Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 09:16, контрольная работа
Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.
Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Дмитровский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
Судебная риторика |
Тема |
Риторика как наука и искусство |
Фамилия |
Шувалов |
Имя |
Геннадий |
Отчество |
Владимирович |
№ контракта |
0850212403701013 |
Понятие риторики
Выражение ораторское
Ораторским искусством
Многие современные
Термин ораторское искусство
латинского происхождения, его синонимами
являются греческое слово
Объективной основой
История свидетельствует, что важнейшим
условием появления и развития
ораторского искусства, свободного
обмена мнениями по жизненно
важным проблемам являются
Как подчеркивают
Доказательством этого
На протяжении многовековой
Ораторское искусство – явление историческое, то есть оно меняется. Каждая эпоха предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Оценивая деятельность того или иного оратора, следует учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был.
Важной особенностью
Риторика эпохи Возрождения
Христианство, не принявшее языческой школы и построившее свою веру, сохранило и адаптировало к новой монотеистической религии сильные стороны античного наследия. Риторика вошла в «семь свободных наук», на которых зиждилось образование в университетах средневековой Европы. Эти науки делились на тривиум (риторика, грамматика и диалектика) – науки о слове, и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) – науки о числе. Выпускники средневековых университетов владели единой латиноязычной риторической культурой и понимали друг друга, в какой бы части Европы они ни жили.
Триумф риторики продолжился в эпоху Ренессанса, когда был заново открыт трактат Квинтилиана и христианская мысль получила возможность глубже освоить античное наследие.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) ораторское искусство получает новый импульс. Воскрешается судебное красноречие, появляется торговая (деловая) и парламентская разновидности красноречия. Ренессанс стал эпохой возвеличения человеческой индивидуальности. Кумиром становится Цицерон – оратор-философ, деятельная сильная личность. Риторика сближается с литературой, возрастает в риторическом каноне второй и третий разделы – композиционный и языковой. Цель ее – найти в родном языке риторические возможности, усвоив богатый опыт античных авторов. Художественная проза и поэзия способствовали повышению речевой культуры, усиливали чуткость к звучащему слову, воспитывали эстетический вкус к речи, к ее выразительным возможностям, содействовали выработке ораторского стиля. Классическими образцами риторического искусства можно назвать монологи Гамлета, Джульетты, Макбета, короля Лира и др. Затронув важнейшие вопросы действительности (правовые, экономические, религиозные, политические), риторика обогатилась живой национальной речью, отойдя от латыни старых учебников.
В период Возрождения огромное
значение имело красноречие
Под влиянием трудов Цицерона и, созданного Данте, литературного языка, а также восторгов, связанных с поэзией эпохи Возрождения появляются риторики на национальных языках.
В связи с развитием
«Retorika est ars ornandi» — «Риторика есть искусство украшения».
Чтобы достигнуть сердец
Ничто так не располагает
Риторика проникает и в
Риторика приобретает исключительное
положение в связи с
К середине 17 века во Франции
завершается процесс становления
и укрепления централизованной
государственной власти, абсолютная
монархия достигает апогея
Здесь хотелось бы
Все эти соображения, побудили Ришелье в 1634 г. создать Французскую Академию, целью которой было способствование развитию отечественной литературы и родного языка.
Перед Академией стояли задачи:
- составление словаря и
- обсуждение произведений, написанных членами Академии (состав их утверждался лично Ришелье)
- создание безупречных, с точки зрения риторики и стилистики, образцов торжественной прозы.
О том, как государственная власть,
в лице Ришелье, использовала
Французскую Академию для
Далее, в 1694 году издается первый Словарь Академии, а в 1674 году появляется знаменитый трактат Никола Буало «Поэтическое искусство», ставшее на долгие годы руководством для писателей и ораторов. И в нём Буало закрепляет рационалистические принципы Декарта в следующих строчках:
Так пусть же будет смысл всего дороже вам,
Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам.
Кроме того, Буало выдвигает правило трёх единств (места, времени и действия) и незыблемость трёх стилей Аристотеля и Цицерона. Он, как и его предшественники, выдвигая эти принципы, боролся за чистоту французского языка, его ясность и простоту.
Незадолго до появления
«Изучать риторику по-латыни
Риторика классицизма своей борьбой за чистоту литературного языка, против вульгарности, пошлости, диалектизмов и жаргонов не устарела и в наши дни, как оружие возвышающее оратора и культуру речи.
В конце XVI в. в Англии появляются
быстро ставшие популярными «
В XVIII в. в Англии и Франции, правда, еще появляются, но быстро исчезают из научного обихода риторики Г. Хоума, Дж. Кемпбелла, X. Блера, Батте, Лагарпа, Дюмарсе.
Во всех странах Европы
Как и в античных риториках,
в трудах по ораторскому
Первые признаки кризиса риторики появились лишь в конце XVIII столетия, а сам ее кризис разразился в середине XIX века.
Кризис риторики начинается вместе с воскрешением судебного и парламентского, с появлением торгового красноречия, полемической заостренностью академического, с возникновением "моды" на яростную письменную полемику. Рост реальных потребностей еще раз обнажает практическую несостоятельность претензий риторической науки.
К началу XIX в. почти повсеместно риторика в Западной Европе перестает рассматриваться как наука и устраняется из сферы образования. Упадок риторики заходит настолько далеко, что вплоть до наших дней она видится многим людям как синоним красивой, напыщенной, но малосодержательной речи.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995 г. – 576 с. |
http://pravouch.com/page/ |
2 |
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. — 544 с. |
http://www.fileswat.com/wait/ |
3 |
Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. - М.: 2005, С.478. |
http://ancientrome.ru/publik/ |