Риторика как искусство красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:01, реферат

Краткое описание

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей.

Файлы: 1 файл

ЭДО реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     Интенсивность  характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего  во время общения. Разная информация  и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, личную заинтересованность в ней. Выступающий должен умело ориентироваться в настроении аудитории, вовремя предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации.   
 

 КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЭФЕКТЫ 
 

     Для  того, что бы деловой разговор  состоялся и состоялся успешно,  недостаточно знать только лексику,  грамматику, стилистику и специфику деловой речи. Необходимо пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, склонить на свою сторону. Для этого можно воспользоваться коммуникационными эффектами:

     Эффект  визуального имиджа  рассчитан  на впечатление от внешнего  вида выступающего. Известно, что он (вид) может вызвать симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд – все это оказывает на людей положительное воздействие до начала выступления оратора.

     Эффект  первых фраз, как правило, закрепляет  или корректирует первоначальное  впечатление, которое производит  выступающий. Главным критерием  эффекта первоначальных фраз  является заключенная в них  привлекательная или интересная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроения и ожидания, особенности эмоционального склада слушателей. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

     Эффект  аргументации  основан на логике  выступления, которая придает  ему обоснованность и убедительность. Если логика – это внутренняя организация речи, то внешней ее стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической аргументации – конкретные факты, цифры, статистические данные.

     Эффект  квантового выброса  информации  является одним из действенных  риторических приемов для поддержания  внимания аудитории. Он основан  на заранее продуманном размещении  по всей речи новых мыслей  и аргументов. Таким образом, выступающий  активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

     Эффект  интонации и паузы  – весьма  доступный и продуктивный по  результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация  и паузы способствуют 10 – 15% - ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно, если выступающий уверен, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

     Эффект  художественной выразительности   связан с умением "воплощать"  мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны, занять место в выступлении. В него не может быть вставлена любая фраза, а лишь такая, которая не нарушает смысл изложения, ясно и понятно доносит его суть.

     Эффект  релаксации  используется оратором, чтобы помочь слушателям. Большое  значение имеет умение слушать.  Чем сложнее выступление, тем  большие усилия приходится прилагать  слушателям для концентрации  своего внимания. Цель эффекта  релаксации – снять эмоциональную напряженность. И здесь на помощь приходит юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

     Эффект  дисперсии.  Приведем такие данные: если за 100% принять замысел выступления, то его словесная форма составит 90%, из которых 80% получили устное звучание; из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%. Таким образом, коммуникационный процесс – это не простое переливание информации из одного сосуда в другой. Этому процессу свойственны непрерывная потеря информации и субъективное ее искажение, что объясняется многими причинами. Одна из них в риторике обозначается понятием "дисперсионные потери". Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения ее от выступающего.  
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Изучая  тему "Риторика как искусство   красноречия" передо мной стояли  задачи, которые были достигнуты  в процессе исследования. Я проследила  исторический путь развития и становления риторики, изучила основы деловой риторики, ознакомилась с основными понятиями и постаралась  приобрести коммуникативные навыки.

     Можно  сделать вывод, что овладение   культурой деловой речи и общения,  выработка собственного стиля  служебных взаимоотношений, формирование имиджа обязательны для профессиональной пригодности современного руководителя. Для этого можно воспользоваться учебными пособиями и научной литературой, которые содержат необходимую теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практические рекомендации по овладению речевыми жанрами, а также вопросы, преимущественно поискового проблемного характера, задания репродуктивного (например, наблюдения, анализ текста) и творческого плана (ролевые игры, выступления и др.) 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 

Софи́зм ( «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») — ложное умозаключение, которое, тем  не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан  на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Это отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную ошибку либо вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному выводу.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении)

Параллелизм— риторическая фигура, расположение идентичных или  похожих элементов речи в смежных  частях текста.

Аттицизм – (т.е. приверженность Аттике, области Греции, в которой расположены Афины) риторическое течение, зародившееся в первой четверти I в. до н.э. Также этот термин обозначает выражения и фразы, характерные для афинского наречия (в противовес разговорной форме греческого языка), которое получило распространение в различных регионах в период эллинистической Греции.

Азианизм — направление  в греческой и отчасти римской  риторике, культивировало обширные периоды, украшенные параллелизмами и антитезами, прозу, ритмизированную и с созвучиями, близкими к рифме. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

http://ru.wikipedia.org

http://www.ethique.ru/busines-rhetoric/

http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/06.htm

Античные теории языка и стиля / Под ред. О. Фрейденберг. М. — Л., 1936.

Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 1995.

Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. М.: УРАО, 1998. — 208 с.

Большая советская  энциклопедия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Риторика как искусство красноречия