МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Челябинский
государственный
университет»
(ФГБОУ
ВПО «ЧелГУ»)
Костанайский
филиал
РЕФЕРАТ
НА
ТЕМУ: Риторика
как искусство красноречия
Выполнила:
Бондарь О.В.
ФиК-201
Проверила:
Н.А. Иванова
2011 год
ВВЕДЕНИЕ
Свобода
общественной жизни требует от
каждого члена общества активных
речевых действий и умения
говорить убедительно. Ведь речь –
это основной инструмент деятельности
не только преподавателя, политика, юриста,
но и любого другого работника гуманитарной
сферы, каждого активного гражданина страны.
Игнорирование этой очевидной истины
приводит к полному отсутствию умения
вести диалог, дискуссии в разных ситуациях,
неспособности построить монолог, предназначенный
именно для данной аудитории, произнести
торжественную речь, добиться принятия
аудиторией своих идей. А ведь именно это
является предметом риторики – дисциплины,
которая со времен античности служила
целям воспитания всесторонне развитой,
общественно активной и гуманистически
образованной личности, способствовала
формированию активных коммуникативных
умений и навыков. Правильное решение
этой задачи является важнейшим залогом
улучшения ситуации в стране.
Нельзя
забывать и еще об одной
стороне риторической подготовки
– воспитании не только хорошего
оратора, но и сознательного
слушателя. Не секрет, что в
настоящее время неумение и
нежелание слушать и анализировать
речь другого подчас приводит к трагическому
непониманию между участниками общения,
напоминая больше разговор слепого с глухим.
Это позволяет отдельным политическим
и общественным деятелям легко манипулировать
общественным сознанием.
РИТОРИКА
КАК НАУКА И ИСКУССТВО
Риторика
– это филологическая дисциплина,
объектом которой являются теория
красноречия, ораторское искусство,
способы построения выразительной
речи в разных жанрах письменной
и устной речи.
На
многовековом историческом пути разработки
риторики прослеживаются 2 подхода
к ее определению: согласно первому - это
наука о теоретических законах, мастерстве
красноречия; согласно второму - это искусство
речи.
Многие
современные исследователи рассматривают
ораторское искусство, или красноречие,
как один из специфических видов человеческой
деятельности.
Ораторское
искусство лишь условно называется
искусством, в значительной степени
- это деятельность, овладеть которой
можно, если даже у человека
нет для этого особых данных.
На
протяжении веков на первый
план выдвигались разные стороны
ораторского искусства. Во времена
греческой античности одной из
ведущих была формула "риторика
-искусство убеждать". В теории
римского красноречия наиболее
популярно было определение Квинтилиана:
риторика - это "искусство говорить
хорошо". Во времена Средневековья
и Возрождения актуальной была такая трактовка:
риторика - это искусство украшения речи.
Таким образом, ораторское искусство -
явление историческое. Оценивая деятельность
того или иного оратора, мы всегда должны
учитывать ту историческую эпоху, которая
его породила.
«Красноречие
есть дар потрясать души, переливать
в них свои страсти и сообщать
им образ своих понятий. Можно
обучать, как пользоваться сим божественным
даром; можно обучать позвольте мне сие
выражение), каким образом сии драгоценные
камни, чистое порождение природы, очищать
от их коры, умножать отделкой их сияние
и вставлять их в таком месте, которое
бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно,
называется риторикой».
( М.
М. Сперанский )
ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ
РИТОРИКА
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
РИТОРИКИ(V в. до н. э.)
По
словам Диогена Лаэртского, Аристотель
приписывал изобретение риторики
пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение
которого неизвестно нам даже
по имени. Из слов самого Аристотеля и
из других источников мы знаем, что первый
трактат по риторике принадлежал ученику
Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского
тирана Герона, политическому оратору
и адвокату.
У него
мы находим любопытное определение:
«красноречие есть работница убеждения»;
он первый делает попытку установить чёткое
деление ораторской речи на части: вступление,
предложение, изложение, доказательство
или борьба, падение и заключение; он же
выставил положение, что главная цель
оратора — не только раскрытие истины,
но чёткость и убедительность при помощи
вероятного, для чего чрезвычайно полезны
всякие софизмы[1].
Труд
Коракса до нас не дошёл,
но древние писатели сообщают
нам примеры его софизмов.
Ученик Коракса, Лисий, развивал
ту же систему софистических доказательств
и главным средством преподавания риторики
считал заучивание образцовых речей судебных
ораторов.
Из
его школы вышел славившийся
в своё время Горгий Леонтийский,
который, по словам Платона,
«открыл, что вероятное важнее
истинного, и умел в своих речах малое
представить великим, а великое малым,
выдать старое за новое и новое признать
старым, об одном и том же предмете высказывать
противоречивые мнения». Метод преподавания
у Горгия тоже состоял в изучении образцов;
каждый его ученик должен был знать отрывки
из произведений лучших ораторов, чтобы
уметь дать ответ на чаще всего выставляемые
возражения. Горгию принадлежал любопытный
трактат «о приличном случаю», где говорилось
о зависимости речи от предмета, от субъективных
свойств оратора и аудитории, и давалось
наставление, как при помощи насмешки
уничтожать серьёзные доводы и, наоборот,
на насмешку отвечать с достоинством.
Красноречие Горгий противопоставлял
утверждению истины.
Он
приложил много сил к созданию
правил относительно фигур: метафор, аллитерации[2],
параллелизма[3] частей фразы. Из школы
Горгия вышли знаменитые ораторы: Пол
Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен,
Феодор Византийский.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ
РИТОРИКА
В Греции
III—II веков до н. э. происходит
систематизация риторики. Классическая
риторика делилась на 5 частей:
Нахождение (в латинской
терминологии — инвенция) — систематизация
содержания речей и используемых
в них доказательств.
Расположение (в латинской
терминологии — диспозиция) — деление
речи на вступление, изложение, разработку
(доказательства своего взгляда и опровержение
противного) и заключение.
Словесное выражение
(в латинской терминологии — элокуция)
— учение об отборе слов, о сочетании
слов, о тропах и риторических фигурах,
с помощью чего формируется стиль речи.
Запоминание (в латинской
терминологии — мемория).
Произнесение (в латинской
терминологии — пронунциацио).
В состав
учения о словесном выражении
входило и учение о трёх
стилях: о простом (низком), среднем
и высоком стиле речи. Эта теория
сохраняла своё значение в Средние века
и в эпоху Возрождения.
После
исчезновения демократии античная
риторика ориентировалась главным
образом на два типа речей:
на судебные и парадные речи.
Соответственно двум этим целям
(утилитарной и эстетической) формируются
два направления в теории стиля: аттицизм[4]
(аттикизм, аттическое направление), заботившийся
преимущественно о точности выражения,
и азианизм[5] (азианство, азиатское направление),
ставивший целью занимательность изложения
и выработавший особый высокий стиль,
основанный на контрастах, изобилующий
сравнениями и метафорами.
ДРЕВНЕРИМСКАЯ
РИТОРИКА
В Древний
Рим риторика проникает в I
веке до н. э.. Оригинальностью
римская риторика никогда не
отличалась. Цицерону принадлежит немалое
число трактатов об ораторском искусстве
(напр. «Брут», «Оратор»). Наиболее полное
выражение римская риторика получила
в труде Квинтилиана.
В римской
риторике продолжался спор об
азианизме и аттицизме. Первым
последователем азианизма направления
был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул
Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых
сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее
изящным представителем аттицизма в римской
литературе можно считать Юлия Цезаря.
ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ
И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РИТОРИКА
В эпоху
борьбы христианства с античным
язычеством была создана наука
о христианском ораторском
искусстве, достигшем блистательного
развития в IV и V веках н.
э.. Выдающийся представитель этого
ораторского искусства — Иоанн
Златоуст. В теоретическом смысле средневековая
риторика почти ничего не прибавляет к
античным разработкам, держится правил
Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе
— Цицерона) и лишь перерабатывает их
в расчёте преимущественно на сочинение
писем и проповедей. Повсеместно происходит
ужесточение требований к соблюдению
этих правил.
Уже
к IV веку сфера действия риторических
норм совпала с самим понятием
литературы: в латинской литературе
средних веков риторика заменяет
поэтику, прочно забытую средневековой
традицией. Теоретики задавались вопросом:
ограничен ли материал, о котором может
идти речь в литературном тексте? На сей
счет высказывались самые разные мнения.
В целом победила максималистская тенденция:
в компетенцию риторики по крайней мере
до XIII века входил любой материал. Следуя
этому искусству, автор, прежде чем создавать
произведение, должен был составить себе
ясное и рациональное представление о
предполагаемом материале. В средневековой
риторике сохранялось учение об убеждении
как об основной задаче и о трёх задачах
(«учить, побуждать, развлекать»).
РИТОРИКА
ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
В эпоху
Возрождения и классицизма риторика
перерабатывалась в теорию, применимую
ко всякой художественной прозе.
Жёстко-нормативный
характер утверждается за европейской
риторикой особенно в Италии, где, благодаря
встрече латинского языка учёных и народного
итальянского языка, лучше всего находит
себе применение теория трёх стилей. В
истории итальянской риторики занимают
видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты.
Законодательное направление особенно
ярко выражается в деятельности академии
делла Круска, задача которой состоит
в охранении чистоты языка. В произведениях,
например, Спероне Сперони заметно подражание
приёмам Горгия в антитезах, ритмическом
строении речи, подборе созвучий, а у флорентийца
Даванцати замечается возрождение аттицизма.
Только
в эпоху Возрождения заново
становится известен Квинтилиан,
чьё творчество было утрачено
в Средние века.
Из
Италии это направление передаётся
Франции и другим европейским странам.
Создаётся новый классицизм в риторике,
находящий самое лучшее выражение в«Рассуждении
о красноречии» Фенелона. Всякая речь,
по теории Фенелона, должна или доказывать
(обыкновенный стиль), или живописать (средний),
или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном,
ораторское слово должно приближаться
к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать
искусственные украшения. Надо во всём
стараться подражать древним; главное
— ясность и соответствие речи чувству
и мысли. Интересные данные для характеристики
французской риторики можно найти и в
историиФранцузской академии и других
учреждений, охранявших традиционные
правила.
Аналогично
и развитие риторики в Англии
и Германии в течение всего
XVIII века.
РИТОРИКА
В XIX и XX ВЕКЕ
В таком
виде риторика оставалась частью
гуманитарного образования во
всех европейских странах вплоть
до XIX века. Развитие политического
и других видов красноречия
и романтической литературы приводит
к упразднению условных правил
ораторского искусства. Традиционно
наиболее значимая часть — учение о словесном
выражении — растворилась в стилистике
как части теории литературы, а остальные
разделы потеряли практическое значение.
Именно тогда слово «риторика» приобрело
одиозный оттенок напыщенного пустословия.
Слово
риторика применялось для вновь
создаваемых дисциплин — теории
прозы (преимущественно художественной
прозы — XIX век, немецкая филология),
стилистики (XX век, французская филология),
теории аргументации (XX век, бельгийский
философ Х. Перельман)