Риторика – теория красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 09:39, лекция

Краткое описание

1. Предмет и задачи изучения риторики.
2. История зарождения риторики в Древней Греции.
3. Ораторское искусство в Древнем Риме.
4. Теория красноречия в России.

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

Изменение места интонационно-логической паузы в одном и том же предложении может значительно изменить его смысл.

Например, как изменится мораль басни И.А. Крылова, если сделать паузу там, где стоит знак?

А ларчик || просто открывался. А ларчик просто || открывался.

В первом случае подчеркивается, что замок имеет нехитрое устройство. Отсюда мораль: человек иногда сам усложняет обстановку, ситуацию, отношения.

Во втором варианте главное - ларчик вовсе не был заперт. Мораль: нечего ломиться в открытую дверь.

Пауза может сделать текст нелепым. Произнесите фразу с паузой там, где указано:

От радости в зобу || дыханье сперло.

Предложение получилось нелепым, так как не радость находится в зобу, а дыхание в нем сперло:

От радости  || в зобу дыханье сперло.

Следующий важный компонент для построения речи – это интонация. Она включает в себя следующие акустические компоненты: тон голоса, интенсивность или сила звучания, его длительность (темп) и тембр.

Темп – скорость произношения речевых элементов. Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Темп речи может измениться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации. Чувство восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье – замедляют его.

Тон – высота гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Каждый, кто стремится донести свою речь, свои мысли до слушателя, должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие. Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи. Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий раздражает, поскольку требует большого напряжения. Задача оратора –определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук. Уровень интенсивности может быть низким, средним и высоким. Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет произносить речь, вести разговор.

Последний компонент интонации – это тембр. Это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано и др. Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция №6.

 

 

Юридическая риторика.

 

Не так говорите, чтобы мог

понять, а так, чтобы не мог

не понять вас судья.

П. Сергеич (П.С. Пороховириков)

 

 

1.Из истории судебного красноречия.

2.Краткая характеристика русской юридической риторики.

3.Этика судебного оратора.

 

 

          1. Юридическую риторику следует понимать как комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями уголовно-процессуального закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей. Судебное публичное говорение – один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна, народ вносит в него изменения. Местом рождения судебного красноречия является Древняя Греция. Судиться в Афинах было делом нелегким: института прокуроров не было, обвинителем мог выступать каждый, значительные же законы Солона предусматривали, что каждый афинянин должен лично защитить свои интересы в суде. Обвиняемый стремился не столько убедить суд в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь судей на свою сторону. Однако не все афиняне обладали даром слова, потому тяжущиеся вынуждены были просить логографов (составителей текстов судебных речей) написать запретительную речь.

Форма речи и искусство выступающего играли не меньшую роль, чем содержание. Поэтому каждая судебная речь должна была начинаться вступлением, изменяющим суть данного дела, для того, чтобы заранее повлиять на судей. За вступлением шел рассказ о событиях, связанных с делом. Главная цель рассказа – заставить судей поверить в правдивость выступающего. В этой части использовались художественные элементы речи. Далее следовало доказательство. Заканчивалась речь эпилогом, который должен был вызвать сочувствие к обвиняемому и произвести особенно сильное воздействие. В соответствии с этим заключение было патетичным. 

Первые теоретики судебного красноречия – Горгий, Лисий, Исократ. Знаменитым судебным оратором был Демосфен.

В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики и кончается вместе с ней. Его развитию во многом содействовали блестящие образцы греческого ораторского искусства.

Противостояние рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев наложило яркий отпечаток на римское ораторское искусство. Форум, где мог выступать каждый свободный гражданин Рима, постоянно слышал процессы по обвинению в вымогательстве, насилии, пристрастии и изменах. Крупным римским оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Катон Старший. Историк и агроном, полководец и государственный деятель, он был родоначальником латинского красноречия, и главное в его речах – их большой внутренний смысл. Когда Катон выступал обвинителем в суде, он всегда исходил из существа дела, ясно и логично излагал свои мысли, давал объективные оценки явлениям. Любой его противник оказывался побежденным.

Судебные речи Марка Антония имели политический оттенок. Главным оружием в его защите был пафос. Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку и, наделенный даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти. Марк Туллий Цицерон, одаренный от природы, получил прекрасное образование: изучал римское право у знаменитого юриста Сцеволы, учился диалектики – искусству спора и аргументаций, знакомился с греческой философией, изучал ораторское искусство греческих мастеров слова. Но на первый план Цицерон выдвигал труд. Он много работал над голосом, чтобы устранить его природную слабость и придать ему приятное звучание и силу. Наиболее полезным для оратора Цицерон считал этику и логику, философию и литературу: т.к. знание логики помогает логически правильно построить речь, знание этики – выбрать тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей. Философия, история и литература делают интересным то, что уже известно. К наиболее важным условиям успеха Цицерон относил убежденность самого оратора и стремление убедить суд к решающему фактору в выступлении оратора – знания. Если говорящий плохо знает дело, то никогда не сможет убедить слушателей.

Средние века, с их феодальным строем, господством церкви, с отстранением народа от общественных дел, не могли содействовать развитию красноречия: дела в судах решались формально, и слово не имело большого значения.

Яркие страницы в историю мирового судебного ораторского искусства вписали французские судебные ораторы. Если  в XI – XV веках речи адвокатов были переполнены цитатами из церковных книг, то постепенно они освобождаются от этого и приобретают светский характер. Растёт авторитет римского права. Большего расцвета судебное ораторское искусство достигло здесь в XIX веке. Речи в этот период легко читаются и воспринимаются, так как мысли в них выражены точно, доказательства приведены последовательно. В них нет противоречия, длинных и тяжёлых фраз. Речи исторических судебных ораторов нужно читать каждому юристу и учиться на них выражать мысли ясно, точно, логично.

 

2. Судебные речи талантливых русских юристов А. Ф. Кони, В. Д. Спасовича, А. И. Урусова, Н. П. Карабчевского, П. А. Александрова, К. К. Арсеньева, В. И. Жуковского, Ф. Н. Плевако, А. В. Лохвицкого были признаны в обществе прекрасными образцами судебного ораторского искусства, мастерского владения словом.

Все они были высокообразованными людьми, их объединяло общее стремление – честным трудом служить интересам своего народа. О себе они с гордостью заявляли: «Мы не искали крестов, мы не получали медалей за храбрость, но мы кое-что сделали, не щадя живота… Мы стали костью в горле не одной высокопоставленной особе, эти особы охотно бы съели нас, но не лезет - удавишься». Эти слова принадлежат В. Д. Спасовичу, одному из наиболее известных адвокатов и профессоров уголовного права Петербургского университета. В. Д. Спасович в русском судебном мире в 1870-1890 годах был одним из самых влиятельных и популярных в среде юристов.

После реформы 1864 года суд стал тем местом, куда шли слушать своих национальных ораторов; шли, как в театр, смотреть на судебные состязания, где отстаивалась правда-матушка.

Особое внимание русские юристы этого времени уделяли искусству судебного красноречия. Зная и хорошо понимая, что цель их речей – наиболее убедительно осветить суть дела, они стремились к тому, чтобы каждое их слово было понято слушателями, потому на суде особенно важна исключительная ясность речи.

Следует помнить и об украшении речи, не делая его самоцелью. Тропы, фигуры помогают и тоже способствуют успеху оратора.

Хороший судебный оратор знает, что люди не столько слушают его большую речь, сколько её видят и чувствуют. Чтобы достичь наивысшей выразительности, необходимо, чтобы речь кроме рассуждений содержала эффектные картины, запоминающиеся образца, характерные эпизоды. Речь, состоящая лишь из одних сухих рассуждений, плохо слушается и совсем не запоминается. Поэтому большую роль в речах судебных ораторов играют сравнения, метафоры, но употреблять их следует мало.

Титаны пореформенного суда XIX века сумели поднять русское судопроизводство, а в связи с этим также и искусство речи на суде на недосягаемую высоту. В теории судебного красноречия как необходимой части общей культуры народа были разработаны все аспекты деятельности юристов. Если на стадии следствия особое значение придавалось сбору вещественных доказательств, улик, сбору свидетельских показаний и мнений экспертов, то на стадии обвинения, защиты и прений сторон важнейшую роль играла и играет содержательная и стилистическая сторона судебной речи. Справедливое правосудие требует не только высоких нравственных качеств и непогрешимости представителей суда, но и понимания того, как распределяются их речевые роли. Речи прокуроров как должностных обвинителей, выступающих в судебном процессе, по содержанию и стилистике отличаются от речей адвокатов, которые защищают обвиняемых на суде. В свою очередь, речь судьи подчинена другой задаче: судья должен выносить приговор по судебному делу. Речи юристов пошлого, таким образом, являются великолепной школой для молодых юристов нашего времени, когда суд возвращается к утраченным идеалам.

Юридическая риторика в России получила распространение во второй половине XIX века. С тех пор она имела в своих рядах много известных судебных ораторов, которые были не только популярными защитниками, успешно выступающими в уголовных процессах, но и крупными учеными-юристами, писателями, критиками. Речи русских ораторов конца XIX века отличались индивидуальным стилем, особыми риторическими приемами, у каждого из них была своя манера и тон речи.

Александров Петр Акимович. Как защитник Александров обратил на себя внимание общественности, когда в Петербургском окружном суде слушалось дело по обвинению В. Засулич в покушении на убийство петербургского градоначальника Трепова. Речь, произнесенная Александровым в защиту Засулич, принесла ему широкую известность и оказала большое воздействие на решение присяжных заседателей. Александров всегда был сдержан в своих речах. Произносил он их тихо, убедительно с большой внутренней силой. Будучи блестящим оратором, он никогда не полагался только на свое ораторское мастерство, придавая большое значение досудебной подготовке к делу и судебному следствию. Выступая в этом процессе, Александров, малоизвестный как адвокат, впервые обратил на себя внимание общественности продуманной речью, убедительной полемикой с прокурором.

Андреевский Сергей Аркадьевич. Речь по делу Сарры Беккер в защиту Мироновича принесла ему репутацию одного из блестящих ораторов по уголовным делам. В отличие от Александрова он не заботился о глубоком всестороннем анализе материалов дела, недостаточно уделял внимание выводам предварительного следствия. Большое значение он придавал личности подсудимого, анализу обстановки, в которой тот жил, и условий, в которых подсудимый совершал преступление. Психологический анализ действий подсудимого Андреевский давал всегда глубоко, живо, ярко и убедительно.

Спасович Владимир Данилович. Выступал в качестве защитника по ряду политических дел. Оратор огромной эрудиции, энциклопедических знаний. Глубокий знаток истории и литературы. Свои речи он строил всегда в строгом логическом порядке, широко и умело используя богатства русского языка. Одна из его лучших речей – это речь по делу об убийстве Нины Андреевской. Эта речь показывает огромную подготовительную работу адвоката перед выступлением в суде.  

Плевако Федор Никифорович. Одаренный судебный оратор. Тщательно готовился к делу, глубоко знал все его обстоятельства, умел анализировать доказательства и показать суду внутренний смысл тех или иных явлений. Речи его отличались большой психологической широтой, житейской мудростью, простотой и доходчивостью. Сложные человеческие отношения, неразрешимые подчас житейские комбинации он освещал проникновенно, в доступной для слушателей форме. Речь в защиту Бартеньева (по делу об убийстве артистки Весловской) – блестящий образец русского красноречия, отличается исключительной психологической глубиной, тонким анализом душевного состояния убитой и подсудимого. Эта речь приобрела известность далеко за пределами России.

Плевако Фёдор Николаевич (1842-1908) – один из наиболее крупных российских адвокатов, закончил юридический факультет Московского университета, Глубокая эрудиция, проникновение в психику обвиняемых, тщательная подготовка к судебным заседаниям и к собственным судебным речам сделали его популярным на многие годы, постепенно превратив самого судебного оратора в легендарную фигуру, рассказы о которой передавались из уст в уста.

Информация о работе Риторика – теория красноречия