Теория культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:31, реферат

Краткое описание

Слово cultura в переводе с латинского языка означает "обработка", "земледелие", «возделывание». В самом понятии этого слова заложено противопоставление естественных природных процессов и явлений к искусственно созданной человеком «среде» — культуре. Можно сказать, что культура - это новая, особая форма жизнедеятельности человека.

Файлы: 1 файл

теория культуры.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Ввдение 

    Слово cultura в переводе с латинского языка  означает "обработка", "земледелие", «возделывание». В самом понятии этого слова заложено противопоставление естественных природных процессов и явлений к искусственно созданной человеком «среде» — культуре. Можно сказать, что культура - это новая, особая форма жизнедеятельности человека. Конечно существует множество определений термина «культура», но практически все они едины в одном — это характеристика или способ жизнедеятельности человека, основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. С момента возникновения такого понятия как «культура» и до настоящего времени предпринималось множество попыток его научного определения. На свет появлялось множество работ, посвященных трактовке и толкованию этого феномена социальной жизни. В данной работе мне хотелось обратить внимание на взгляды английского антрополога Л.Уайта и его эволюционный подход к изучению теории культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Эволюционизм 

     Лесли Уайт (1900-1975 гг.), американский антрополог, закончил социологический факультет Чикагского университета. Он ввел в науку термин "культурология" и стал основателем исследования культур в рамках целостной науки. Основные свои идеи и общую концепцию изучения культуры Л.Уайт изложил в трех фундаментальных работах: "Наука о культуре" (1949г.), "Эволюция культуры" (1959г.), "Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации" (1975г.).

    Определяющей особенностью концепции Л. Уайта является утверждение принципа эволюционизма в науках о культуре. Он не был сторонником точки зрения о существовании только двух способов исследования социокультурных явлений и процессов: исторического и функционального. Уайт считал, что в культуре существуют три четко разграниченных процесса и, как следствие, три метода их интерпретации: исторический, функциональный и эволюционный. Исторический подход исследует временные процессы (последовательности уникальных событий), их изучение есть история, функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры, а интерпретацией «формально-временного процесса, представляющего явление в виде временной последовательности форм» занимается эволюционизм[1]. Например, если взять такое явление как мятеж, то исторический подход призван изучать конкретные мятежи, формальный анализ будет изучать общие признаки всякого мятежа, а эволюционный подход будет анализировать, как и почему менялись формы и виды мятежей в социально-историческом и культурном контексте.

     Эволюция, по Л.Уайту, означает процесс, в котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Формы образуются из слияния элементов культуры. По мнению Л.Уайта, если проследить развитие топоров, ткацких станков, письменности, законодательств, общественных организаций, то можно увидеть последовательную смену их форм существования. В 1947 г. в статье "Стадии эволюции, прогресс и измерение культуры" он возрождает понятия стадий эволюции, прогресса и доказывает, что различные состояния культуры можно и необходимо оценивать, используя слова "лучше", "более развитый" и т. д.

    Он  признавал заслуги своих предшественников-эволюционистов (Тайлора, Моргана), утверждая, что они не отрицали многолинейности развития культур. Но все, же Л.Уайт не отказывался от основного постулата эволюционизма: "Очевидно, - пишет Л.Уайт, - что эволюционная интерпретация человеческой культуры должна быть однолинейной. Но человеческая культура как совокупность многих культур - ее родов, видов и разновидностей, если пользоваться терминологией Тайлора, должна быть интерпретирована мультилинейно. Эволюция письменности, металлургии, общественной организации, архитектуры, торговли и т. д. может быть рассмотрена и с однолинейной и с мультилинейной точек зрения".  Но определяющим фактором, критерием развитости культуры у Уайта была энергооснащенность последней. Таким образом, эволюцию культур Уайт связывал не столько с их изменением как целостных образований, а с ростом количества используемой энергии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Технологический детерминизм Л.Уайта. Структура культуры 

    Основным содержанием динамики культурных изменений с точки зрения Л.Уайта является степень энергооснащенности человечества. Энергетическую теорию эволюции культуры Л.Уайт развивал под влиянием В.Оствальда и других сторонников энергетизма. Основой его воззрений явилось положение В.Оствальда, согласно которому "история цивилизации является историей возрастания человеческого контроля над энергией". В соответствии с этим Л.Уайт предлагал рассматривать культуры как формы организации и системы по преобразованию энергии. Он использовал в культурологии понятие "энтропия" как степень организованности процессов. Во всей Вселенной господствуют законы термодинамики, по которым энергия стремится к равномерному рассеянию в пространстве, а структура Вселенной - к упрощению (увеличение энтропии), в пределе к некоему абсолютно равновесному состоянию (тепловая смерть Вселенной). Однако в живых организмах и сообществах людей процесс идет в противоположную сторону, в направлении усложнения структуры и накопления энергии. Л.Уайт настаивал на включенности исторического прогресса в системы глобального космического взаимодействия.

    Критерием прогресса в эволюции культур  он считал возрастание количества энергии, используемой общностью. История представлялась ему беспощадной битвой людей  с природой за все больший уровень контроля над энергией. Он неоднократно использует слово "обуздание" для описания этого процесса. «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией или то и другое вместе».

    Первым  уровнем и источником энергии  для него являлся человеческий организм. Эра человеческой энергии сменилась эрой покорения солнечной энергии в форме возделывания культурных растений и использования домашних животных. Затем наступили эпохи ветра, воды, органического топлива, и в XX в. люди начали осваивать атомную энергетику.

    Таким образом, критерий общественного прогресса, согласно Л.Уайту, состоит в:

    "1) количестве обуздываемой за год  энергии на душу населения; 

      2) эффективности технологических средств контроля и использования энергии;

     3) количестве производимых продуктов и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности".

      В соответствии с данными положениями  "цель" потока культурных изменений  - аккумулировать и придавать  структурную форму энергии, рассеянной в пространстве или существующей в потенции в окружающей природе. Хотелось бы заметить, что предложенный Л.Уайтом критерий прогрессивного развития описывает развитие технологических цивилизаций, но не затрагивает огромное разнообразие культурных общностей, имеющихся на Земле. Кроме этого, не ясно, есть ли качественные стадии энергетического развития человечества или присутствует лишь количественный рост в различных формах энергетики.

    Признавая решающую роль энергетического базиса, Л.Уайт практически отождествлял уровень технологического и культурного развития. Более того, он полагал, что каждому способу "обуздания энергии" соответствуют определенные культурные ценности, идеология общества. "Можно предсказать, - писал он, - тип социальной идеологии для общества с паровой машиной и атомным реактором". Подобный способ рассмотрения культур получил название технологического детерминизма.

    Технологический детерминизм проявился и в  интерпретации значения частей или  слоев культуры. Культурная система состоит из трех уровней: "технологический слой в основании, философский наверху и социологический между ними". Технологический уровень первичен, вся культура основана на нем и зависит от него. Технология, по Л.Уайту, - это совокупность материальных, механических, физических средств и техники их использования. При их помощи человек как животный вид взаимодействует с природой. Технологический слой делится также на орудия и энергию. Он предопределяет содержание социологического или социального уровня, состоящего в межперсональных отношениях. Философский или идеологический слой в культуре включает в себя культурные ценности, искусство и тому подобное, выражает технологические силы и отражает социальные системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как  форм общностей людей. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом — народом. Благодаря развитию и функционированию культур обеспечивается особый социально-культурный способ деятельности человека. Культура несет в себе специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия, выражает  ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список  используемой литературы: 

1. Белик А. А., Культурология.Антропологические теории культур.- М.: РГГУ, 2000

2. Драч Г.В., Культурология: учебное пособие,- М.: Альфа-М, 2003

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студ. высш. уч. зав. - М.: Аспект Пресс, 1998

4. Розин В.  М. Культурология: уч-к для вузов – М.: Группа Форум – ИНФРА – М, 1999

5. Энциклопедия культурологи в 2 т. Т. 2.  
 
 

Информация о работе Теория культуры