Теории денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить основные теории денег, их типы, функции и предложение денег.
Достижение цели требует решения следующих задач:
1. раскрыть сущность теории денег: классической и кейнсианской;
2. изучить денежный рынок и спрос на деньги;
3. выявить факторы спроса и предложения денег в экономике России;

Оглавление

Введение
Глава I Классическая и кейнсианская теории денег
1. Классическая теория денег
2. Кейнсианская теория денег
Глава II Деньги как финансовый актив: денежный рынок
2.1 Деньги как финансовый актив: функции, виды денег и денежные агрегаты
2.2 Создание предложения денег
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Теории денег.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ  ВПО ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СКК 
 
 
 

ТЕОРИИ  ДЕНЕГ

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

                        
 

                                                                         

                                                                       

                                                                          Выполнил: студент группы УП-11

                                                                          Бухарев Денис

                                                                          Научный руководитель:                                       

                                                                          к. э. н., доцент Оганесян Л.О. 
 
 
 
 

Волгоград, 2010

Содержание

Введение

    Глава I Классическая и кейнсианская теории денег

    1. Классическая теория денег
    2. Кейнсианская теория денег

           Глава II Деньги как финансовый актив: денежный рынок

         2.1 Деньги как финансовый актив: функции, виды денег               и  денежные агрегаты

     2.2 Создание предложения денег

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В условиях циклических колебаний  рыночной экономики теория денег становится особенно актуальна.

    В современной экономике деньги являются символом общественного положения, и фактором материального благосостояния, и предпосылкой духовного развития – одновременно являясь, - причиной многих преступлений и морального деградирования. Поэтому взгляды на этот экономический феномен радикально противоположные - от осуждения, например, по религиозным мотивам, до восхищения их функциональностью.

    Теоретической основой исследования данной темы послужили  работы ведущих экономистов всего мира. Это учебники и публикации таких ученых как Гальперин В. М., Агапова Т.А., Капканщиков С.Г., Моисеев С.Р.

    Цель  работы – изучить основные теории денег, их типы, функции и предложение денег.

Достижение цели требует решения следующих задач:

  1. раскрыть сущность теории денег: классической и кейнсианской;
  2. изучить денежный рынок и спрос на деньги;
  3. выявить факторы спроса и предложения денег в экономике России;

    Объект  исследования – деньги.

    Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили теоретические изыскания российских ученых по вопросам макроэкономики.

    Эмпирической  базой послужили материалы исследования денежной системы мира в целом и России в отдельности; статьи научно-популярных журналов.

    Курсовая  работа состоит из введения, одной главы (включает в себя пять вопросов), заключения, списка использованной литературы. 
 

Глава I Классическая и кейнсианская теории денег

    До  появления денег люди обращались к бартеру. При нём требовалось искать потенциальных партнёров, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом, бартер приводит к высоким издержкам, связанным с поиском. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.

    При денежном обращении реализация товара может вовсе не совпадать с  одновременной покупкой со стороны  продавца: она может совершаться  в другое время, в ином месте, с иным торговым партнером. Бумажные деньги впервые появились в Китае в ХII веке. В США первые бумажные деньги были напечатаны в 1690 году в штате Массачусетс. В России первый выпуск бумажных денег, которые получили название «ассигнаций», произошел в 1769 году по приказу Екатерины II (поэтому неофициально они назывались «екатеринками»). Особенностью бумажных денег того времени был их свободный размен на золотые деньги (действовала система «золотого стандарта»).

      Деньги, став посредником между продавцом и покупателем, расширили рамки торговых сделок, делают более ёмким рынок и придают ему большую динамичность. А. Смит сравнивал деньги с шоссейными дорогами, которые облегчают передвижение населения и товаров и ускоряют тем самым экономическое развитие: чем быстрее продается товар, тем скорее производитель, получив доход от реализации, возобновит производство и, возможно, расширит или модернизирует свое дело, следовательно рост ВВП.        

    Поэтому необходимо в экономическом анализе  учитывать деньги, выясняя причины их применения обществом, а также ту роль, которую они играют в уровне выпуска продукции, общем уровне цен и темпах инфляции. 
 

1.1. Классическая теория спроса на деньги

    Количественная  теория денег определяет спрос на деньги с помощью уравнения обмена: MV=PY,

где M – количество денег в обращении;

       V – скорость обращения денег;

       P – уровень цен (индекс цен);

      Y – Объем выпуска;

    Предполагается, что скорость обращения - величина постоянная, так как связана с достаточно устойчивой структурой сделок в экономике. Однако с течением времени она может изменяться – например, в связи с внедрением новых технических средств в банковских учреждениях, ускоряющих систему расчетов. При постоянстве V уравнение имеет вид MV=PY.

    При условии постоянства V изменение количества денег в обращении (М) должно вызвать пропорциональное изменение номинального ВВП (PY). Но, согласно классической теории, реальный ВВП (Y) изменяется медленно и только при изменении величины факторов производства и технологии.

    Можно предположить, что Y меняется с постоянной скоростью, а на коротких отрезках времени – постоянен. Поэтому колебания номинального ВВП будут отражать главным образом изменения уровня цен. Таким образом, изменение количества денег в обращении не окажет влияния на реальные величины, а отразится на колебаниях номинальных переменных.

    Это явление получило название нейтральности  денег. Современные монетаристы, поддерживая концепцию нейтральности денег для описания долговременных связей между динамикой денежной массы и уровнем цен, признают влияние предложения денег на реальные величины в краткосрочном периоде.

    Уравнение обмена может быть представлено в  темповой записи: 

    По  правилу монетаристов, государство  должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП, тогда уровень цен в экономике будет стабилен.

    Приведенное выше уравнение обмена MV=PY связывают с именем американского экономиста Фишера. Используется и другая форма этого уравнения, так называемое кембриджское уравнение: M=kPY,

где k=1/V – величина, обратная скорости обращения денег. Коэффициент k несет и собственную смысловую нагрузку, показывая долю номинальных денежных остатков (M) в доходе (PY).

    Строго  говоря, величины V и k связаны с движением ставки процента, но в данном случае для простоты принимаются постоянными. Кембриджское уравнение предполагает наличие разных видов финансовых активов с разной доходностью и возможность выбора между ними при решении вопроса, в какой форме хранить доход.

    Чтобы элиминировать влияние инфляции, обычно рассматривают реальный спрос на деньги, то есть где величина М/Р носит название реальных запасов денежных средств или реальных денежных остатков.

    Классическая  количественная концепция спроса на деньги.

Классическая количественная концепция спроса на деньги основана на трех постулатах:

  • причинности (цены зависят от массы денег);
  • пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег);
  • универсальности (изменение количества денег одинаково влияет на цены всех товаров);

    Согласно  классической концепции реальный ВНП  меняется медленно, а при изменении  числа вовлекаемых факторов производства и технологии на коротких временных  отрезках постоянен, поэтому применение количества денег в обращении  окажет влияние только на номинальные переменные и не отразится на реальных переменных. Свойство денег не оказывать влияние на реальные показатели получило название нейтральности денег.

    Отсюда  классиками был сделан вывод, получивший название классической дихотомии –  представление национальной экономики в виде двух обособленных друг от друга секторов: реального и денежного.

    В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг, а в денежном секторе совершается  обращение денег, которое только обслуживает движение этих потоков, не оказывая на них непосредственного влияния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Кейнсианская теория спроса на деньги

    Кейнсианская  теория спроса на деньги – теория предпочтения ликвидности – выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть  денег в виде наличности:

Название  мотива Пояснение мотива
Трансакционный  мотив Потребность в  наличности для текущих сделок;
Мотив предосторожности Хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем;
Спекулятивный мотив Намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее;
 

    Спекулятивный спрос на деньги основан на обратной зависимости между ставкой процента и курсом облигаций.

    Если  ставка процента растет, то цена облигации падает, спрос на облигации растет, что ведет к сокращению запаса наличных денег (меняется соотношение между наличностью и облигациями в портфеле активов), т.е. спрос на наличные деньги снижается.

    Таким образом, очевидна обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента.

    Обобщая два названных подхода – классический и кейнсианский, можно выделить следующие  факторы спроса на деньги:

  1. уровень дохода;
  2. скорость обращения денег;
  3. ставка процента;
 
 

    Классическая  теория связывает спрос на деньги главным образом с реальным доходом. Кейнсианская теория спроса на деньги считает основным фактором ставку процента.

    Чем выше ставка процента, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем  выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит тем ниже спрос на наличные деньги.

    Кейнсианская  концепция спроса на деньги.

Дж. Кейнс выделил  три мотива, порождающие спрос  на деньги: трансакционный мотив, мотив  предосторожности, спекулятивный мотив.

Спрос на деньги для сделок (трансакционный мотив)

    Люди  нуждаются в деньгах для того, чтобы в периоды между моментами  получения денежных доходов (от зарплаты до зарплаты) оплачивать приобретение необходимых им благ.

    Функция спроса на деньги для сделок представляется в виде Lсд = nY, где 0  n  0

    n – коэффициент кассовых остатков для сделок, зависящий от скорости обращения денег и доли национального дохода в совокупном общественном продукте, Lсд – спрос «публики» на деньги для сделок.

    Таким «механическим» способом полностью  определяется спрос на деньги в концепции экономистов классической школы. При всей своей правдоподобности он не учитывает потерь дохода, с которыми связано держание кассы.

Мотив предосторожности

    Мотив предосторожности – это желание хранить деньги для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег. В сущности этот мотив является разновидностью трансакционного мотива – деньги нужны для сделок.

Информация о работе Теории денег