Риторика – теория красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 09:39, лекция

Краткое описание

1. Предмет и задачи изучения риторики.
2. История зарождения риторики в Древней Греции.
3. Ораторское искусство в Древнем Риме.
4. Теория красноречия в России.

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

Социально-бытовая речь, или социально-бытовое красноречие. Социально-бытовое красноречие – это то, что древние греки называли торжественной или эпидейктической. К социально-бытовой речи мы относим тосты, юбилейные речи, приветственные речи, надгробные речи. Очень широкое распространение в России социально-бытовое красноречие получило в основном у народов Северного Кавказа, это связано с их давними традициями. Именно на Кавказе умение красноречиво говорить высоко ценилось всегда. Юбилейная речь, застольная речь (спич) – это социально-бытовые речи, которые произносятся на официальном собрании или во время застолья по случаю какого-либо юбилея, знаменательной даты, знаменательного события, большого праздника, дня рождения, свадьбы, защиты диссертации и др. Для таких речей характерны панегирические, прославляющие, хвалебные слова и выражения, лестные факты и оценки. Конечно, желательно использовать не банальные, а оригинальные выражения, вспомнить или выявить малоизвестные, но важные факты.

Приведем фрагмент из книги А. Вьюркова «Рассказы о старой Москве»:

«Господа! –  заговорил профессор. –  Тише! Я поднимаю бокал за русскую науку, за Московский университет! Я ни разу не прошел мимо него, не обнажив головы. Московский университет охраняет нашу страну, как солнце. Он дал нам и всему миру замечательных людей. В области просвещения и культуры мы стали передовой страной. Кем зачитывается Европа? Нашим Толстым и Достоевским. Кому принадлежит честь открытия электрического освещения и радио? Русским ученым. Кто первый изобрел паровую машину? Русский Ползунов... И все это пошло от первого рассадника просвещения — Московского университета. Много еще в нашем быту косности... сохранились и Тит Титычи, и Ноздревы, и Пришибеевы, но я верю, со временем изживутся и они, и поможет нам в этом наша дорогая альма-матер! Да здравствует страна талантливого народа и все ее культурные учреждения!»

Приветственная речь произносится на открытии конференций, форумов и других подобных мероприятий. Ее цель – продемонстрировать радушие, гостеприимство, подчеркнуть важность мероприятия, приветствовать участников, вдохновить их на творческое общение, создать им оптимистическое настроение. В связи с этим можно, например, упомянуть о том, что в конференции участвуют известные ученые, теоретики и практики, что ожидаются интересные доклады и сообщения, а в конце речи пожелать всем плодотворной работы.

Приведем пример приветственной речи на открытии международной конференции:

«Уважаемые коллеги!

Мы уже четвертый раз проводим научно-методическую конференцию, посвященную методике преподавания вузовских дисциплин.

В последние годы все больше и больше осознается насущная необходимость такого направления научной работы. Ведь многие десятилетия методика преподавания относилась только к школе, к среднему образованию, позже – к преподаванию иностранных языков в вузе; и только в последнее время стало понятным, что преподавание в высших учебных заведениях всех учебных дисциплин тоже нуждается в своей методической науке, в научно обоснованной системе, в отборе и презентации содержания каждой дисциплины, в адекватных и рациональных методах, средствах обучения студентов – с учетом их возрастной психологии, полученной школьной подготовки, специальности и специализации.

Методика вузовского обучения, по существу, только зарождающаяся наука. Еще нет широко известных фундаментальных монографических исследований в данной сфере знаний – ни по общей методике, ни по частным методикам вузовского обучения. Сейчас лишь начальный этап создания всего этого, в который включились многие исследователи из разных вузов. Мы полагаем, что наш вуз – Московский государственный университет сервиса — в этом отношении находится совсем не на последнем месте.

На этой конференции уже есть что и есть кому сказать. Предполагаются интересные доклады по проблемам применения инновационных технологий, непрерывно-преемственного образования, математического моделирования, психологических аспектов лингвистической подготовки, преподавания иностранных языков, правового образования, гуманитарной подготовки специалистов, дистантного обучения и др.

Интересные материалы прислали наши коллеги из ряда городов России, Украины. Нам приятно, что сделанное нами приглашение нашло достаточно широкий отклик.

Все кафедры нашего университета также представлены на конференции. Многие преподаватели уже давно и плодотворно работают над совершенствованием преподавания учебных курсов, над вопросами улучшения организации учебного процесса, подготовки современных специалистов в различных сферах, связанных с сервисом, творчески изучая отечественный и зарубежный опыт, разрабатывая стратегию обучения, основанную на современных научных подходах, ориентированную на нынешние социальные запросы и потребности, вырабатывая как целостную систему вузовского преподавания, так и ее отдельные участки, практически реализуя полученные теоретические наработки, накапливая ценный практический опыт. Мы представляем это все на суд широкой научной общественности.

Желаю всем участникам конференции плодотворной работы, успехов, надеюсь, что каждый из вас, слушая коллег, получит для себя что-то ценное, нужное и, в свою очередь, не оставаясь в долгу, поделится со всеми важными результатами своих исследований».

Производственная речь произносится перед коллегами на производственных собраниях, деловых совещаниях, презентациях. Это может быть или запланированное выступление, или выступление в прениях экспромтом, или итоговое выступление ведущего (председателя). Содержание такой речи должно соответствовать обсуждаемой проблеме: оратор излагает свою позицию, подчас анализируя и критикуя другие точки зрения или, наоборот, поддерживая их. Заключительная речь председателя собрания должна быть выдержана в деловых и конструктивных тонах. Обобщая все выступления, председатель должен стремиться оценить каждое из них, не обходя молчанием острые выступления и выступления инициативного характера. Он должен найти одобрительные и поощрительные слова для оценки одних речей и вежливые, дипломатичные выражения в случаях несогласия и неприятия других идей и предложений, стараясь мотивировать свою реакцию.

Главные особенности речи на презентации – приподнятость стиля, деловитость, рекламирование своего предприятия, его возможностей, достижений и др. Здесь уместны и радушные приглашения к сотрудничеству, и торжественные заверения, обещания. Речь на открытии совещания и речь на презентации можно подготовить заблаговременно, однако заключительную речь нужно составлять по ходу совещания.

 

        Духовное красноречие – одно из древнейших, образцы духовного красноречия всегда сохранялись человечеством, как несущие в себе высокий смысл, как проповедующие высокие нравственные истины. В духовном красноречии мы выделяем проповедь или слово, которое преподносят с церковной кафедры, и речь официальную, которую адресуют официальным властям или самим служителям церкви на Руси. Духовное красноречие зарождается после принятия в 988 году христианства, именно с этого времени на Руси начинается активное усвоение духовных богатств, которые связаны с христианством. Особенно много духовной литературы пришло на Русь из Византии. Проповедники на Руси рассуждали не только на темы нравственности, не только давали свое понимание слова божьего, но и рассуждали о политическом устройстве Руси, о мировой политике.  Очень долгое время передовые мысли преподносились именно проповедниками, которые, безусловно, были патриотами своей страны и людьми очень высокого образования, но на Руси имелись и свои особенности: так, например, в Киевской Руси зародилось дидактическое, или учительское красноречие, это красноречие специализировалось на моральном воспитании, в это же время на Руси в духовном красноречии выделялось торжественно-духовное красноречие, которое было посвящено знаменитым церковным датам или знаменательным государственным датам. Духовная наука на Руси, как и духовное красноречие, очень интересовалась всегда внутренним миром человека, психологией личности. Художественное красноречие в христианстве изучается специальной наукой гомилетикой в духовных семинариях. Гомилетика является одной из важнейших наук, потому что проповедовать слово Божье можно убедительно именно тогда, когда это проповедь красноречива.

         Границы между родами красноречия, конечно же, подвижны, не изолированы друг от друга. Каждое время добавляет какие-то виды красноречия, но самым главным принципом классификации  родов красноречия является функциональной принцип, лёгший в основу данной классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция № 3.

Работа оратора над своей речью

 

  1. Нормы современного русского литературного языка.
  2. Коммуникативный аспект культуры речи.
  3. Этический компонент культуры речи.

 

 

1. Оратор должен владеть высокой культурой речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессии: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Что такое культура речи? С.И. Ожегов дает следующее определение: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Нормы языка – это общепринятые в общественно-речевой практике (в речи образованных людей, в театре, на радио и т.п.) правила произношения, грамматики и словоупотребления. Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и выбрать наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)».

Итак, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект связан с соблюдением языковых норм, т.е. правил произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств. Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, научные исследования ученых-языковедов.

Нормы защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Например, в 30-40-е годы употреблялись слова дипломник и дипломант для выражения одного и того же понятия: «студент, выполняющий дипломную paбoту». Слово дипломник было разговорным вариантом слова дипломант. В литературной норме 50-60-х годов произошло разграничение в употреблении этих слов: прежнее разговорное «дипломник» теперь обозначает студента в период защиты дипломной работы, получения диплома; словом «дипломант» стали называть преимущественно победителей конкурсов, призеров смотров, состязаний, отмеченных дипломом. Изменилась и норма употребления слова абитуриент. В 30-40-е годы абитуриентами называли и тех, кто оканчивал среднюю школу, и тех, кто поступал в вуз. В послевоенные годы за оканчивающим среднюю школу закрепилось слово «выпускник», а слово «абитуриент» в этом значении вышло из употребления. Абитуриентами стали называть тех, кто сдает вступительные экзамены в вузе и техникуме.

Следование языковой (литературной) норме – основное требование к ораторской речи. Выделяют нормы ударения, нормы произношения, нормы в морфологии и синтаксисе, норме словообразования. Нормы ударения связаны с правильной постановкой ударения в словах. Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией. Словесное ударение в русском языке свободное, оно может находиться на любом слоге, что отличает его oт некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом (эст, лат., чешек., финский – 1 слог; польск., груз. – предпоследний; арм., фр. – последний). Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным (берегу, бережешь, бережет). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова,  называется подвижным (прав, правы, права; могу, можешь, могут).

Правильное произношение также неотъемлемый признак литературного языка и имеет в речи не меньшее значение, чем верное ударение. Нелитературное произношение отвлекает внимание от содержания высказывания и может действовать отрицательно на восприятие речи, затрудняя тем самым общение оратора и слушателей. Отклонения от литературного произношения могут быть двух видов.

Первый вид – под влиянием письма, орфографии, написания, поскольку письмо и произношение зачастую не соответствуют друг другу и поэтому написание слов часто влияет на произношение (конечно – [ч] вместо [ш]). Второй вид — под влиянием местных говоров, диалектов. Например, элементы так называемого оканья, т.е. произношение [о] в безударном положении (в[о]да). Для корректировки литературного произношения можно рекомендовать внимательно вслушиваться в речь дикторов, радио и телевидения. Этот путь наиболее эффективен. Хотя можно заниматься и самостоятельно по пособиям. 

Информация о работе Риторика – теория красноречия