Теория фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Именно на фирме осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под промышленной фирмой понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Оглавление

Характеристика фирмы как субъекта экономических отношений………..3
Сущность и формы предпринимательства………………………………….7
Виды риска, методы его измерения и страхования……………………….12
Теория управления фирмой: менеджмент и маркетинг…………………..15
Формирование издержек, их основные виды……………………………...19
Список используемой литературы……………………………………………..22

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 114.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Теория фирмы  »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Характеристика фирмы как субъекта экономических отношений………..3
  2. Сущность и формы предпринимательства………………………………….7
  3. Виды риска, методы его измерения и страхования……………………….12
  4. Теория управления фирмой: менеджмент и маркетинг…………………..15
  5. Формирование издержек, их основные виды……………………………...19

     Список используемой литературы……………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика фирмы как субъекта экономических отношений

В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном экономики. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим  странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках.

Однако в экономической  литературе, как зарубежной, так  и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Если у К. Р. Маконнелли и С. Л. Брю «фирма – организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями», то у В. Е. Адамова под фирмой понимается предприятие, осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государством органах. Таким образом, в первом случае просматривается достаточно четкое определение понятия «фирма», а во втором – делается попытка дифференцировать понятия «организация», «предприятие», «фирма». Считается, что в условиях экономики России второе определение более приемлемое, особенно в такой отрасли, как промышленность.

Таким образом, в научной  и учебной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия – «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае «фирма» – общее понятие коммерческой организации.

Вместе с тем следует  отметить, что понятие «фирма»  зачастую используется как синоним  понятия «предприятие», что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие играет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятия, обеспечивающего финансирование их деятельности. Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемый при заключении договоров на товары, их упаковке, позволяет индивидуализировать конкретное предприятие и деятельность фирмы в отличие от других производителей однородной продукции.

На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Именно на фирме осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под промышленной фирмой  понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В условиях рыночных отношений  ключевой фигурой выступает предприниматель. Предприниматель создает в рыночной экономике фирмы, представляющие собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

Статус предпринимателя  приобретается посредством государственной  регистрации фирмы. При этом субъектом  предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан.

Таким образом, фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Получение максимальной прибыли – это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

- увеличение объема  продаж;

- достижение более высоких темпов роста;

- увеличение доли рынка;

- увеличение прибыли  по отношению к вложенному  капиталу;

- изменение структуры  капитала.

Характер данных целевых  установок предприятия определен  состоянием экономики в целом, тенденциями  развития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Приспособление производства должно проходить на начальных стадиях  формирования рыночной экономики, при  этом фирмы должны учитывать кроме  своих и потребности потребителей. Государство регулирует конкурентные отношения между фирмами во избежание монополизации рынков одной из них и с целью создания условий для совершенной конкуренции между ними.

Поведение фирм на рынке  имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микроуровне, так и на макроуровне.

Современная фирма –  это сложный многоотраслевой  комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме – ее кадровые компоненты: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива.

В современном мире в  легальной экономике насчитывается  около 50 млн. фирм – разнообразных  предпринимательских структур, 99% которых  относятся к малому и среднему бизнесу. Они крайне неравномерно распределяются по континентам и странам. Свыше 20 млн. фирм функционирует в США, около 16 млн. – в странах ЕС, свыше 7 млн. – в Японии, 5 млн. фирм приходится на европейские страны, не входящие в ЕС.. 20 млн. мельчайших и мелких фирм не заменят 500 крупнейших, на которые приходятся главные направления наукоемких и традиционных производств.

Итак, можно сделать  вывод, что фирма действительно  находится в центре рыночной экономики  и без нее не возможна предпринимательская  деятельность.

 

Сущность и  формы предпринимательства

Под предпринимательством обычно понимают определенный способ хозяйствования, утвердившийся в экономике развитых стран в результате многовековой эволюции. Первоначально предпринимателями называли людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на получение прибыли и не запрещенную законом. Предпринимательство развивалось сложно и противоречиво. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку.

В наши дни предпринимательство представляет собой инициативную, самостоятельную, связанную с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемую собственниками капитала, получателями кредита и арендаторами с целью создания прибыли.

Однако получение прибыли  – не единственная цель предпринимателя. В разных ситуациях перед ним  может стоять целый ряд других задач: экономических – рост капитала, упрочение положения фирмы на рынке, увеличение ее производственной мощности, реализация научно-технической программы; социальных – создание и сохранение рабочих мест, обеспечение населения товарами по умеренным ценам, безопасность фирмы как сферы приложения капитала и производителя продукции; персональных (связанных с личными наклонностями владельцев) – усиление экономического и политического влияния, сохранение независимости, сохранение семейных традиций.

 Предпринимательской  деятельности присущи некоторые  специфические черты, которые иногда также называют принципами предпринимательства:

1) предприниматель всегда выступает как независимый, самостоятельно хозяйствующий субъект;

2) предприниматель несет  материальную ответственность за  свое дело (или в пределах всего имущества, или в объеме пакета акций);

3) предпринимательской деятельности присущ риск, т. е. вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода или даже его разорения;

4) предпринимательская деятельность всегда имеет своей целью получение прибыли.

Предпринимательская деятельность предполагает, что учреждаются фирмы, которые отличаются друг от друга по формам собственности, составу участников, характеру их материальной ответственности, участия в управлении предприятиями и распределении доходов. В соответствии с российским законодательством предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы:

а) индивидуально (частное) предприятие;

б) хозяйственное товарищество (партнерство);

в) хозяйственное общество (корпорация);

г) государственное (включая  муниципальное) унитарное предприятие;

д) производственный кооператив (артель).

Индивидуальный предприниматель  не обладает статусом юридического лица. Он несет полную ответственность  за свое дело, является его собственником  и отвечает за судьбу бизнеса. Индивидуальные частные предприятия, как правило, семейные малые фирмы, обычно не используют труд наемных работников. В России – это небольшие магазины, торговые ларьки, ремонтные мастерские, предприятия, оказывающие консультационные, медицинские, образовательные или другие услуги.

Хозяйственное товарищество (партнерство) - это организационная  форма предпринимательства, когда  и организация производственной деятельности, и формирование уставного  капитала осуществляется совместным усилием двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном капитале и места, занимаемого в структуре управления товариществом. Товарищество как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальной частной фирмы. Оно зародилось в попытке преодолеть некоторые из основных недостатков индивидуального предпринимательства. Хозяйственные товарищества подразделяются на полные товарищества и товарищества на вере.

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным  между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью  от имени общества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности.

Хозяйственное общество - это коммерческая организация, уставный капитал которой формируется одним или несколькими физическими или юридическими лицами путем внесения долей. В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку. Хозяйственные общества имеют форму акционерных обществ (открытых и закрытых), обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических или юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью. Отличие такой  формы хозяйственного общества от общества с ограниченной ответственностью состоит  в том, что ответственность по обязательствам такого общества распространяется на имущество учредителей, а не только на его вклад в уставный капитал. При банкротстве одного из учредителей его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными учредителями пропорционально их вкладам.

Информация о работе Теория фирмы