Риторика как искусство красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:01, реферат

Краткое описание

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей.

Файлы: 1 файл

ЭДО реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

1.4.1 Риторика в  России Нового времени

     В России, в допетровский период развития  литературы, риторика могла иметь  применение лишь в области  духовного красноречия, и число  её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические  замечания в «Изборнике» Святослава, трактат XVI века:  «Речь тонкословия греческого» и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Голятовского.

     Систематическое  преподавание риторики начинается  в  юго-западных духовных школах  с XVII века, причём учебники —  всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с гомилетикой. По светской риторике в России было создано очень мало работ, да и те не отличались самостоятельностью. Научная разработка риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в России не начиналась по крайней мере до XX века. 

 

ГЛАВА 2.   ИСКУССТВО КРАСНОРЕЧИЯ 

     Искусство  красноречия, или ораторское искусство – это искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом или навыком, приобретённым в процессе обучения. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика. 
 

 ЕСТЕСТВЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 
 

     Проявления  естественной ораторской способности  часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств. 

 ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО 

     Бывают  ситуации, когда человеку нужно  сказать  что-то красиво и  убедительно, а  нужных эмоций  в данный момент нет. Здесь  требуются особые навыки управления  собой, которые можно приобрести  в процессе обучения ораторскому искусству в ораторских школах или на специальных тренингах. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура — ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская — не уделяют такого пристального внимания риторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима. 

.

ГЛАВА 3.  ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА 
 

     Деловая  риторика является прикладным  направлением общей риторики, направлением, ориентированном  на оснащение  бизнесменов и менеджеров правилами  правильного обращения со словом, его технологического использования. 

     С давних  времен, наряду с академическим,  духовным, дипломатическим, военным,  общественно  – политическим, социально –  бытовым, судебным, выделяют деловое  красноречие.  В России XIX – начала XX веков существовали профессионально ориентированные риторики для политиков, юристов, офицеров. Традиция создания подобных руководств продолжается. В последние годы сформировалась самостоятельная область науки и практики – деловая риторика. Она является прикладным направлением общей риторики, ориентированном на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом, невербальными средствами передачи информации. Деловая риторика – это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения.

     Деловая  риторика, прежде всего, предполагает  учет факторов, существенно влияющих  на коммуникационное общение: 

Учет состава  аудитории, то есть то, что, характеризует  ее культурно-образовательные, национальные, возрастные и профессиональные особенности.

Учет содержания и характера самого выступления. Здесь недопустим авторитарный тон, безапелляционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, советоваться с ними в процессе выступления.

Объективная самооценка докладчиком своих личностно-деловых  качеств, компетенция в тех вопросах, с которыми он выступает перед  людьми. Важно не переоценивать и  не занижать свою подготовленность.

     Речь, умение общаться, этикет выступают   главными "орудиями" создания  имиджа делового человека, т. е.  самопрезентации, конструирования  своего образа для других. Благородный  образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Нельзя забывать, что гармоничное общение основано всегда на осознании важности для бытия и соблюдении этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства личности, справедливость. Интеллигентность как качество внутренней культуры – терпимое отношение к миру и к людям – неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется в обаянии.

     Владение  деловой риторикой не на должном   уровне – одна из существенных  причин многих неудач руководителей и специалистов, их низкого личного рейтинга в  трудовых коллективах. В этом несложно убедиться, если присмотреться, как они неэффективно используют такие риторические методы коммуникационного воздействия, как убеждение, внушение и подражание.

     Красноречие  – важнейший признак профессиональной  пригодности современного руководителя. 

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ  И ЕГО ВИДЫ 

     Деловое  общение - это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически заложены «Генеральным регламентом» Петра 1 (1720), в котором были заимствованы зарубежные идеи.

     Деловой  этикет включает в себя две  группы правил:

     1) нормы,  действующие в сфере  общения  между равными по статусу,  членами одного коллектива (горизонтальные);

    2) установления, определяющие характер  контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

     Общим  требованием считается приветливое   и предупредительное отношение  ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных  симпатий и антипатий.

    Регламентированность  делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Главным средством официального общения выступает русский литературный язык. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

     Служебные  контакты должны строиться на партнерских  началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

  Устные  виды  делового общения подразделяются на монологические и диалогические.

     К монологическим  относятся:

приветственная речь;

торговая речь (реклама);

информационная речь;

доклад (на заседании, собрании).

     Жанры,  основанные на диалоге, - это:

разговор;

беседы;

интервью;

переговоры;

дискуссия;

совещание (собрание);

пресс-конференция.

     Письменные  виды делового общения - это  многочисленные служебные документы:  деловое письмо, протокол, отчет,  справка, докладная и объяснительная  записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие. 
 

ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ  РИТОРИКИ 

ТИПЫ ОРАТОРОВ 

     Трудно  переоценить роль фигуры говорящего  для успеха речи. От того, в  какой  степени доверяют, симпатизируют  оратору, в огромной мере зависит эффективность воздействия. Оратор – это тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия.

     В специфике   публичной  речи были  выявлены  индивидуальные речевые типы:

Рационально – логический. Ораторы этого типа  склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков.  Их  подготовка   к   любому   высказыванию   отличается последовательным  отбором  и  строгой  систематизацией  материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот  выношенный  план как бы "сидит у них внутри", и  ораторы  во  время  выступления  не  пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более  яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать  аудиторию.

Эмоционально –  интуитивный.  Представители этого  типа  говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой  логической  последовательностью  речи и "свести концы с концами". План своих выступлений пишут не  всегда,  считая,  что он  их  сковывает.  Наблюдается   совпадение  эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

Философский. Ораторы  – "философы"  более или менее  эмоциональны,  склонны к анализу,  иногда  бывают  очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают  какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом  света,  озаряют  все  найденной  идеей.  Их  общая  черта – стремление  к исследованию,  глубокому  осмыслению  явлений  прямо  на  глазах  у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще  всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или художественно  – образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность – черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его – характер утонченный, меланхолический.

Принципы  речевого воздействия

     Речь  должна соответствовать современным   нормативным требованиям. Нормативная  речь позволяет сохранять коммуникативное  лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог. В риторике учитывают психолого-дидактические принципы речевого воздействия:

     Доступность  предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно – образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

     Ассоциативность  означает вызов сопереживаний  и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т.п.

     Сенсорность  предусматривает широкое использование  в коммуникационном общении цвета,  света, звука, рисунков, моделей.  Чем основательнее и разностороннее  задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация  в психику людей и тем активнее идет процесс ее освоения.

     Экспрессивность  предполагает эмоциональную напряженность  речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы  выступающего. Такая, изнутри идущая, раскрытость выступающего свидетельствует  о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – все это конкретные формы экспрессивности.

Информация о работе Риторика как искусство красноречия