Риторика как наука и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 09:16, контрольная работа

Краткое описание

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.
Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Файлы: 1 файл

shuvalov_tvorcheskaia_rabota.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Дмитровский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Судебная риторика

Тема

Риторика как наука и искусство

Фамилия

Шувалов

Имя

Геннадий

Отчество

Владимирович

№ контракта

0850212403701013


 

Основная часть

Риторика как наука и искусство

Понятие риторики

  Выражение ораторское искусство  имеет несколько значений. Под  ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

  Ораторским искусством называют  также исторически сложившуюся  науку о красноречии и учебную  дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

  Многие современные исследователи  рассматривают ораторское искусство  как один из специфических  видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности  связан с устным словом.

  Термин ораторское искусство  латинского происхождения, его синонимами  являются греческое слово риторика  и русское красноречие.

  Объективной основой зарождения  ораторского искусство как социального  явления стала насущная необходимость  публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

  История свидетельствует, что  важнейшим  условием появления и  развития  ораторского искусства, свободного  обмена мнениями по жизненно  важным проблемам являются демократические  формы управления, активное участие  граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

  Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское  искусство  развивается в переломные  эпохи в жизни общества. Оно  широко применяется, когда возникает  историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их.

  Доказательством этого является  расцвет красноречия в эпоху  Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране. Каковы же особенности ораторского искусства?

  На протяжении многовековой истории  своего развития ораторское искусство  использовалось в различных сферах  жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической, деловой и  др. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности. Как свидетельствует история, многие крупные политические деятели были известными ораторами.

  Ораторское искусство  – явление  историческое, то есть оно меняется. Каждая эпоха предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Оценивая деятельность того или иного оратора, следует учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был.

  Важной особенностью ораторского  искусства является то, что оно  имеет сложный синтетический  характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика  – вот науки, на которые опирается  ораторское искусство.  И еще одна существенная особенность. Ораторское искусство  никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды.  Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

Риторика эпохи Возрождения

  Христианство, не принявшее  языческой школы и построившее  свою веру, сохранило и адаптировало к новой монотеистической религии сильные стороны античного наследия. Риторика вошла в «семь свободных наук», на которых зиждилось образование в университетах средневековой Европы. Эти науки делились на тривиум (риторика, грамматика и диалектика) – науки о слове, и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) – науки о числе. Выпускники средневековых университетов владели единой латиноязычной риторической культурой и понимали друг друга, в какой бы части Европы они ни жили.

  Триумф риторики продолжился  в  эпоху Ренессанса, когда был  заново открыт трактат Квинтилиана и  христианская мысль получила возможность  глубже освоить античное наследие.

  В эпоху Возрождения (Ренессанса) ораторское искусство получает  новый импульс. Воскрешается судебное  красноречие, появляется торговая (деловая) и парламентская разновидности красноречия. Ренессанс стал эпохой возвеличения человеческой индивидуальности. Кумиром становится Цицерон – оратор-философ, деятельная сильная личность. Риторика сближается с литературой, возрастает в риторическом каноне второй и третий разделы – композиционный и языковой. Цель ее – найти в родном языке риторические возможности, усвоив богатый опыт античных авторов. Художественная проза и поэзия способствовали повышению речевой культуры, усиливали чуткость к звучащему слову, воспитывали эстетический вкус к речи, к ее выразительным возможностям, содействовали выработке ораторского стиля. Классическими образцами риторического искусства можно назвать монологи Гамлета, Джульетты, Макбета, короля Лира и др. Затронув важнейшие вопросы действительности (правовые, экономические, религиозные, политические), риторика обогатилась живой национальной речью, отойдя от латыни старых учебников.

  В период Возрождения огромное  значение имело красноречие вождя  крестьянской войны Томаса Мюнцера. Блестящий оратор и полемист, Мюнцер зажигал сердца тружеников земли и поднимал их на борьбу против помещиков-феодалов. Выдающимися ораторами этого времени были Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и вожди религиозной реформации Мартин Лютер и Кальвин.

  Под влиянием трудов Цицерона и, созданного Данте, литературного языка, а также  восторгов, связанных с поэзией  эпохи Возрождения появляются  риторики на национальных языках.

  В связи с развитием национальных  языков появляется искусство  перевода, где используется риторика, особенно в украшении текста. Национальные языки всё больше влияют на художественную литературу, где цель писателя – при помощи слов  ярко представить воображаемый мир, отличный от реального. Вот почему риторика получает новое, ещё более далекое от убеждения  определение:

  «Retorika  est ars ornandi» — «Риторика  есть искусство украшения».

  Чтобы достигнуть сердец слушателей, оратору  необходимы четыре качества: ясность, сдержанность, доброжелательность  и скромность.

  Ничто так не располагает человека  как проявление дружеских чувств  к нему. Ведь тем, кто убежден, что  их любят, можно сказать что угодно. Чтобы проникнуть в сердца слушателей, надо работать над тем, чтобы они  изменили свои чувства и прониклись чувством оратора, для этого, не раня истины, нужно отталкиваться от  всего разумного, что есть в противоположном мнении, похвалить то, что достойно похвалы, но действия этих людей совершены не в том направлении и не в нужном месте.  Для объяснения ошибок лучше всего подходят притчи: оратор рассказывает пагубную историю о других, слушатели видят в них самих себя.  Мы можем заставить людей действовать только в соответствии с движением их страстей: скупому обещать ещё большее богатство, сластолюбцу обещать большее наслаждение, которые таят в себе огромную скорбь. Можно сказать, что страсть – это пружина, находящаяся в душе, если оратору удастся почувствовать эту пружину и научиться управлять ею. Он сможет убедить всякого в чем угодно».

  Риторика проникает и в придворный  этикет. Из искусства речи она  превращается в  жизненный кодекс, формируя сознание дворянина и является главным образцом и моделью для подражания  галантного века. Именно с проникновения риторики в этикет связывают появление знаменитой французской галантности.

  Риторика  приобретает исключительное  положение в связи с рационализмом  Декарта и Спиноза, проповедующими жизнь на разумных основаниях, где разум действует при помощи слова.

  К середине 17 века во Франции  завершается  процесс становления  и укрепления централизованной  государственной власти, абсолютная  монархия достигает апогея своего могущества. Литература, искусство и наука были поставлены под контроль государства.

  Здесь хотелось бы остановиться  немного на рассмотрении такой  влиятельной фигуры, как кардинал  Ришелье, который  оказал заметное  влияние на духовную жизнь  французского народа. В частности, он придавал большое значение пропагандистской и назидательной роли литературы и театра, а особенно театра, который по его мнению оказывал большое воздействие  на общественное мнение. Опекая деятелей культуры, с целью проявления творческой активности, тем не менее, кардинал, стремился препятствовать развитию тенденций слишком вольнолюбивых и реалистически откровенных, с точки зрения правящих кругов, деятелей культуры.

  Все эти соображения, побудили  Ришелье  в 1634 г. создать Французскую Академию, целью которой было способствование развитию отечественной литературы и родного языка.

  Перед Академией стояли задачи:

- составление словаря и грамматики  французского языка,

- обсуждение произведений, написанных  членами Академии (состав их утверждался лично Ришелье)

- создание безупречных, с точки  зрения риторики и стилистики, образцов торжественной прозы.

  О том, как государственная власть, в лице Ришелье, использовала  Французскую Академию для вмешательства  в литературную жизнь и для  упорного давления на писателей,  в случае необходимости, ярко свидетельствует знаменитый «Спор о Сиде» Пьера Корнеля, в котором повествуется о допустимой степени свободы драматурга.4

  Далее, в 1694 году издается первый  Словарь Академии,  а в 1674 году  появляется знаменитый трактат Никола Буало «Поэтическое искусство», ставшее на долгие годы руководством для писателей и ораторов. И в нём Буало закрепляет рационалистические принципы Декарта в следующих строчках:

  Так пусть же будет смысл  всего дороже вам,

  Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам.

  Кроме того, Буало выдвигает правило  трёх единств (места, времени и  действия) и незыблемость трёх  стилей Аристотеля и Цицерона. Он, как и его предшественники, выдвигая эти принципы, боролся  за чистоту французского языка, его ясность и простоту.

  Незадолго до появления трактата  Н. Буало, Ле Гра в 1671 году объявляет  независимость французского языка  от латыни:

  «Изучать риторику по-латыни означает  выучиться плохо говорить по-французски».

  Риторика классицизма своей  борьбой за чистоту литературного  языка, против  вульгарности, пошлости, диалектизмов и жаргонов не устарела и в наши дни, как оружие возвышающее оратора и культуру речи.

  В конце XVI в. в Англии появляются  быстро ставшие популярными «Сад  красноречия» Генри Пичема, «Искусство английской поэзии» Джорджа Путтенхема.

  В XVIII в. в Англии и Франции, правда, еще появляются, но быстро исчезают  из научного обихода риторики  Г. Хоума, Дж. Кемпбелла, X. Блера, Батте, Лагарпа, Дюмарсе.

  Во всех странах Европы ораторское  искусство становится неотъемлемым элементом культуры нового времени, несомненным шагом вперед по сравнению со схоластической риторикой средневековья, выражая классовые интересы поднимающейся буржуазии.

  Как и в античных риториках, в трудах по ораторскому искусству  эпохи Возрождения и Просвещения вновь уделяется серьезное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуляции, мимике.

  Первые признаки кризиса  риторики  появились лишь в конце XVIII столетия, а сам ее кризис разразился  в середине XIX века.

  Кризис риторики начинается вместе с воскрешением судебного и парламентского, с появлением торгового красноречия, полемической заостренностью академического, с возникновением "моды" на яростную письменную полемику. Рост реальных потребностей еще раз обнажает практическую несостоятельность претензий риторической науки.

  К началу XIX в. почти повсеместно  риторика в Западной Европе  перестает  рассматриваться как  наука и  устраняется из сферы  образования. Упадок риторики заходит  настолько  далеко, что вплоть  до наших дней она видится многим людям как  синоним красивой, напыщенной, но малосодержательной речи.

 

 

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону.

Издательство «Феникс», 1995 г. – 576 с.

 http://pravouch.com/page/ritorikasud/ist/ist-23--idz-ax299--nf-3.html

2

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. — 544 с.

http://www.fileswat.com/wait/RD98LW2827LCZAKPZM42926H2xS/

3

Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. - М.: 2005, С.478.

 http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1346675999


 

 

 

 


 



Информация о работе Риторика как наука и искусство