменьшить величину процента по кредиту.

Информация о работе Теоретические основы создания и деятельности крестьянских хозяйств в Республике Казахстан