Теория фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений.Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность.

Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев.

Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Существуют различные взгляды на теорию фирмы, изложенных языком различной степени сложности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3

1.Фирма – основной институт в рыночной экономике……………………..4

2.Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли………………… 9

3.Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж…....13

4. Теория максимизации роста. …………………………………………….13

5. Поведенческие теории фирмы: множественности цели. ………………18

6. Эффективно функционирующая фирма: какая она?............................... 21

Заключение……………………………………………………………………23

Библиографический список…………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

фирма).docx

— 48.63 Кб (Скачать)

влияют и другие факторы.

   Это объясняется   несколькими  причинами.  В   условиях  суровой  рыночной конкуренции, когда маржа прибыли мала, опасности велики, а способности  фирм компенсировать  убытки,  невелики,  ведется  яростная  борьба,   в   которой выживают только  наиболее  приспособленные.  Рыночные  силы  оставляют  мало места  для  произвольных  действий.  При  таких  условиях  довольно   тяжело заработать даже нормальную прибыль, и решения  фирмы  в  наибольшей  степени подвержены соображениям ближней перспективы. Скорее всего, будут  выбираться такие действия, которые представляются собой оптимальными,  с  точки  зрения максимизации прибыли, поскольку другие действия представляют  опасность  для жизни фирмы. То есть жесткие силы конкуренции могут сузить свободу  действий фирмы на рынке и у нее не останется практически никаких  альтернатив,  кроме преследования цели извлечения максимальной прибыли в краткосрочном  периоде.

Аналогичные  условия  возникают,   когда   спад   или   инфляция   ослабляют

потребительский  спрос  в  такой  степени,   что   прибыль   резко   падает.

Методологически, допущение о максимизации прибыли, хотя и  не  всегда  точно отражающее реальность, остается все же  достаточно  хорошим  приближением  к реальному поведению большинства предприятий, попадающих  в  такие  ситуации.

   С другой  стороны,  если  фирма  до  некоторой  степени  изолирована   от

конкуренции и  удовольствуется прибылью сверх  среднего уровня, она  находится в наилучшей позиции, позволяющей ей  отклониться от  строгого  следования принципу максимизации прибыли. Причина здесь в том, что коль  скоро  прибыль достаточна  для  удовлетворения  акционеров,  руководители  имеют  некоторую

свободу преследовать другие цели, нежели извлечение высокой  прибыли.  Однако эта свобода не простирается слишком далеко. Было бы  большим  преувеличением утверждать, что поведение фирм, получающих  солидные  прибыли,  направляется "неприбыльными" целями, или что руководители  упускают  из  виду  влияние, которое оказывает на прибыль достижение других целей.

  А вот   традиционная  теория  фирмы   как  раз  объясняет  поведение   фирмы

стремлением к  максимизации  прибыли.  Эта  категория  основывается  на  2-ух допущениях:

. собственники  осуществляют ежедневный операционный  контроль и  управление делами фирмы.

. единственное  их желание - максимизировать  прибыль.

   Теория  основывает тезис о максимизации  прибыли при равенстве  предельных издержек и предельного дохода MC=MR.

   Однако  на практике эта  теория  сталкивается  с  рядом  трудностей.  Во-

первых,  фирмы  не   используют   маржинальный   анализ   для   оценки   или

прогнозирования  своей  деятельности.  Действительно,   подсчет   предельных издержек  и  особенно  предельного  дохода  довольно  труден  и  осложняется незнанием действительной кривой  спроса  на  продукцию  фирмы,  эластичности этого спроса по ценам и доходам.

   Несмотря, на то,  что  многие  крупные   фирмы  организуют  дорогостоящие рыночные  исследования,  полученную  информацию  нельзя  считать   на   100% достоверной и достаточной. Такую же сложность  представляет  оценка  будущих доходов и затрат. Наконец, практически  невозможно  предугадать  действия  и противодействия других фирм и оценить последствия их активности.

   Необходимо  обратить внимание на то  обстоятельство,  что  в  современной

рыночной экономике  наблюдается глубокое  отделение  права  собственности  от права управления; и, за исключением  мелкого  единоличного  предпринимателя, собственники не осуществляют оперативное  управления,  привлекая  для  этого профессиональных менеджеров.

   Подводя  итоги, можно  сказать,  что   допущение  о  максимизации  прибыли особенно подходит к ситуациям:

    1.  больших  групп  фирм,  когда   ничего  нельзя  сказать  о   поведении

       индивидуальных фирм;

    2. интенсивной  конкуренции;

    3. объяснения  и предсказания общего воздействия  специфических изменений

       на цены, выработку и ресурсы,  а не их конкретных значений;

    4.  рассмотрения  направлений,  а   не  точных   численных   результатов

       деятельности. Но когда рассматривается   поведение  конкретных  фирм,

       когда количество  фирм  небольшое,  когда  конкуренция  не  угрожает

       прибыльности  и  (или)  когда   требуется  сделать  точные  численные

       оценки, тогда, прежде чем надежно  объяснить и предсказать поведение,

       требуется ясно определить цели  фирмы.

   3. Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж.

   Эта концепция  исходит из предпосылок, что:

  . оперативное  управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;

  . цель менеджеров  состоит в максимизации объема  продаж и  поступающего  в   результате дохода.

   Данные  предпосылки имеют под собой  реальное основание, поскольку  в связи с доминированием в  современных  условиях  акционерной  формы  собственности твладельцы акций  являются  лишь  формальными  собственниками,  уступив  свои права управления профессионалам. Разумеется, в данном случае речь идет не  о малочисленной  прослойке  владельцев  контрольного  пакета  акций,   которые сохраняют за собой стратегический контроль  над  деятельностью  фирмы.  Речь идет о миллионах мелких, средних и даже  крупных  вкладчиков,  подчас  очень

отдаленных (в  прямом и переносном смысле) от дел  корпорации.

   4. Теория максимизации роста.

   Некоторые   экономисты,  в  частности   Маррис полагают,   что

собственники  и менеджеры имеют  общую  цель,  а  именно  максимизация  роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, чтобы  повысить  свой  личный  статус  и жалованье.  Владельцы  предприятия  стремятся  к  увеличению  его   активов, преследуя цели личного обогащения. При этом Маррис отмечает,  что  менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме.

   Центральным  звеном теории Маркса является  показатель, называемый  нормой нераспределенной прибыли. Вся прибыль корпорации распадается на  две  части:

одна часть  выплачивается  в  виде  дивидендов  по  акциям,  другая  остается

нераспределенной  и   образует   фонд   развития   производства.   Отношение

нераспределенной   части   прибыли   к   распределенной    образуют    норму

нераспределенной  прибыли,  или  норму  удержанной  прибыли.  Если  менеджеры будут распределять львиную долю прибыли  в  качестве  дивидендов,  акционеры будут в высшей степени довольны,  а  рыночный  курс  станет  расти.  Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами  и от поглощения.  Вместе  с  тем  низкая  норма  накопления  не  будет  давать возможности для развития производства и роста фирмы.

   Возможна  иная  ситуация.  Менеджеры   оставляют  основную  часть   прибыли нераспределённой,  что  хорошо  для  производства  и  роста  фирмы.   Однако акционеры не  довольны  низкими  дивидендами,  они  могут  начать  продавать акции,  курс  которых  станет  падать.  Появится  угроза  поглощения   фирмы конкурентами, поскольку при низком курсе акции  достаточно  легко  поддаются скупке.

   Таким  образом, распределение прибыли  на две части  и  определение   нормы удержания  прибыли  не  простое  дело  и  сопряжено  с  рядом  трудностей  и противоречий. При  решении  этой  проблемы  обычно  придерживаются  принципа "сбалансированного роста", то есть  выбор темпов  роста капитала  фирмы и объёма  ее  продаж  осуществляется  с  учетом  нормы  удержания  прибыли  и, следовательно, с оглядкой на средний  уровень  прибыли  в  целом  .

Очевидно, что  при увеличении капитала и объёма продаж фирмы средний  уровень прибыли понижается.  Вследствие  действия  закона  убывающей  полезности  (в данном случае доходности от дополнительных инвестиций).

   В   каждом  конкретном  случае  фирма   выбирает   требуемую   комбинацию прибыльности и роста.

   Чтобы  выжить, фирма должна расти, наращивать  объем продаж. Для этого  ей следует увеличивать производственные  мощности  и  осуществлять  инвестиции.

Всё это требует  финансирования. Каким  же  образом  может  происходить  рост фирмы?

   Первый  путь к росту можно охарактеризовать  как  внутренний  рост  фирмы, концентрацию производства и капитала. Источниками  внутреннего  роста  фирмы служат:

  . собственные  ресурсы фирмы,  в  первую  очередь  нераспределённая  часть

    прибыли,  в некоторой степени - амортизационный  фонд;

  . заёмные  средства,  полученные  от  банков  и  иных  кредитно-финансовых

    институтов;

  . средства  от дополнительных эмиссий ценных  бумаг.

   Формально  слияние отличается от поглощения, хотя на практике  не  всегда

бывает легко  отделить одно от другого.    Слияние означает  обоюдный  договор руководства   двух   компаний   об объединении. Обычный механизм слияния - замена акций сливающихся  корпораций

на новые акции  единого  образца.  Имя  совместного  предприятия  чаще  всего включает название прежних фирм. Для осуществления, как правила не  требуются специальные фонды финансирования.

   Поглощение  происходит, когда одна фирма   приобретает  другую.  При   этом руководство фирмы А делает прямое предложение акционерам фирмы Б выкупить  у них контрольный пакет акций. Предлагаемая  цена,  как  правило,  существенно выше рыночного курса. На  операцию  поглощения  покупающей  фирме  требуется значительный специальный  фонд  для  оплаты  контрольного  пакета  акций.  В результате поглощенная  фирма  и  ее  название  перестают  существовать  как самостоятельное юридическое лицо.

   Слияние  (поглощение) бывает нескольких типов.  Основными являются:

  . горизонтальная  интеграция;

  . вертикальная  интеграция.

  . конгломерат

   Горизонтальная  интеграция наблюдается при объединении  фирм,  выпускающих однотипную  продукцию  или  осуществляющих  одинаковую   стадию   некоторого технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно  охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию  и  централизацию  производства. 

   Вертикальная  интеграция происходит при объединении  фирм,  осуществляющих разные стадии некоторого единого  технологического  процесса.  По  сути  это межотраслевая концентрация  и  централизация  производства.  Примером  может служить     приобретение     нефтедобывающей      компанией      предприятий нефтеперерабатывающих  химических   заводов,   нефтепроводов   и   танкеров, бензозаправочных  станций  и  т.д.  Другим  примером  является  приобретение

торговой фирмой текстильных и швейных предприятий.  Вертикальная  интеграция позволяет снизить издержки, поскольку  продукт  переходит  из  одной  стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет  между  подразделениями  фирмы ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам.  Вертикальная интеграция помогает  расширить  рыночные  позиции  и  усилить  контроль  над рынком. Однако этот тип слияний дает лишь около 5% их общего числа.

   Конгломерат   образуется   в   результате    объединения    фирм,    чьи

технологические  процессы  ни  как  не  связаны.  

Конгломерат   образуется   либо   путемьдиверсификации производства,  либо  путем  приобретения  по  "случаю"  чужих фирм.

   При диверсификации  слияния и поглощения преследует  цель  рассредоточить риск,  распределив  капитал  по  разным  отраслям;  освоить   новые   рынки, образующиеся на стыке прежних видов производства; занять даже  самые  мелкие ниши на  рынке;  максимально  эффективно  использовать  достижения  науки  и техники;  применяя  их  одновременно  в  разных  областях  (так   называемое "перекрестное опыление технологии").  В результате  приобретенные компании вписываются  в  общую  структуру  фирмы  и  образуют  с  ней  единую  схему, устойчивость  которой  зависит   от   эффективности   управления.   Основной организационной  формой  таких  объединений  являются   концерн.   Если   же конгломерат   образуется   в   спекулятивных   целях,   когда    предприятия приобретаются  и  продаются  лишь  на  том  основании,  что  конъюнктура  на

Информация о работе Теория фирмы