Теория фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Именно на фирме осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под промышленной фирмой понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Оглавление

Характеристика фирмы как субъекта экономических отношений………..3
Сущность и формы предпринимательства………………………………….7
Виды риска, методы его измерения и страхования……………………….12
Теория управления фирмой: менеджмент и маркетинг…………………..15
Формирование издержек, их основные виды……………………………...19
Список используемой литературы……………………………………………..22

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Акционерное общество - это  общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. В связи с широким распространением в современном мире акционерной собственности большинство крупных фирм являются акционерными обществами, выпускающими акции - ценные бумаги, обращающиеся на рынке ценных бумаг.

Закрытое акционерное  общество (ЗАО) - это общество, акции  которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда они не могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке.

Открытое акционерное  общество (ОАО) - это акционерное  общество, участники которого могут  свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров. Акции могут свободно обращаться на фондовом рынке.

Производственный кооператив (артель) - это коммерческая организация  со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение  граждан для совместной (посредством объединения собственности и усилий) производственной или иной деятельности. Это организация, собственниками которой являются потребители-члены, платящие ежегодные членские взносы и участвующие в прибылях. Производственные кооперативы создаются для совместного производства, переработки, сбыта сельскохозяйственной продукции, т.е. только в сфере сельского хозяйства.

Унитарное предприятие - это государственная коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Законодательство предусматривает  существование двух типов унитарных  предприятий:

    • унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;
    • унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие.

Общее для этих двух типов  предприятий состоит в том, что  они могут создаваться только как государственные и муниципальные. При этом они не являются собственниками закрепленного за ними имущества, которое  считается неделимым и не может  быть распределено между работниками предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды риска, методы его измерения и страхования

Осуществление предпринимательства  в его любом виде всегда связано  с риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским.

Предпринимательский риск – это вероятность (опасность) потери предпринимателем в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности всего (или части) дохода или имущества.

Неизбежность риска обусловливается  прежде всего неопределенностью будущего развития: возможностью природных и техногенных катаклизмов, изменений экономической конъюнктуры и политической ситуации. Рынок связан с непредсказуемостью поведения деловых партнеров: поставщиков, заказчиков, транспортных организаций, с неполнотой информации.

Обычно выделяют разные виды предпринимательских  рисков:

    • производственный, обусловленный непредвиденным сокращением объемов производства продукции и ухудшением ее качества, ростом материальных и трудовых затрат;
    • коммерческий, возникающий в процессе реализации товаров и услуг;
    • финансовый, связанный с неплатежеспособностью должников, изменениями условий кредита, колебаниями валютных курсов и стоимости ценных бумаг.

Существуют также специальные  виды риска, связанные с нанесением ущерба жизни и здоровью людей, загрязнением окружающей среды, потерей престижа предприятия.

Величина риска определяется размером и вероятностью возможных  потерь. По этому признаку следует  отличать так называемые «чистые» риски и катастрофический риск. К первой группе относится допустимый риск – угроза не получить прибыль и критический риск – опасность не только потерять прибыль, но и понести убыток или лишиться части имущества. Катастрофический риск угрожает полным разорением предпринимателя. Он связан с проведением сомнительного мероприятия без учета реальных условий и рассчитанного на случайный успех, чаще всего обреченный на провал.

Предприниматели используют три основных метода измерения риска – статистический, экспертный и расчетно-аналитический.

Статистический метод  измерения риска иногда называют объективным методом. Он используется для изучения потерь на основе статистических данных, имевших место в аналогичных  случаях предпринимательской деятельности. Метод позволяет выявить частоту  появления определенного уровня потерь и на этой основе установить вероятность возникновения подобных потерь при принятии определенного, связанного с риском решения.

Экспертный, или субъективный, метод основывается на использовании  субъективных критериев, т. е. на предположениях относительно определенного результата. При экспертном методе оценки изучение мнений опытных предпринимателей и специалистов может проводиться также путем опроса и выявления наиболее часто повторяющихся вариантов решения проблемы. Обработка мнений экспертов позволяет выбрать такое решение, использование которого снижает вероятность возникновения определенного уровня потерь.

Расчетно-аналитические  методы базируются на использовании  прикладных математических методов. Наиболее распространенным методом измерения риска является определение ожидаемого решения путем использования средневзвешенных величин. При этом вероятность каждого результата используется в качестве частоты или удельного веса соответствующего значения.

Избежать риска в  процессе предпринимательской деятельности невозможно. В то же время существует целый ряд способов уменьшения степени риска. К их числу относятся предпроектная проработка планируемого мероприятия с привлечением квалифицированных экспертов-консультантов и получение дополнительной информации. Большую роль играет распределение риска между участниками проекта – дополнительная эмиссия акций, учреждение дочерних предприятий, создание консорциума, а также распределение инвестируемых средств между различными не связанными друг с другом объектами исходя из принципа «нельзя складывать все яйца в одну корзину». Общепризнанным средством снижения риска является страхование. Любой бизнесмен может застраховать свое предприятие в страховой компании на случай стихийного бедствия, аварии, на случай, если действия предпринимателя нанесут ущерб третьим и т.д.

Различные методы страхования подразделяются именно по способу распределения ответственности за риск между сторонами. Различают две большие группы методов страхования: полное страхование, покрывающее весь конкретный риск, т.е. максимально возможный ущерб от выбранного класса страховых событий, и частичное страхование, которое ограничивает ответственность страховщика, оставляя часть риска страхователю. В практике также используется термин «удержание риска» при определении доли риска, ответственность за которую несут страхователь или страховщик.

 

 

Теория управления фирмой: менеджмент и маркетинг

Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент –  это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.

Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно- исследовательского подхода, стратегического  и вариантного мышления, организаторских  способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методы управления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке.

Профессионализм и интуиция менеджера являются немаловажными  элементами успешного управления, также  как и участие коллектива в  делах предприятия.

Любая организация, имеющая  экономическую самостоятельность, нуждается в менеджменте. «Менеджмент» в переводе с английского языка означает «управление». В самом общем виде можно сказать, что менеджмент – это управление совместной деятельностью людей. Менеджмент следует рассматривать как сложную систему управления экономическими, социальными, производственными и информационными процессами на предприятии. Понятие менеджмента неразрывно связано с осознанием управления как сферы деятельности, требующей не только опыта, но и специальных знаний и умений.

Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен. Во все века люди прекрасно понимали практическую выгоду разумного хозяйствования, но до ХХ в. немногие мыслители задумывались о методах и средствах управления. До начала ХХ века целостной теории управления не существовало. Однако бурное развитие новых технологий, невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а нацеленная на решение определенных проблем, на разработку практических рекомендаций.

Менеджмент как наука  об управлении начала формироваться  в начале XX века. Наиболее известные подходы того времени – система научного управления Ф.Тейлора, идеальная бюрократия М.Вебера, наука администрирования А.Файоля – положили начало развитию школы управленческого рационализма.

В 30-е годы получила развитие школа поведенческих отношений, которая основывалась на осознании  важности человеческого фактора; использовании  интеллектуального потенциала; преобладании психологических социальных факторов и групповых норм поведения.

Начиная с 70-х годов, стала  развиваться ситуационная теория управления. Ее главной особенностью является стремление к достижению согласованности между  организационной и поведенческой сторонами управления в зависимости от характера производства и требования внешней среды. Эта теория в полной мере увязывается с концепцией современного менеджмента, в которой поведение человека, ориентированное на эффективный труд, формируется организационно-экономической системой, в которой он работает.

По мере усложнения производства происходит и усложнение процесса управления. На первоначальных стадиях развития капитализма собственник капитала сам мог участвовать в производстве и управлении, но по мере усложнения и увеличения объема производства он вынужден нанимать специалиста, который управляет производством. Так начался процесс отделения собственности от управления. По мере дальнейшего усложнения и дифференциации процесса управления возрастают роль и значение в обществе людей, владеющих «секретами» управления, знающими менеджмент.

Менеджмент, являясь областью обширных знаний, включает в себя множество  проблем, касающихся управления, профессионального  мастерства специалистов в этой области, особенностей объекта управления. В производственной сфере менеджмент в качестве основной задачи всегда направлен на то, чтобы добиться запланированного результата – удовлетворить потребности клиента через рынок. Любое управление – это не только управление для своего времени, но и управление самим процессом времени. Знаменитая фраза Б. Франклина «Время – деньги» стала настоящим девизом менеджмента. То есть менеджмент следует рассматривать как рационально организованное управление фирмой, основанное на социально-экономическом механизме экономии живого труда.

Менеджмент как наука  – это накопленный и обобщенный опыт успеха и неудач руководства  фирмами. В отличие от других областей в менеджменте не существует готового рецепта успеха. Каждый удачный пример преуспевающей фирмы не может быть точно скопирован. Можно лишь вывести общие закономерности и причины успехов и неудач. В менеджменте есть типовые ситуации, различные стратегии ведения борьбы, свои практические приемы. Но в зависимости от действия партнера (конкурентов, окружения) каждый раз предприниматель попадает в новую ситуацию и вынужден применять весь накопленный опыт, умение просчитывать варианты и оценивать ситуацию, а также свою интуицию и талант, чтобы победить соперника. Не случайно утверждают, что в менеджменте талант и интуиция играют не меньшую роль, чем знания и опыт.

Менеджер должен иметь  не только знания менеджмента, но и  обладать рядом необходимых качеств, таких, как уверенность, ответственность, умение руководить людьми.

Работу менеджера следует  оценивать по двум критериям: результативность и эффективность. Результативность – это достижение результата с минимальными затратами. Т.е. результативный менеджер за счет более высокой производительности получает больший объем продукции при меньших затратах. Но этого еще недостаточно для положительной оценки работы менеджера. Главное – правильно определить цели, на которых необходимо сконцентрировать все усилия, направить деятельность предприятия. Можно работать производительно, но неэффективно, т.е., например, выпускать товары, не пользующиеся спросом.

Добиться достижения своей цели предприниматель может  только в том случае, если предлагаемые им товары и услуги будут пользоваться спросом, который определяется потребностями  покупателей и их доходами. Поэтому вся деятельность предпринимателя подчинена в конечном счете удовлетворению уже сложившегося или потенциального спроса.

Информация о работе Теория фирмы