Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:53, реферат
Петти первый сформулировал основополагающий для всей классической политической экономии тезис, что богатство нации создается во всех сферах материального производства, и именно труд — основа данного богатства. Не соглашаясь с меркантилистами в том, что богатство нации воплощается в драгоценных металлах, Петти формулирует своей критерий богатства, считая, что наиболее богатым будет тот период, в который каждый участник дележа (при предположении, что все деньги, имеющиеся в стране, разделить поровну между жителями ) будет иметь возможность нанять больше рабочих, т.е. задействовать большее количество труда.
меркантилизм как экономическая теория был господствующим направлением экономической мысли на протяжении почти трех веков (с начала XVI до первой половины XVIII в.).
Но не единственным. Одновременно с ним возникают предпосылки другого мощного экономического учения, впоследствии получившего название классической политической экономии. Родоначальником данного направления считают У. Петти..
У. Петти (1623—1687), англичанин, человек разносторонних интересов, прошедший путь от юнги до лендлорда высказавшим в своих работах, посвященных главным образом обоснованию экономической политики (в частности, в «Трактате о налогах и сборах», 1662), те экономические идеи, которые вошли затем как составная часть в классическую политическую экономию...
У Петти мы уже видим основные посылки классической политической экономии:
— исследование не процесса обращения, а непосредственно процесса производства,
— критическое отношение к непроизводительным классам, которые не доставляют никакого продукта, к коим он причислял и купцов,
— отнесение к производительному труда, занятого в сфере материального производства.
Теория
богатства и денег
Петти первый сформулировал основополагающий для всей классической политической экономии тезис, что богатство нации создается во всех сферах материального производства, и именно труд — основа данного богатства. Не соглашаясь с меркантилистами в том, что богатство нации воплощается в драгоценных металлах, Петти формулирует своей критерий богатства, считая, что наиболее богатым будет тот период, в который каждый участник дележа (при предположении, что все деньги, имеющиеся в стране, разделить поровну между жителями ) будет иметь возможность нанять больше рабочих, т.е. задействовать большее количество труда.
Однако живя в эпоху господства идей меркантилизма, Петти не может полностью избежать их влияния, хотя и здесь остается оригинальным мыслителем.
Под влиянием меркантилистов,
Петти все-таки выделяет внешнюю торговлю,
которая, по его мнению, в большей степени,
чем другие отрасли хозяйства, способствует
росту богатства нации, разделяя точку
зрения, что действительный смысл богатства
заключается скорее в отношении, чем в
количестве и потому любой стране выгодно
иметь в запасе больше денег (драгоценных
металлов), чем имеют другие страны. В то
же время Петти предвзято
отрицает участие торговли
и торгового капитала
в создании национального
богатства предлагая
сократить значительную часть купцов,
оставив их ровно столько, чтобы они были
в состоянии производить обмен избыточных
товаров данной страны на избыточные товары
других стран, поскольку, по его мнению,
купцы “...не доставляют обществу никакого
продукта, а играют лишь роль вен и артерий,
распределяющих туда и назад... продукцию
сельского хозяйства и промышленности”
*1*.
Безусловно, Петти видел негативные последствия притока драгоценных металлов, выражающееся в росте цен. В своих работах он неоднократно подчеркивал, что существует определенная мера или пропорция денег, необходимых для ведения торговли страны, где излишек или недостаток их против этой меры принесет вред. Излишек, как мы уже говорили, вызывает рост цен, но Петти тут же предлагает противоядие — избыток денег должен храниться в государственной казне, что, по его мнению не принесет вреда ни стране, ни королю, ни частным лицам. В то же время и недостаток денег имеет вредные последствия. Во-первых, это является причиной плохого платежа налогов, во-вторых, приводит к сокращению числа производимой работы. Петти приводит следующее доказательство: “100 ф.ст. пройдя через 100 рук в виде их заработной платы, дают толчок производству товаров на 10 тыс. ф.ст. Эти же руки оставались бы праздными и бесполезными, если бы не было постоянного стимула к их использованию” *2*.
Разделяет Петти и политику
протекционизма, направленную на защиту
национального рынка путем введения таможенных
пошлин, считая, что размер пошлин должен
быть таков, чтобы цены на импортируемые
товары стали несколько дороже, чем те
же предметы, произведенные внутри страны.
Поддерживает Петти и тезис что страсть
к роскошеству богатых стимулирует торговлю
и производство. В частности, он пишет,
рассматривая проблемы налогообложения,
“..Люди приходят в негодование при мысли,
что собранные деньги будут растрачены
на увеселения, великолепные зрелища,
триумфальные арки... но такая трата означает
возвращение этих денег промысловым людям,
занятым в производстве этих вещей” *3*.
Теория
стоимости
Влияние взглядов меркантилистов
на Петти представляется существенным,
тем не менее мы считаем Петти родоначальником
классического направления. Помимо основополагающего
тезиса, свойственного всем представителям
классической политической экономии о
том, что богатство нации создается во
всех сферах материального производства,
Петти формулирует основы трудовой теории
стоимости, утверждая, что равенство товаров
означает ни что иное, как равенство затрачиваемого
на их производства труда. Эта идея наиболее
четко выражена у Петти в следующей фразе
“...если кто-нибудь может добыть из перуанской
почвы и доставить в Лондон одну унцию
серебра в то самое время, в течение которого
он в состоянии произвести один бушель
хлеба, то первое представляет собой естественную
цену другого” *1*. Однако, опять-таки оказываясь
в определенной мере в плену меркантилистких
представлений, Петти добавляет, что стоимость
создает не всякий труд, а только тот, который
затрачен на производство золота и серебра,
а стоимость продуктов труда в других
отраслях производства определяется лишь
в результате их обмена на благородные
металлы.
Теория доходов
Теперь рассмотрим положения, высказанные У. Петти по поводу доходов рабочих и собственников денежного капитала и землевладельцев. Многие из них послужили основой для теоретических изысканий последующими представителями «классической школы»
У. Петти, в частности, утверждал: «Закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда»3.
Предвосхищая физиократов, Петти высказал предположение, что прибавочный продукт представляет собой часть продукта, которая остается после вычета издержек и принимает форму ренты. Однако в отличие от физиократов считал ренту не даром земли как таковой, а продуктом труда, который обладает большей производительностью на землях лучшего качества. Петти вводит понятие дифференциальной ренты, причины существования которой видит в различном плодородии и местоположении участков земли. Проанализировав ренту и определив ее как чистый доход с земли, Петти ставит вопрос о цене земли, которая должна быть равна, по его мнению, определенной сумме годичных рент
В тесной связи с
теорией ренты у Петти находится
вопрос о ссудном проценте. Петти обосновывает
взимание процента как компенсацию за
неудобства, которые, ссужая деньги, кредитор
создает для самого себя, поскольку он
не может потребовать их обратно до наступления
известного срока, как бы он сам не нуждался
в течение этого времени Здесь можно увидеть
зачатки теории процента как платы за
воздержание, которая окончательно сформировалась
лишь в девятнадцатом веке.
Значительное место в работах Петти уделяется вопросам налогообложения и финансов. Одна из основополагающих идей Петти, связывающая его с принципами классической политической экономии — идея естественного порядка и пагубности его нарушений государственной властью. Недостаток государственного управления, по Петти, заключается в том, что “слишком многое из того, что должно было бы управляться природой, древними обычаями и всеобщим соглашением, попало под регулирование закона”. Не случайно Петти резко выступает против государственной регламентации, если она противоречит “законам природы”. В то же время он возлагает на государство важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению ее качества. Петти предлагает за счет государственных средств обеспечивать бродяг и нищих работой по постройке дорог, возведению мостов и плотин, разработке рудников. И здесь говорит не только гуманность, но и экономический расчет, ведь, согласно взглядам Петти, “...разрешение кому-либо нищенствовать — это более дорогостоящий способ содержания тех людей, которым закон природы не разрешает умереть с голоду” (* Антология экономической классики. Т. 1. М., 1993, стр. 13.). И далее, будучи последовательным в своем утверждении, что качество рабочей силы, качество человеческого капитала, является важнейшим фактором увеличения богатства нации, Петти пишет, что “лучше сжечь продукт труда одной тысячи людей, чем допустить, чтобы эти люди ничего не делали и вследствие этого теряли свое умение работать” *1
В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике, Петти в “Трактате о налогах и сборах” таким образом регламентирует целевые расходы государства:
— расходы на оборону;
— расходы на управление;
— расходы на церковь;
— расходы на школы и университеты;
— расходы на содержание сирот и инвалидов;
— расходы на
дороги, водопроводы, мосты и другие
предметы, нужные для блага пользования
всех.
Основые работы:
Экономическое
учение П. Буагильбера
Пьер Буагильбер (1646—1714) — родоначальник классической политической экономии во Франции. Как и основатель подобной школы экономической мысли в Англии У. Петти, он не был профессиональным ученым-экономистом.
П. Буагильбер, подобно У. Петти, противопоставив меркантилистам собственное видение сущности богатства, пришел к так называемой концепции общественного богатства. Последнее, на его взгляд, проявляет себя не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей или, как он выражается, в пользовании «хлебом, вином, мясом, одеждой, всем великолепием сверх необходимого». При этом он подчеркивает, что ни владение землей, ни денежным богатством не обеспечит такого достатка, чтобы не «позволить погибнуть в нищете их владельцу, когда первые вовсе не обрабатываются, а вторые не обмениваются на жизненно необходимые предметы, как пища и одежда, без чего никто не может обойтись. Только их надо почитать богатством» 7.
Таким образом, по Буагильберу, не приумножение денег, а, напротив, рост производства «пищи и одежды» представляет собой главную задачу экономической науки. Иными словами, он, как и У. Петти, предметом изучения политической экономии считает анализ проблем сферы производства, признавая эту сферу наиболее значимой и приоритетной в сравнении со сферой обращения.
Наряду с тенденциозной позицией в рассмотрении сфер производства и потребления (обращения) о методологических особенностях творческого наследия П. Буагильбера свидетельствуют также:
Особенности
теоретических положений
Кроме того, еще задолго до появления знаменитой концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке» П. Буа-гильбер предвосхитил одну из ее ключевых идей, заявив, что «все поддерживают день и ночь это богатство исключительно во имя собственных интересов и создают тем самым, хотя это то, о чем они менее всего заботятся, всеобщее благо»8.
Важным
достижением П. Буагильбера, как и У.
Петти, является «обоснование» трудовой
теории стоимости,
к пониманию которой он пришел, анализируя
механизм менового отношения между товарами
на рынке с учетом количества затраченного
труда или рабочего времени. Несмотря
на известное несовершенство такой концепции
(в ее основе лежит затратный принцип),
она для своего времени была, несомненно,
прогрессивной, поскольку, в отличие от
меркантилистской, не исходила из якобы
естественной (природной) роли денег в
ценообразовании.