Риторика – теория красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 09:39, лекция

Краткое описание

1. Предмет и задачи изучения риторики.
2. История зарождения риторики в Древней Греции.
3. Ораторское искусство в Древнем Риме.
4. Теория красноречия в России.

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

Демосфен, упорнейшим трудом подготовивший себя к общественной деятельности и посвятивший все свое ораторское мастерство служению родине, сумел верно определить социальную природу ораторской речи.

 

3. Рим, завоеватель Греции, ревностно перенял эллинскую культуру: и поэтический дар, и науки, и риторическое мастерство ценились чрезвычайно высоко. Риторические школы в Риме достигли расцвета, непревзойденными ораторами и поныне признаются Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Юний Брут. Огромен вклад Рима в мировую литературу: сочинение Горация оказали влияние на развитие литературных и риторических традиций Европы. Но для римского периода характерны и свои тенденции. Во-первых, повышался социальный статус оратора, признание его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. Во-вторых, это повышение роли правил, подготовки в области красноречия. Знание риторических приемов и длительные упражнения необходимы: умение завоевать внимание слушателей, их доверие обеспечат успех. Эта линия в римской риторике особенно тщательно разработана Марком Фабием Квинтилианом. В-третьих, возрастает эстетический фактор в мастерстве красноречия. Хорошая, совершенная, украшенная речь в этот период ценится все выше. Особенно Цицерон ценит контрастные фигуры, лаконичность речи, многообразие интонации, ритмику речи, иносказание, намек. Цицерон наметил основные линии воспитания оратора: известно, что у него была своя ораторская школа, он и руководил ею, и преподавал.

Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: аттицизм и азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов 1 века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого весьма эффектно преподносили свои идеи толпе. Из ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон.

Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на неё никакого внимания. Аттицизм вошёл в моду благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявшему власть над империей в свои руки.

М.Т. Цицерон совместил в себе мастерство и оратора, и поэта, и государственного деятеля, и ученость ритора.

Еще совсем в юном возрасте Цицерон обнаружил особый интерес и склонность к ораторскому искусству. Он усердно посещал форум, где слушал выступления выдающихся ораторов того времени – Красса и Антония, занимался искусством декламации под руководством знаменитого актера Росция, который ставил ему голос и учил его ораторским жестам.

Когда молодой Цицерон получил право надеть мужскую тогу, т.е. достиг, по римским понятиям, совершеннолетия (это произошло в 90 г.), отец поручил его попечениям знаменитого законоведа – Авгура Квинта Муция Сцеволы, беседы с которым считались наилучшим ведением в изучение права.

Всё лучшее, что достигло римское ораторское искусство, сконцентрировано в ораторском мастерстве М.Т. Цицерона (106-44 до н.э.). Одарённый от природы, он получил прекрасное образование: изучал римское право у знаменитого юриста Сцеволы, учился диалектике – искусству спора и аргументации, знакомился с греческой философией, изучал ораторское искусство греческих мастеров слова, учился ему у Красса и Антония.

Но на первый план Цицерон выдвигал труд. Он много работал над голосом, чтобы устранить его природную слабость и придать ему приятное звучание и силу. Всегда тщательно готовился к произнесению речей, постоянно совершенствовал своё ораторское мастерство. Наиболее полезным для оратора Цицерон считал этику и логику, философию, историю и литературу, так как знание логики помогает логически правильно построить речь, знание этики – выбрать тот приём, который вызовет нужную реакцию у слушателей. Философия, история и литература делают интересным то, что уже известно.

 Его труды «Об  ораторе», «Оратор», «Брут». Трактат «Об ораторе» состоит из трёх книг и написан в форме диалога. В этой работе Цицерон определил конкретные задачи красноречия. Оратор, по Цицерону, должен: изобрести, расположить, украсить. Цицерон утверждал: свойство оратора –активность, смелость, общительность, разносторонность интересов, оратор –мыслитель, а в тревожных ситуациях – воин. В книге «Об ораторе» автор показывает идеального всесторонне образованного оратора. В трактате «Об ораторе» он выбирает свободную форму философского диалога, что позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая все доводы за и против. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих  хороших ораторов мало, потому что красноречие – нечто такое, что даётся труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений.

 

В трактате «Брут», посвящённом своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Цель трактата – доказать превосходство римских ораторов над греческими. В «Ораторе» разрабатывался вопрос о лучшем стиле. Цицерон исходит из трёх основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать, побуждать. Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – долг оратора, второе – залог популярности, третье –  необходимое условие успеха. Стенографию изобрёл раб ЦицеронаТирон. Будешь ли ты мне верно служить? – Даже если не купишь! Он всегда был рядом со своим господином, подробно записывал его речи.

Около 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому искусству цвет римской молодёжи – отпрысков самых знатных и богатых римских семей, Квинтилиану было поручено воспитание наследников императора. Знаменитый римский оратор Марк Фабий Квинтилиан – автор обширного сочинения в 12-ти книгах «Риторические наставления». Труд систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Это вершина исследования ораторского искусства. Риторика есть наука о способности хорошо говорить и силе убеждать. Вершина ораторского мастерства, по мнению Квинтилиана, – способность говорить, не готовясь, а для этого необходимы огромные знания и разнообразные навыки. В первой книге Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора. Будущего оратора должны воспитывать  с детства, на него влияет окружение (кормилицы, родители, дядьки), учителя, которые должны хорошо учить. Эта книга содержит методические рассуждения об учении в детском возрасте: учение должно быть забавою, ребенок сознательно должен запоминать материал, заниматься чистописанием и чтением вслух. Речь должна быть правильна, ясна и красива. Для этого необходимо изучать грамматику и образцовых ораторов, поэтов, прозаиков, затем переходить к собственным сочинениям. Будущий оратор должен знать очень много, в том числе философию, музыку, геометрию, произношение. Вторая глава посвящена методике работы учителя, в частности говорится о системе упражнений, даются рекомендации для чтения художественных произведений и речей известных ораторов. «Следует ли жестко придерживаться риторических правил?» – спрашивает Квинтилиан. Он считает, что оратор не должен почитать риторические правила за непременные законы. В правилах может многое изменяться сообразно делу, времени, случаю и обстоятельствам. Квитилиан отходит от принятой до него в риторике жесткой регламентации построения речи. Правила являются лишь руководством к действию, но не догмой,  они не должны сковывать оратора и лишать его возможности проявлять самостоятельность. Он сравнивает жёсткие правила с предписанием полководцу, как расположить войско. Но ведь расположение войска зависит от обстановки. «Так и в речи надобно знать, нужно ли или излишне вступление, и притом краткое, или пространное; обращать ли всю речь к судьям или к другому лицу, употребив на то какую-либо фигуру; успешнее ли для защищаемого дела повествование короткое или длинное, непрерывное или разделённое на части…» Квинтилиан риторику как науку разделяет на три части: в первой рассуждают об искусстве, во второй – об искуснике, в третьей – о самом произведении. «Искусством будет то, чему по правилам учиться должно, и это составляет науку хорошо говорить; искусник есть тот, кто постиг сие искусство, т. е. оратор, коего цель есть хорошо говорить. Произведение же то, что делает искусник, то есть хорошая речь». Здесь Квинтилиан повторяет мнение Цицерона: истинным красноречием владеет лишь добрый и честный человек. Собственно, это мнение было распространено в Древнем Риме. Квинтилиан пишет, что риторика состоит в способности и силе убеждать. Это определение, замечает Квинтилиан, идёт от Исократа (риторика – творительница убеждения). Такого же мнения придерживается Цицерон. Тут же Квинтилиан иронически замечает, что убеждают словом и прелестницы, и ласкатели, и развратники. Тот же недостаток в определении Аристотеля, который говорил, что риторика есть способность или сила изобретать всё, что может убеждать в речи. Автор критикует эти определения, которые подхватили и школьные учебники красноречия. Он предлагает иное определение, делая оговорку, что оно найдено у других: риторика есть наука хорошо говорить. 

А в средневековой культуре риторикой было отсутствие украшений на фоне всеобщего увлечения ею, то есть речь лаконичная, точная, подчёркивающая нормативную кодифицированность. По окончанию античной эпохи теоретические изыскания в области красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений монополизировала церковь. Речи ораторов приобрели форму проповедей, а свободные дискуссии превратились в богословские диспуты. Единственное, за что можно сказать спасибо Средневековью, так это за то, что схоласты сохранили знания Древнего мира для Возрождения и более поздних времён.

 

4. Самая первая риторика в России появилась в начале 17 века. Это перевод с латинского языка на древнерусский учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона. Отступление от оригинала были незначительны и вызваны стремлением приспособить книгу к российским условиям. Предполагается, что автор перевода – митрополит Макарий.

Если до 18 в. авторами риторики были церковные лица, то, начиная с Ломоносова, ею занимаются светские авторы — филологи, писатели, государственные деятели. Подлинный расцвет и всеобщее признание риторики в России началось с выхода в 1747 году «Краткого руководства к красноречию» Этот труд М.В. Ломоносова сразу получил признание, несколько раз переиздавался при жизни автора, его риторика обращена к античному миру – Сократу, Платону, Аристотелю. В своем труде Ломоносов выделяет собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще; ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе, поэзию, т.е. наставление к поэтическим произведениям. Он отстаивал научную истину в речах, советовал, во-первых, в совершенстве знать предмет своей речи, во-вторых., уметь сказать о нем, передать другим свое знание т.е. построить свою речь так, чтобы слушатель понял и принял. В первой половине 19 в. действовали учебники А.С. Никольского, А.Ф. Мерзлякова.

Высоко ценился труд М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия», а также общая и частная риторика Н.Ф. Кошанского – профессора Царскосельского лицея, одного из учителей юного Пушкина.

В конце XVIII века начинается кризис риторики. У термина риторика появляется второе, крайне пренебрежительное значение – «внешне украшенное пустословие». По этому поводу С.С. Аверинцев отмечает, что слово «риторика» начинает употребляться, особенно в XIX веке, как бранное слово. А.И. Солженицын в книге «Россия в обвале» пишет, что речи власть имущих «риторны и приторны». Все это привело к тому, что во второй половине XVIII века все реже издаются книги по риторике, она исчезает из планов многих учебных заведений. Причем школы не отказываются от ее содержательных материалов,  от многих приемов, таких как работа над темой, композиция сочинений, как рассуждение и доказательство, тропы и стилистические фигуры, но употребляют их под другими названиями: развитие речи учащихся,  стилистические упражнения, теория словесности, культура речи, поэтика. Отказ от риторики подчас носит лишь внешний характер. Происходит расцвет судебного красноречия, академического мастерства.

Лидерами по уровню мастерства участников публичных выступлений в 30-х годах становятся Германия и СССР. Диктаторские режимы этих стран ввели выступления в ранг общеобязательных мероприятий, больше похожих на культовый обряд, нежели на высказывание собственного мнения. Подавляющее большинство людей имело единственный контакт с Гитлером – через его голос. Он был неутомимым оратором, и перед тем как пришёл к власти, мог произносить от трёх до четырёх речей за один день в разных городах. Даже самые непримиримые его оппоненты признавали, что он – величайший оратор, при этом звучание его голоса было далёким от приятного. Он держал массы под гипнотическим колдовством.

Риторика как самостоятельный предмет с 20-х по 80-е годы XX века сохранилась лишь в нескольких учереждениях (МГУ, Тбилисском). Игнорирование систематического, целостного предмета «риторика»  привело к заметному упадку речевых умений в самых разнообразных сферах общения. Следует отметить, что в большинстве развитых стран мира кризисные явления не привели к гонениям на риторику. В середине XX века начинается ренессанс риторики, поднимается новая волна интереса к ней. В России это конец 70-х годов. Интерес к этому предмету не угасал даже в самые трудные годы в научной среде. Назовем имена В.В. Виноградова, М.М Бахтина, С.С. Аверинцева и других. Были переведены на русский язык  «Общая риторика» под редакцией Дюбуа «Основы искусства речи» Сопера, книги Д. Карнеги. Традиции высокой культуры, несомненно, стали одной из важнейших причин преобразования интереса к риторике среди аспирантов, преподавателей. Возможно, что это – первый важнейший фактор возрождения риторики. Второй фактор – успехи наук о речи, возникших на рубеже языкознания и психологии.

В качестве важной причины возрождения риторики нередко называют  установление демократии в России в конце 80-х годов и в 90-е годы XX века. С этим тоже нельзя не согласиться. Парламентские дебаты, возросшая свобода прессы – все это вызвало у многих недоумение: почему мы, имея среднее и даже высшее образование, не умеем ясно и толково, образно выразить свою мысль.

Нельзя игнорировать тот факт, что речи политиков, транслирующиеся по телеканалам, за последнее десятилетие улучшилось и по их логике, и по культуре по сравнению с тем, что мы слушали на рубеже 80 – 90-х годов XX века.

 

 

  Лекция № 2

 

Роды и виды ораторского искусства

 

1.Ранние классификации красноречия.

2.Классификация видов красноречия.

 

    1.В Древней Греции основными видами красноречия считались политическая, или совещательная речь, судебная, торжественная, или эпидейктическая. Кроме них выделялось ещё «надгробное слово», посвященное памяти заслуженных людей, поэтому его произносить поручали лишь выдающимся ораторам. Но, как показывает история древнегреческой риторики, наиболее широкое распространение получили политическая и судебная речи.

Информация о работе Риторика – теория красноречия