Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 16:20, курсовая работа
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений.Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность.
Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев.
Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
Существуют различные взгляды на теорию фирмы, изложенных языком различной степени сложности.
Введение…………………………………………………………………….…3
1.Фирма – основной институт в рыночной экономике……………………..4
2.Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли………………… 9
3.Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж…....13
4. Теория максимизации роста. …………………………………………….13
5. Поведенческие теории фирмы: множественности цели. ………………18
6. Эффективно функционирующая фирма: какая она?............................... 21
Заключение……………………………………………………………………23
Библиографический список…………………………………………………..27
фондовом рынке обеспечивает выигрыш соответственно при покупке или продаже.
Такие объединения не являются устойчивыми, носят аморфный характер, легко распадаются. В 60-е годы наблюдался бум объединений конгломеративного типа, однако уже в 70-е годы многие из них показали себя "колоссами на глиняных ногах" и распались. В начале 90-х годов около 10% новых слияний и объединений можно было отнести к категории конгомеративных. Одна из важных тенденций последнего десятилетия - это тенденция деконцентрации и децентрализации. В условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, обострившейся конкуренции, принявшей и на внутренних рынках международный характер, динамично обновляющейся технологии выживание фирмы зависит от ее маневренности, гибкости, адаптивности. Добиться этого легче при
децентрализации производства и управления. В связи с этим наблюдается процесс распада крупных фирм на более мелкие составляющие, каждая из которых становится независимым юридическим лицом и самостоятельно регистрирует свои акции на фондовой бирже. Характерной чертой последних лет
становится выкуп
отдельных структурных
5. Поведенческие теории фирмы: множественности цели.
Рассмотренные выше теории предполагали, что у фирмы существует лишь одна цель, которая максимизируется. Другие теории -
поведенческие - из посылки, что у фирмы существует множество целей. Эта посылка опирается на трактовку корпорации как сложной системы, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Эта совокупность интересов и целей включает в себя:
. интересы рабочих, стремящихся к высокой зарплате, хорошим условиям
труда,
технологической безопасности,
повышению
квалификации и
. интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального
статуса, карьере, росту доходов;
. интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды;
. интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить
экономические показатели функционирования компании, повысить престиж фирмы.
Чтобы фирма могла существовать как единое целое, быть устойчивым
жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой. От умения администрации гасить разногласия интересов, разрешать наиболее безболезненным образом их конфликты, поддерживать стабильную социальную обстановку в коллективе зависит процветание фирмы.
Поведенческие теории (данное направление называется "бихевиоризм")
получили большое применение в практике японских фирм. Кредо японских менеджеров состоит в следующем: "Залог успеха - высокий моральный дух работников фирмы. Высокий моральный дух - результат удовлетворения заинтересованности работника. Заинтересованный и удовлетворенный работник - хороший работник. Не может быть хорошей фирмы, у которой есть плохие, т.е. незаинтересованные и не удовлетворенные работники. Задача администрации гармонизировать интересы работников и фирмы".
Существует множество частных вариантов поведенческих теорий,
предлагающих разные рецепты согласования частных и общих интересов в рамках
корпорации. Многие из них уже достаточно апробированы практикой и показали высокую результативность.
Один из рекомендуемых способов, предложенный Х.А. Саймоном
состоит в искусстве компромисса. Невозможно одновременно максимизировать все цели: прибыль, объем продаж, рост, зарплату и прочее. Необходимо выбрать такую комбинацию целевых установок, которая, не будучи максимальной, по каждой цели в отдельности, тем не менее, удовлетворяла бы все заинтересованные стороны.
Рекомендуемая техника выработки такого компромисса состоит в ведении переговоров и в постоянном отслеживании процесса реализации каждой цели. В случае возникновения на каком-либо этапе конфликтов, сбоев и разногласий администрация должна активно вмешаться и урегулировать конфликт наименее болезненным способом.
К числу
предлагаемых советов
. установление временных ограничителей для выработки компромисса;
. установление бюджетных ограничителей для каждой заинтересованной
группы;
. четкое распределение обязанностей, прав каждой структурной группы и
др.
Обилие подобных теорий не может претендовать на исчерпывающее объяснение данной проблемы, каждая имеет свои слабые стороны и внутренние противоречия. Тем не менее, в каждой теории
содержится рациональный анализ, помогающий понять действие современной компании на рынке, прогнозировать их будущее поведение, оценивать последстви
6. Эффективно функционирующая фирма: какая она
Обобщая мировой опыт, экономисты создали портрет эффективно функционирующей фирмы. Каковы ее характерные черты?
1. Фирма
имеет листинг своих акций
на одной из зарубежных
Тем самым она расширяет возможности мобилизации капитала. Фирма ищет необходимый ей капитал не только на национальном рынке, но в глобальном масштабе. Путем заимствования капитала на Нью-Йоркской или Лондонской фондовых биржах крупные: фирмы существенно снижают свои издержки. Конкуренция фирм на мировом рынке капитала стала обычным явлением.
2. Фирма
осуществляет таргетирование
3. Фирма
должна быть способной
Это действие направлено на предотвращение враждебных поглощений и слияний, предпринимаемых посторонними для захвата контрольного пакета акций и смены управляющих.
4. Фирма постоянно занимается реструктурированием. Она покупает и
продает предприятия, осуществляет слияния и поглощения. Шведская фирма «Вольво» продала предприятия по производству лекарств и спичек и посвятила себя исключительно производству автомобилей и строительного оборудования.
Освобождаясь от убыточных и низкоприбыльных предприятий, фирма повышает свою эффективность.
5. Для
создания материальных
6. Эффективное
функционирование фирмы
Данная проблема актуальна не только для западных, но и для российских фирм.
Приватизация в России привела к исчезновению государственного контроля над предприятиями. В то же время распыление акций среди работников не создает условий для контроля акционеров над деятельностью управляющих.
Заключение
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. В развитой рыночной экономике фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно- исследовательских;
2. В условиях рыночной экономики через фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность "исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке";
3. Гражданское
законодательство России
4. Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требованиям цивилизованной экономики;
5. Основные
формы организации бизнеса в
современной рыночной
6. Фирма
имеет свою организационно-
7. Приоритет целей определяется в зависимости от прибыльности фирмы которая может соответствовать уровню выживания, умеренному или высокому уровню;
8. Фирма, не имея абсолютной гарантии в успехе при производстве одного вида товара (услуги), расширяет сферу своей деятельности, т.е. происходит диверсификация производства и деятельности;
9. Фирма
как важнейший экономический
соблюдения ряда условий для своего развития в институциональной
структуре общества;
10. Фирмы пытаются удовлетворить безграничные потребности общества и одновременно наиболее рационально использовать ограниченные возможности имеющихся факторов производства;
11. Любая
фирма в ходе своей
12. Стратегия,
выбираемая руководителем
13. Фирма концентрирует и через свою деятельность реализует практически все экономические интересы, возникающие в национальном хозяйстве;
14. Фирмы
являются местом приложения
15. Фирма генерирует как товары, так и покупательскую способность для их приобретения;
16. Фирма
поддерживает расширение
17. Создает рабочие места в самой фирме, у ее поставщиков, в
государственном секторе;
18. Фирма
генерирует богатство