Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 16:20, курсовая работа
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений.Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность.
Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев.
Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
Существуют различные взгляды на теорию фирмы, изложенных языком различной степени сложности.
Введение…………………………………………………………………….…3
1.Фирма – основной институт в рыночной экономике……………………..4
2.Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли………………… 9
3.Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж…....13
4. Теория максимизации роста. …………………………………………….13
5. Поведенческие теории фирмы: множественности цели. ………………18
6. Эффективно функционирующая фирма: какая она?............................... 21
Заключение……………………………………………………………………23
Библиографический список…………………………………………………..27
влияют и другие факторы.
Это объясняется несколькими причинами. В условиях суровой рыночной конкуренции, когда маржа прибыли мала, опасности велики, а способности фирм компенсировать убытки, невелики, ведется яростная борьба, в которой выживают только наиболее приспособленные. Рыночные силы оставляют мало места для произвольных действий. При таких условиях довольно тяжело заработать даже нормальную прибыль, и решения фирмы в наибольшей степени подвержены соображениям ближней перспективы. Скорее всего, будут выбираться такие действия, которые представляются собой оптимальными, с точки зрения максимизации прибыли, поскольку другие действия представляют опасность для жизни фирмы. То есть жесткие силы конкуренции могут сузить свободу действий фирмы на рынке и у нее не останется практически никаких альтернатив, кроме преследования цели извлечения максимальной прибыли в краткосрочном периоде.
Аналогичные условия возникают, когда спад или инфляция ослабляют
потребительский спрос в такой степени, что прибыль резко падает.
Методологически, допущение о максимизации прибыли, хотя и не всегда точно отражающее реальность, остается все же достаточно хорошим приближением к реальному поведению большинства предприятий, попадающих в такие ситуации.
С другой
стороны, если фирма до
некоторой степени
конкуренции и удовольствуется прибылью сверх среднего уровня, она находится в наилучшей позиции, позволяющей ей отклониться от строгого следования принципу максимизации прибыли. Причина здесь в том, что коль скоро прибыль достаточна для удовлетворения акционеров, руководители имеют некоторую
свободу преследовать другие цели, нежели извлечение высокой прибыли. Однако эта свобода не простирается слишком далеко. Было бы большим преувеличением утверждать, что поведение фирм, получающих солидные прибыли, направляется "неприбыльными" целями, или что руководители упускают из виду влияние, которое оказывает на прибыль достижение других целей.
А вот
традиционная теория фирмы
как раз объясняет
стремлением к максимизации прибыли. Эта категория основывается на 2-ух допущениях:
. собственники
осуществляют ежедневный
. единственное их желание - максимизировать прибыль.
Теория
основывает тезис о
Однако на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-
первых, фирмы не используют маржинальный анализ для оценки или
прогнозирования своей деятельности. Действительно, подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно труден и осложняется незнанием действительной кривой спроса на продукцию фирмы, эластичности этого спроса по ценам и доходам.
Несмотря, на то, что многие крупные фирмы организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в современной
рыночной экономике наблюдается глубокое отделение права собственности от права управления; и, за исключением мелкого единоличного предпринимателя, собственники не осуществляют оперативное управления, привлекая для этого профессиональных менеджеров.
Подводя итоги, можно сказать, что допущение о максимизации прибыли особенно подходит к ситуациям:
1. больших групп фирм, когда ничего нельзя сказать о поведении
индивидуальных фирм;
2. интенсивной конкуренции;
3. объяснения
и предсказания общего
на цены, выработку и ресурсы, а не их конкретных значений;
4. рассмотрения направлений, а не точных численных результатов
деятельности. Но когда рассматривается поведение конкретных фирм,
когда количество фирм небольшое, когда конкуренция не угрожает
прибыльности и (или) когда требуется сделать точные численные
оценки, тогда, прежде чем надежно
объяснить и предсказать
требуется ясно определить
3. Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж.
Эта концепция исходит из предпосылок, что:
. оперативное
управление осуществляют не
. цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.
Данные предпосылки имеют под собой реальное основание, поскольку в связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собственности твладельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам. Разумеется, в данном случае речь идет не о малочисленной прослойке владельцев контрольного пакета акций, которые сохраняют за собой стратегический контроль над деятельностью фирмы. Речь идет о миллионах мелких, средних и даже крупных вкладчиков, подчас очень
отдаленных (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации.
4. Теория максимизации роста.
Некоторые экономисты, в частности Маррис полагают, что
собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизация роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой личный статус и жалованье. Владельцы предприятия стремятся к увеличению его активов, преследуя цели личного обогащения. При этом Маррис отмечает, что менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме.
Центральным звеном теории Маркса является показатель, называемый нормой нераспределенной прибыли. Вся прибыль корпорации распадается на две части:
одна часть выплачивается в виде дивидендов по акциям, другая остается
нераспределенной и образует фонд развития производства. Отношение
нераспределенной части прибыли к распределенной образуют норму
нераспределенной прибыли, или норму удержанной прибыли. Если менеджеры будут распределять львиную долю прибыли в качестве дивидендов, акционеры будут в высшей степени довольны, а рыночный курс станет расти. Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами и от поглощения. Вместе с тем низкая норма накопления не будет давать возможности для развития производства и роста фирмы.
Возможна иная ситуация. Менеджеры оставляют основную часть прибыли нераспределённой, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акционеры не довольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, курс которых станет падать. Появится угроза поглощения фирмы конкурентами, поскольку при низком курсе акции достаточно легко поддаются скупке.
Таким
образом, распределение
Очевидно, что при увеличении капитала и объёма продаж фирмы средний уровень прибыли понижается. Вследствие действия закона убывающей полезности (в данном случае доходности от дополнительных инвестиций).
В каждом конкретном случае фирма выбирает требуемую комбинацию прибыльности и роста.
Чтобы
выжить, фирма должна расти,
Всё это требует финансирования. Каким же образом может происходить рост фирмы?
Первый
путь к росту можно
. собственные ресурсы фирмы, в первую очередь нераспределённая часть
прибыли, в некоторой степени - амортизационный фонд;
. заёмные средства, полученные от банков и иных кредитно-финансовых
институтов;
. средства
от дополнительных эмиссий
Формально
слияние отличается от
бывает легко отделить одно от другого. Слияние означает обоюдный договор руководства двух компаний об объединении. Обычный механизм слияния - замена акций сливающихся корпораций
на новые акции единого образца. Имя совместного предприятия чаще всего включает название прежних фирм. Для осуществления, как правила не требуются специальные фонды финансирования.
Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую. При этом руководство фирмы А делает прямое предложение акционерам фирмы Б выкупить у них контрольный пакет акций. Предлагаемая цена, как правило, существенно выше рыночного курса. На операцию поглощения покупающей фирме требуется значительный специальный фонд для оплаты контрольного пакета акций. В результате поглощенная фирма и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо.
Слияние (поглощение) бывает нескольких типов. Основными являются:
. горизонтальная интеграция;
. вертикальная интеграция.
. конгломерат
Горизонтальная
интеграция наблюдается при
Вертикальная
интеграция происходит при
торговой фирмой
текстильных и швейных
Конгломерат образуется в результате объединения фирм, чьи
технологические процессы ни как не связаны.
Конгломерат образуется либо путемьдиверсификации производства, либо путем приобретения по "случаю" чужих фирм.
При диверсификации
слияния и поглощения