Теория фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений.Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность.

Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев.

Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Существуют различные взгляды на теорию фирмы, изложенных языком различной степени сложности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3

1.Фирма – основной институт в рыночной экономике……………………..4

2.Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли………………… 9

3.Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж…....13

4. Теория максимизации роста. …………………………………………….13

5. Поведенческие теории фирмы: множественности цели. ………………18

6. Эффективно функционирующая фирма: какая она?............................... 21

Заключение……………………………………………………………………23

Библиографический список…………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

фирма).docx

— 48.63 Кб (Скачать)
 

                                 Содержание.

Введение…………………………………………………………………….…3   

1.Фирма – основной институт в рыночной экономике……………………..4

2.Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли………………… 9 

 3.Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж…....13   

4. Теория максимизации роста. …………………………………………….13  

5. Поведенческие теории фирмы: множественности цели. ………………18  

6. Эффективно функционирующая фирма: какая она?............................... 21 

Заключение……………………………………………………………………23 

Библиографический список…………………………………………………..27      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   В   России  интенсивно  идет  процесс   формирования  рыночных  отношений.Наилучшему  их  развитию  способствует   предпринимательская   деятельность.

  Рыночная экономика не возможна без фигуры  предпринимателя  -  свободного  и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора  и руководителя.  Фирма  является  главным   звеном   рыночной экономики,   т.к.   только   с   помощью   фирм    происходит    интенсивное функционирование и развитие  рыночных  отношений.  Так  как  фирма  является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её  необходимо изучать со  всех  сторон.  Ведь  поведение  фирмы  на  рынке  имеет  большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для  других групп субъектов: домашних  хозяйств,  государства  и  иностранцев. 

  Изучение поведения  фирм  является  необходимым  условием  выработки   экономическими агентами адекватных решений как на  микро-,  так  и  на  макроуровне.  Фирма интегрирует и организует  экономику  на  микроуровне.  А  совокупность  фирм определяет эффективность национальной, региональной и  мировой  экономики  в целом.  Фирма   всегда   стоит   в   центре   рыночной   экономики,   и   её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

 Существуют различные  взгляды на теорию  фирмы,  изложенных  языком  различной степени сложности. 
 
 

1.Фирма  – основной институт  в рыночной экономике 

   Предпринимательская   деятельность,  или   предпринимательство,   –   это

инициативная,   самостоятельная   деятельность    лиц    или    предприятия,

направленная  на получение прибыли  или  личного  дохода,  осуществляемая  на свой риск и под свою имущественную ответственность.

   Предпринимательство   допускается   в   любой   отрасли    хозяйственной

деятельности, не запрещенной законом:  промышленности,  сельском  хозяйстве,торговле, бытовом  обслуживании,  юридической,  издательской,  банковской  и консультационной деятельности, в сфере операций с ценными бумагами и  т.  д.

Основными сферами  предпринимательской  деятельности  являются:  производство (продукции, услуг),  коммерция (торговля)  и коммерческое  посредничество.

Следовательно,    предпринимательство    –    это    организация    полезной

производственной  деятельности,  направленной  на  производство  товаров  или оказание услуг.

   Основу  предпринимательской деятельности  составляет  та  или  иная  форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная.

Фирма представлялась «черным ящиком», на входе, в который  сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным,  что  происходит  внутри.  В таком определении  фирмы  особое  внимание  обращается  на  организационные аспекты её  функционирования  и  связанные  с  ними  резервы  экономической эффективности.

   Сегодня  все большее значение приобретает  неоинституционалистский  подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как  нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновения. Зачем нужна фирма, если есть  рынок?  Почему  бы  собственникам  ресурсов  не  функционировать  как независимым товаропроизводителям, покупая  факторы  производства  у  других собственников,  добавляя  свой   вклад   и   реализуя   готовую   продукцию потребителям?

   Представитель  неоинституционализма  Р.  Коуз  сделал  нестандартное  для

традиционной  экономической теории предпочтение в  пользу  фактора  издержек трансакций, т. е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся  равными  нулю).

Трансакционные  издержки –  это  издержки  ведения  сделок:  информационные, издержки измерения качества товаров и услуг, на разработку  правил  ведения контрактов,   издержки   уклонения   от   ответственности   за   выполнение обязательств по сделкам и т.  д.  Издержки  трансакций  никогда  не  бывают нулевыми, так как в реальном мире отношения  собственности  в  значительной мере влияют на производство.

   Исходя  из этого, Р. Коуз предложил   трактовать  фирму  как  совокупность

взаимовыгодных  контрактов. Определение фирмы как  совокупности  контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено, прежде  всего, существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления  предпринимателю,  права  управлять  ресурсами может   сэкономить   на   определенных   издержках   рыночного   механизма.

Предприниматель выполняет свою  функцию  с  меньшими  издержками,  так  как получает факторы производства по  более  низким  ценам,  чем  при  рыночных трансакциях, которые он вытесняет. Если же он потерпит неудачу,  то  всегда может    вернуться    на    свободный     (открытий)     рынок.     Новизна неоинституционалистского определения фирмы заключается в том, что наряду  с выгодами разделения труда внутри  предприятия  четко  определяется  граница развития фирмы. Пределы  власти  предпринимателя  в  фирме  устанавливаются контрактным соглашением. В контракте записываются границы, в рамках которых предполагается деятельность  поставщика  товара  или  услуги,  детально  же действия поставщика  определяются  позднее  покупателем.  Следовательно,  в пределах,  контрактного   соглашения   размещение   ресурсов   попадает   в

зависимость  от  покупателя.  В  этих  условиях   краткосрочные   контракты

нежелательны.  Такую  систему  взаимоотношений,  при   которой   управление ресурсами зависит от предпринимателя, Р. Коуз и называет фирмой, фирма  как система  альтернативна  рынку,  Внутри  фирмы  отношения  регулируются   не рыночными сигналами (спросом и предложением), а  командами,  исходящими  из иерархической системы. По существу, фирма есть система, в  которой  ценовой механизм подавлен. Поэтому и граница фирмы определяется чертой, на  которой уравновешиваются трансакционные рыночные издержки и трансакционные издержки административного механизма. А поскольку структура трансакционных  издержек у фирмы иная, чем на свободном рынке, то когда последний (рынок)  бессилен, с проблемой организации труда справляется фирма.

  В классическом определении фирмы акцент делается  на  предсказании

поведения фирмы  в соответствии с существующей производственной функцией как формой  выражения  технологической  зависимости  между  затратами  факторов производства     и     максимально     возможным     выходом     продукции.

Неоинституциональная  характеристика  фирмы   в   центр   внимания   ставит объяснение существования и соответственно в  дальнейшем  –  сосуществования многообразных  форм  деловых  предприятий,  пределов  их  роста,  возможных вариантов решения  проблем  мотивации  работников,  организации,  контроля, планирования и др.

   Поведение   фирм  на  рынке  имеет   большое  значение  для  других  групп

субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение  поведения фирм  является  необходимым  условием  выработки  экономическими   агентами

адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне.

   Современная  фирма – это сложный многоотраслевой   комплекс  промышленных, торговых и финансовых предприятий национального  и  международного  уровня.

Главное  в  нынешней  фирме  –  ее  кадровая  компонента:  предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их  мастерством,  профессионализмом, компетентностью,   инновационным   потенциалом,   конкурентной    энергией, управленческими  новациями,   опирающимися   на   конкретную   материально- техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание

фирмы, ее известность  – производные от таланта и  труда ее коллектива.

Фирмы насыщают  рынок  высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет  президентов  и премьер-министров. На  сильные  фирмы  опирается  государственная  политика макроэкономической стабилизации.

    Существует  несколько подходов  к  объяснению  возникновения  и  развития фирм.

   Во-первых,   фирма   представляет   собой   организационно-экономическую систему, с помощью  которой  осуществляются  производственные  процессы  для создания товаров и услуг.

   Во-вторых, в социально-экономическом  отношении   фирмы  –  это  общность людей, объединенных едиными мотивами действия.

   В-третьих,  фирма –  совокупность  взаимовыгодных  контрактов.  Последнее определение интересно потому, что фирма представляется  не  как  объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных  отношений,  в основе которых  лежат  издержки  по  осуществлению  хозяйственных  сделок  – трансакций.   Всякая предпринимательская  деятельность  имеет  своей  целью  получениетприбыли. Поэтому поведение фирмы можно описать  с  помощью  производственной функции, которая определяет  нацеленность  фирмы  на  максимизацию  прибыли.

 Представление о том, что единственной  целью  деятельности  фирм является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

   Многообразием   возможных   положений   отдельных   фирм   в   конкретной экономической ситуации  на  рынке  определяется  различная  нацеленность  их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном  конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли  участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

   Существуют  подходы, при которых используется  тезис максимизации тех  или иных параметров (бихевиористские модели).

   Предполагается,  что  фирма  стремится   функционировать   на   каком-то

удовлетворительном   уровне   эффективности,   поскольку   не    располагает

возможностями максимизации. При характеристике целевой  нормы  эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение  желательного  уровня;

В  этом  случае  осуществляется  поиск  решения  проблем  в   трех   формах:

локальной, исследовательской  и стратегической.

   Локальный  поиск – реакция на невыполнение  тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск – ведется,  когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с  "окружающей средой". Стратегический поиск  –  связан  с  прилагаемыми  фирмой  усилиями, наилучшим  образом  подготовиться  к  использованию   новых   стратегических возможностей.

   Конкретно   сформулированная  цель  деятельности  фирмы  может   включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли

2. Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли.

   Из-за  устойчивой ориентации на  прибыль   стремление  фирм  к  извлечению максимальной прибыли принимается как должное.  Большинство  теорий  фирм  не только постулируют, что прибыль есть какая-то цель или главная  цель,  но  в один голос утверждают, что вполне определенная цель  состоит  в  том,  чтобы извлечь максимальную прибыль и что фирмы можно рассматривать,  как  если  бы они  стремились  максимизировать  прибыль.  Хотя  было   бы   преувеличением рассматривать максимизацию прибыли в качестве  показателя  того,  что  любые действия и решения формы подлежат холодному  расчету  на  предмет  получения максимального превышения доходов над затратами, максимизация  подразумевает, что выбирая из нескольких альтернатив с  разной  ожидаемой  прибылью,  фирма

все-таки выберет  вариант с наибольшей ожидаемой  прибылью.

   С уверенностью  можно сказать, что прибыль  является  целью  почти  всякой фирмы - возможно, доминирующей  целью.  Прибыль  -  это  универсальная  мера показателей бизнеса и лишь  немногие  фирмы  могут  предпринимать  действия, которые определенно ведут к прибылям, более низким, чем они могли бы быть  в долгосрочном периоде. Одни фирмы в большей мере ориентированы на прибыль,  а другие в меньшей. В  целом,  фирмы,  которые  подвержены  сильному  давлению конкуренции, склоны в краткосрочном периоде преследовать  цели  максимизации прибыли; если  же  прибыли  фирмы  достаточно  велики,  чтобы  удовлетворить акционеров, то такая фирма ведет себя несколько по-иному,  позволяя  сделать вывод, что помимо фактора максимизации прибыли,  на  управленческие  решения

Информация о работе Теория фирмы