Риторика – теория красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 09:39, лекция

Краткое описание

1. Предмет и задачи изучения риторики.
2. История зарождения риторики в Древней Греции.
3. Ораторское искусство в Древнем Риме.
4. Теория красноречия в России.

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

Не всегда в памяти выступающего находятся нужные сведения о названии книги или статьи, авторе и времени издания источника, в котором можно найти необходимый материал. Каждый обучающийся риторике должен уделить некоторое время изучению способов нахождения нужной информации. Наиболее эффективный путь – это поиск по ключевому слову темы статьи в энциклопедии или энциклопедическом словаре. Наиболее полная информация о наличии литературы содержится в систематических, алфавитных или предметных каталогах библиотек. В больших библиотеках можно воспользоваться услугами библиографов.

Не самый бесполезный, но и не самый достоверный метод поиска материала в Интернете. Книгу или статью отыскивают по фамилии автора, по ее названию или содержанию. Если нельзя найти пособие в соответствии с точным названием темы, следует поискать его под однородным заголовком с возможно более широким охватом.

Просмотр книги осуществляется с целью ее предварительного изучения и тщательного отбора. Наиболее общее представление о книге дает аннотация, о содержании ее судят по оглавлению. Представление об основных идеях книги может дать беглый просмотр введения (предисловия), а также выборочное чтение текста. Чтение-просмотр позволяет быстро ознакомиться с текстом и выбрать способ его дальнейшего изучения. Выборочное чтение позволяет акцентировать внимание лишь на некоторых элементах текста. Подходящая к теме выступления литература вносится в личный каталог, представляющий информацию с точным указанием выходных данных источника (автор, полное название, место и год издания).

Избранную тему речи следует подразделить на несколько подтем. Это необходимо для того, чтобы ограничить перечень источников информации и круг изучаемых вопросов. В предварительном плане указываются проблемы, вопросы, ключевые слова и понятия, которые требуют поиска дополнительной информации, описания, пояснения и осмысления. Появляющиеся мысли в ходе знакомства с литературой необходимо фиксировать с помощью «вербальной (словесной) сети», формирующей текст выступления. Классический риторический канон определяет эти понятия как «общие места». Сам процесс осмысления темы получил название «инвенции», т. е. изобретение того, что необходимо сказать. Доработка этого плана продолжается непрерывно, по мере расширения перечня просматриваемой литературы.

Сбор материала – третий этап подготовки к выступлению. Смысл его заключается в том, чтобы не «изобретать велосипед». Начинающий исследователь мнит себя первооткрывателем, а потому важно уяснить степень известности, изученности и информационной освещенности проблемы. Поиск литературы осуществляется в словарях, энциклопедиях, хрестоматийных сборниках, учебниках, монографиях, журналах, газетах, в Интернете. Основным способом поиска книжного материала является чтение – сканирование. Такой вид чтения используется для быстрого нахождения в тексте необходимых фактов, цифр, фамилий, терминов.

Материал, интересующий выступающего, сканируется, ксерокопируется и сортируется в соответствии с планом по разделам, главам, параграфам, папкам, файлам. Отбираемый материал обязательно снабжается пометками о том, откуда заимствован материал. (Автор, наименование книги или статьи, выходные данные – место издания, издательство, печатный орган, год издания, номер журнала или  дата газеты, страницы). Записи и выписки удобнее всего вести на отдельных листах бумаги или в отдельных файлах. Количество материала должно трехкратно превышать длительность выступления. Это является гарантией успешного ответа на вопросы в ходе выступления.

 

3. Четвертым шагом подготовки к выступлению будет составление плана и расположение (компоновка, сортировка) собранного материала. Следует воспользоваться советом древнеримского философа Сенеки: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, ни один ветер не будет для него попутным». Важнейшим ориентиром в работе над текстом становится план, в котором развертывается логическая структура речи, кристаллизуется ее замысел, реализуются цели выступления. Составление плана – сложная логическая задача. План представляет собой перечень некоторых тезисов, мыслей, требующих доказательств посредством аргументов. Составляя план, следует избегать излишней детализации. Большое количество пунктов плана делает его трудно воспринимаемым и необозримым. План, оставаясь индивидуальным делом выступающего, ориентируется на конкретную, данную аудиторию. План – это своеобразный перечень тезисов. Собранный материал представляет собой набор аргументов. Теперь эти аргументы следует расположить в соответствии с основными способами подачи и возможностями восприятия информации. Вопросы логичного расположения материала связаны с трехчастным членением выступления (вступление, основная часть и заключение). Трехчастное построение создает ощущение логической стройности и динамичности речи. При этом каждая композиционная часть обладает только ей присущими функциями.

Возникает вопрос: писать или нет полный текст речи? Это давний спор, уходящий своими корнями в древность. «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи», – уверял римский ритор Квинтилиан. Цицерону принадлежит следующее выражение: «Письмо – лучший друг оратора». Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считали, что речи должны быть предварительно написаны. Например, П. Сергеич в книге «Искусство речи не суде» писал: «Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений. Примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке...»

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять, работать над улучшением содержания и формы изложения. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, она дисциплинирует оратора, дает возможность избежать повторений, оговорок, заминок.

Написание текста – задача очередного, пятого этапа подготовки речи. Это самый продолжительный по времени этап подготовки к выступлению. Многие считают достаточным наличие собранного материала и плана, в соответствии с которым и будет осуществлено изложение этого материала.

При подготовке к выступлению можно писать его полный текст, можно ограничиться конспектами, тезисами, планом. Это зависит от опытности и знаний оратора и, конечно, от длительности речи, ее рода и вида. Но при подготовке к лекции, докладчику нужно обязательно делать соответствующие записи  прочитанного.   Д.И.   Менделеев   говорил,   что   найденная,   но   незаписанная мысль — это найденный и потерянный клад.  

Каждый, кто хотя бы раз выступал перед аудиторией, знаком с трудностями поиска подходящего и единственно верного лексического варианта. Избежать мучительных мгновений, когда память не находит нужного слова, дает возможность заблаговременное продумывание текста и его фиксация. Во время написания текста будущего выступления оратор ищет наиболее целесообразную форму выражения с целью эффективного воздействия на слушателя.        

В соответствии с ожиданиями и запросами аудитории подбирается лексика, которая определяется требованиями точности, ясности, уместности и доступности.

 

4. Перед выступлением полезно прочитать речь, воспроизвести устно. Это так называемая «репетиция», шестой этап подготовки к выступлению. Репетиция включает в себя несколько видов. Во-первых, это мысленная репетиция. Необходимо представить общее выступление в виде отдельных взаимосвязанных единым замыслом блоков и элементов. Мысленная репетиция представляет собой запоминание основных мыслей в нужном порядке с заучиванием отдельных фраз и оборотов.

Во-вторых, апробация на малой группе – это репетиция выступления в присутствии родных и знакомых, которые обеспечат положительную оценку речи для придания уверенности в собственных силах оратора. Замечания могут быть высказаны, но доброжелательные. Репетиция в присутствии 2-3 предполагаемых слушателей гарантирует учесть все вопросы, считая их как оценку малоубедительности используемой аргументации. Избежать вопросов можно путем приготовления фактов, цифр, информации и дозировки их в ходе непосредственного общения со слушателями, осуществляя учет обратной связи.

В-третьих, устная репетиция – аудиотренаж.

Ее желательно провести с записью на магнитофон, представляя при этом реального слушателя из числа будущей аудитории. Цель такой репетиции заключается не только в том, чтобы проверить свою память, но и в проверке ударения, созвучности слов, правильности интонации, логического ударения, силы убедительности и эмоциональности. Во время репетиции следует обратить внимание на чтение числительных.

В-четвертых, видеорепетиция (видеотренаж). В ходе нее с использованием видеоаппаратуры отрабатываются кинетические приемы. В данном случае внимание в большей степени обращено на эстетическое и выразительное соответствие жестов, мимики, позы и движений содержанию. Отмеченные видеокамерой недостатки устраняются перед зеркалом.

 

5. В ходе этого этапа следует подготовить себя к выступлению психологически, достичь состояния внутренней уверенности и готовности изложить материал с наибольшей эффективностью. Репетиция обеспечивает начинающему оратору подконтрольность чувства страха.

Человек – не только существо разумное и говорящее, он сохраняет связь со своими предками. Поэтому жизненно важные, критические ситуации, в частности опасность, вызывают у него, как и у животного, целый комплекс психических и физиологических реакций, в совокупности называемых состоянием стресса.

Чтобы бороться с многочисленными проявлениями стресса, нужно различать основные причины стресса: страх и волнение. Каждый нормальный человек волнуется в соответствующей ситуации, но не каждый боится.

Страх – эмоция подавляющая, угнетающая психику. Волнение, напротив, – эмоция тонизирующая, возбуждающая и при сохранении самоконтроля даже полезная. Тонизируя психику, волнение дает возможность «быть в ударе», что в спокойном состоянии невозможно; появляется необходимая для успеха речи эмоциональность, в нужных случаях – пафос. Значит, волнение – вполне благоприятный для успеха речи фактор. Подготовка к выступлению должна научить снимать страх, а волнение использовать на благо.

Что же способствует в речевой ситуации или перед ней перерастанию волнения в страх? Не только неопытность говорящего, но и факторы, связанные с индивидуальными чертами личности (повышенная нервная возбудимость).

Очень распространенная причина страха – какое-то необыкновенное воздействие на слушателей, произвести особенно благоприятное впечатление. Любой другой, пусть и вполне приемлемый, результат при такой установке воспринимается как провал, крах. Этому способствуют обычно повышенное внимание к себе или завышенная самооценка.

Вызывают страх безразличие собеседника или аудитории, даже враждебность, а также собственная установка на заведомую неудачу. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к беседе или к выступлению, незнание темы или предмета речи, некомпетентность. В ситуации официальной беседы неважно чувствует себя человек, который заранее не продумал возможный ход разговора, не определил свои цели и пути их достижения.

 Преодолению ораторского страха  способствуют самоубеждение и самоанализ. Еще раз следует понаблюдать за собой, проанализировать свои особенности, учитывая то, о чем говорилось выше. Это необходимо, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего. Основой этого отношения должна быть реалистические установки на благоприятный (но не феноменальный) результат выступления или беседы.

Степень волнения оратора со стороны определить трудно. Опросы аудитории показывают, что слушатели не видят всей меры взволнованности говорящего. Значит, никто точно не знает, насколько всем страшно. Со стороны оратор выглядит гораздо спокойней, чем себя чувствует. Это выгодно для выступающего, и об этом нужно помнить. И все же, чтобы не волноваться чрезмерно, главное, пожалуй, быть хорошо подготовленным, знать предмет речи. Репетиция гарантирует говорящему настоящую внутреннюю уверенность.

Выбор собственного имиджа (внешнего вида) в конкретном помещении – задача седьмого заключительного этапа подготовки к выступлению.

Аудитория встречает оратора по одежде. Внешне выигрывает тот, кто одет и причесан в соответствии с ожиданиями и предпочтениями слушателей. Важно уметь правильно определять стиль одежды для разных случаев, чтобы, во-вторых, не привлекать излишнего внимания окружающих и своей внешности. Уверенность и скромность – две разнонаправленные стратегии оратора, способствующие достижению успеха в аудитории. Знание состава аудитории и помещения, в котором окажется оратор, является определяющими факторами при выборе одежды. Скромность в одежде предпочтительнее экстравагантности и эксцентричности.

Знакомство с помещением дает возможность прочувствовать и ощутить себя еще до начала речи. Размеры аудитории должны соответствовать количеству слушателей. Нужно позаботиться о размещении слушателей в аудитории и о дистанции. Лучше придерживаться социальной (от одного до трех метров) или общественной (свыше трех метров) дистанции в зависимости от количества слушателей и размеров помещения.

В заключение необходимо отметить советы опытных ораторов.

1. Настройтесь на аудиторию

Информация о работе Риторика – теория красноречия