Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 22:26, доклад
Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо прежде всего познакомиться со взглядами древних риторов.
ВВЕДЕНИЕ
Античные теории
красноречия входят в золотой
фонд риторической науки. И, естественно,
для понимания сущности красноречия
необходимо прежде всего познакомиться
со взглядами древних риторов.
В древней риторической
науке можно назвать имена
исследователей, которые занимали ведущее
место в разработке теории красноречия.
Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан
и некоторые другие. Именно их теоретические
изыскания составляют ту платформу,
на которой основывались дальнейшие исследования.
ИСТОРИЯ РИТОРИКИ И ЕЕ ТЕОРИИ
Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается и впервые появляются систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству.
В государстве
рабовладельческой демократии создалась
особая атмосфера для расцвета красноречия.
Оно становится существенным моментом
общественной жизни и орудием политической
борьбы. Владеть им считалось необходимостью.
Постепенно складывалось практическое
направление - составление речей для нужд
граждан, появлялись высказывания практиков
о языке и стиле выступлений, которые послужили
затем Платону, Аристотелю и другим теоретикам
основой для систематизации, дальнейшего
развития и углубления этих суждений,
превращения их в теорию.
РИТОРИКА
ПЛАТОНА
Теоретические
разработки Платона (ок. 427 - ок. 347 гг. до
н. э.) были, несомненно, шагом вперед. Можно
уже говорить о более системной теории
ораторского искусства, которая оказала
огромное влияние на ораторов-практиков
и теоретиков того времени, что выразилось
как в практическом преломлении его теории,
так и в дальнейшем ее развитии. Большое
влияние его теория оказала и на Цицерона,
который неоднократно в своих теоретических
исследованиях ссылается на Платона. Как
замечает А. Ф. Лосев в предисловии к сочинениям
этого философа, имя Платона является
не просто известным, значительным или
великим. Тонкими и крепкими нитями философия
Платона пронизывает не только мировую
философию, но и мировую культуру. В европейской
истории после Платона еще не было ни одного
столетия, когда не спорили бы о Платоне,
то непомерно его восхваляя, то всячески
его принижая в каком-либо отношении -историко-религиозном,
историко-литературном, историческом
или социологическом".
Особенности философских
взглядов Платона отразились и в
его теории красноречия. Он различает
вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея,
знание, вообще все человеческое поведение
интерпретируются в его философских работах,
в частности в диалоге „Федр" (в нем
он также излагает теорию красноречия),
в виде идеального прообраза на небе.
Идеи (высшая среди
них - идея блага) - вечные и неизменные
умопостигаемые прообразы вещей, всего
преходящего и изменчивого
Вещи - это лишь
подобие и отражение идей. Душа
же заключена в темницу нашего
тела, после смерти которого она
переходит в космос. Вместе с тем он говорит
здесь о диалектике, которая определяется
не только как искусство собеседования,
то есть искусство задавать вопросы и
отвечать на них, но и как умение возводить
все единичное и частное к общей идее и,
наоборот, низводить ее планомерно к единичному
до получения неделимых и единичных элементов.
При этом общая идея, составленная из частностей,
мыслится как цельность, то есть новое
качество, которое только что возникло
и не содержалось в его отдельных элементах.
Учение Платона об идеях является предпосылкой
его эстетики.
К красноречию
Платон подходит сквозь призму своих
философских воззрений: „Всякая
речь должна быть составлена, словно живое
существо, - у нее должно быть тело
с головой и ногами, причем туловище
и конечности должны подходить друг
к другу и соответствовать целому".
Значит, требуется
прежде всего ясное разделение речи
на части так, чтобы четко было
видно, где общий принцип, где
частности, как этот общий принцип,
или принцип общей идеи, определяет
все частность, чтобы можно рациональным
путем переходить от общего к частному
и от частного к общему. Как считает Платон
(диалог „Федр"), оратор должен не гоняться
за чужими мнениями, а сам постигать и
постичь истину того, о чем он собирается
говорить; правильная, истинная, точная
речь должна исходить из подлинно» о определения
своего объекта, предмета речи. „Тот, кто
намерен заняться ораторским искусством,
должен прежде всего определить свой путь
в нем и уловить, в чем признак каждой его
разновидности".
По мнению Платона,
искусство оратора во многом зависит от
способности, умения, охватывая все общим
взглядом, возводить к единой общей идее
разрозненные объекты речи и разделять
все на виды, на естественные составные
части, а также умение возводить частное
к общему и из общего получать частное.
В диалоге „Федр"
Платон предлагает композицию речи: вступление,
изложение и свидетельства, доказательства,
правдоподобные выводы.
Некоторые
практики, по словам Платона, выделяют
еще подтверждение и
Он считает, что
преподаватель ораторского
Выдвигая на
первый план эмоциональную убедительность
речи (воздействие на душу), Платон не
считает важными логические доказательства,
которые отходили у него на второй
план. Поэтому он убежден, что в
судах „решительно никому нет никакого
дела до истины, необходима только убедительность".
Оратор должен,
по мнению Платона,
А. Ф. Лосев подчеркивает:
„Теорию ораторского искусства (Платона.)
мы должны воспринимать на фоне всей платоновской
эстетики, взятой в целом. А платоновская
эстетика, взятая в целом, учит о совпадении
идеи и материи в одну нераздельную и неразличимую
цельность. Для этого достаточно материалов
находится уже и в самом „Федре". Следовательно,
то совпадение общего и единичного, о котором
мы читаем в «Федре», нужно понимать
отнюдь не отвлеченно, но именно платонически,
а тогда и тот художественный анализ ораторской
речи, который формально отсутствует в
риторической части диалога, восполняется
сам собой и даже играет первую роль. Поэтому
учение об идеях и в концепции ораторского
искусства у Платона остается, собственно
говоря, на первом плане, несмотря на выдвижение
здесь морально-политических, педагогических
м логических целей на первое место".
Некоторые вопросы
красноречия, его сущности, его цели
рассматриваются у Платона и
в диалоге „Горгий". В беседе,
возникшей между Сократом и Горгием
и их учениками, дается ряд определений
риторики как процесса - от широкого
до узкого. Горгий - главное действующее
лицо диалога, выражающее идеи Платона,
считает, что красноречие составляет величайшее
благо и дает людям как свободу, так равно
и власть над другими людьми. Он говорит,
что риторика - это „способность убеждать
словом и судей в суде, и советников в Совете,
и народ в Народном собрании, да и во всяком
ином собрании граждан. Владея такой
силой, ты и врача будешь держать в рабстве,
и учителя гимнастики, а что до нашего
дельца, окажется, что он не для себя наживает
деньги, а для другого -для тебя, владеющего
словом и умением убеждать толпу". Платон
выразился в свойственной ему „размышляющей"
манере, однако вполне ясно, чтобы понять
конструктивность мысли.
Красноречие должно
прежде всего воздействовать, убеждать.
Эта мысль связана с его взглядами на познание,
которое, по мнению Платона, есть анамнезис
(воспоминание) души об идеях. Ведь душа
до соединения ее с телом созерцала в космосе
некоторые (определенные) идеи. Поэтому
о чувственных вещах и явлениях возможно
не знание, а только весьма и весьма вероятное
„мнение.". Отсюда красноречие прежде
всего связано с убеждением, влиянием
на душу, на мнение. И основной принцип
красноречия как искусства убеждения,
по Платону, состоит в том, чтобы внушить,
что справедливо и несправедливо, хорошо
и дурно. В диалоге, однако, выделяются
два вида убеждения: один вид связан с
сообщением веры без знания, другой - дающий
знание. Горгий и Сократ приходят в диалоге
к выводу, что красноречие должно пользоваться
первым типом убеждения, то есть внушать
веру, не давая знаний, не пользуясь объективными
доказательствами. Слушатели должны принимать
на веру то, что выскажет им в эмоциональной
речи оратор. „Значит, оратор в судах и
других сборищах не поучает, что справедливо,
а что нет, но лишь внушает веру, и только".
Красноречие
- инструмент весьма тонкий, и
пользоваться им, по мнению Платона,
следует осторожно, по
Таким Образом,
не доказательства служат
В связи с
эмоциональным воздействием красноречие
сравнивается с другими искусствами:
музыкой, поэзией, театром. Отсюда делаются
выводы, что риторика, очевидно, не может
быть просто сноровкой и угодничеством
для достижения удовольствий, а должна
быть сознательно проводимым искусством
насаждения благих чувств. Риторика должна
создавать в душе „строй и порядок",
приводя ее из состояния раздробленности
в состояние цельности, на котором основывается
ее совершенство. И здесь, как видим, повторяется
космическая идея перехода от частного
к общему, от отдельного к целому.
Красноречие должно
иметь благие намерения (вспомним: высшая
идея - идея блага), оно изгоняет из души
стремление к дурным удовольствиям и несправедливости,
очищает душу. совершенствует ее.
Риторика, как
и всякое подлинное искусство, по
мысли Платона, есть творческая деятельность,
она приводит эмоции, страсти в системное,
упорядоченное состояние, воплощая тем
самым высшую справедливость. Эта творческая
деятельность, однако, требует тщательной
подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает
идею софистов, которые тоже считали, что
хороший оратор должен много работать
над самоусовершенствованием и речами.
Философ неоднократно говорит о необходимости
для всякого оратора проходить особую
школу ораторского искусства, которая
научила бы его правильно, соразмерно
и эффективно сочинять речи.
Рассуждения
Платона свидетельствуют о том;
Подводя итог анализу риторических взглядов Платона, можно согласиться с А. Ф. Лосевым, который писал: „ Ясно вытекает вывод об огромном интересе Платона к ораторскому искусству, об его постоянной склонности строить теорию этого искусства, хотя теория эта у него весьма несистематична".