Риторика – теория красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 09:39, лекция

Краткое описание

1. Предмет и задачи изучения риторики.
2. История зарождения риторики в Древней Греции.
3. Ораторское искусство в Древнем Риме.
4. Теория красноречия в России.

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

2. Сперва выясните, отвечает ли  содержание вашей речи интересам  аудитории. Если ваши интересы  расходятся, попытайтесь навести  мосты взаимопонимания. 

3. Держитесь во время выступления  уверенно, реконструируя твердую убежденность в своих словах.

4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.

5. Начинайте говорить только  после того, как установится тишина.

6. Начинайте речь с краткого  обращения к аудитории, после  которого должна последовать  секундная (в случае необходимости  и более длительная) пауза.

7. С первых же слов внимательно  наблюдайте за реакцией аудитории.

8. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро  и ни в коем случае не говорите монотонно.

9. Если вы заметите, что часть  аудитории невнимательно слушает  вас, обратите свой взгляд в  ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.

10. Если вы заметили, что аудитория  устала, начните говорить тише, а  затем резко повысьте голос (но  не настолько, чтобы аудитория  почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее).

11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку у аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему.

12. В момент, когда всем удалось  добиться положительной реакции  со стороны аудитории, перейдите  на главную тему выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут добиться у них одобрения ваших слов.

13. В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, все же не теряйте самоконтроль.

14. Провокационные реплики также  не должны выводить вас из  равновесия.

15. Не вступайте во время выступления  в дискуссии, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Скажите, что после выступления охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет.

16. В критические моменты выступления  необходимо говорить убежденно, уверенно.

17. Старайтесь нелицеприятные для  аудитории места вашего выступления подкреплять очевидными примерами. Отметить, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем загладьте остроту несколькими комплиментами.

18. Не делайте обобщающих выводов, не оправданных с рациональной точки зрения, даже если вам показалось, что аудитория их ждет от вас.

19. Ни в коем случае не подавайте  виду, что речь дается вам с  трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

20. Закончив выступление, не забудьте  поблагодарить присутствующих за внимание. Никогда не допускайте, даже если соблазн велик, чествовать себя после выступления или ублажать свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами.

21. Речь должна звучать не  более 40 минут. Наивысший момент  восприятия речи – через 15 минут. Длится всего 3 минуты. Затем наступает спад. Поэтому самые важные мысли должны прозвучать в эти 3 минуты.

 

Лекция №5

 

Логика устной речи.

 

1. Сущность композиции.

2.Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.

 

        1. Композиция речи – латинское слово, которое означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются слова построение, структура. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается (Олимп. игры).

Оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.

План — это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. По структуре планы бывают простыми и сложными.

Рассмотрим составные элементы композиции. Цель всякого вступления –

Расположить слушателя к себе и настроить его на восприятие речи. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора. Пробуждает интерес к выступлению рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. Вступление бывает простое, косвенное, внезапное. Вступление косвенное. Желательно его использовать, помогает настроить аудиторию на вашу речь. Это умение заинтриговать (Пока Махачкала спала спокойным сном, двое молодых людей крались).

Вступление внезапное. Им редко, кто может пользоваться. Цицерон случайно узнал, что на завтра готовится кровавый переворот сенатором Каталиной. Каталина всегда сидел рядом с Цицероном в кализее в 3 ярусе рядом с окном. От своей служанки он узнал, что готовится переворот. Собрались консулы, Цицерон хотел выступить, но ему не давали слова. Каталина попросился сесть ближе к окну, чтобы дать сигнал. Цицерон не позволил Каталине махнуть платком. Он начал кричать. Всадники помогли убежать Каталине. Битва состоялась за Римом. Цицерон получил первым орден «Отец Отечества». Сам Цицерон пал оклеветанный своими согражданами.

Важно композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. В заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то слова лозунга произносятся высоким тоном, эмоционально.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики.

Индуктивный метод, дедуктивный метод.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному анализу.

 Ступенчатый  метод.

Исторический метод – изложение   материала   в   хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Выступающий пользуется логическими формами изложения. Это анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ – это мысленное расчленение объектов, предметов на их составные части, мысленное выделение в них отдельных признаков. На основе соединения этих отдельных черт и создается полный образ. Синтез – это мысленное соединение в целое частей объекта, предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам. Обобщение – это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

В ораторской речи для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы — доводы в обоснование какого-либо положения, совокупность таких доводов называется аргументацией. Сам же аргумент - это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой. Аргументы делят на 2 вида:

1. Аргументы к существу дела. Это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы.  

2. Аргументы  к человеку. Цель их привлечения – ссылка на высказывания или мнения великих людей, общественных деятелей, учёных писателей в поддержку своего мнения, Чаще всего это проявляется в научной речи.

3. Аргумент  к публике – ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей; оратор стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов. Чаще всего это проявляется в митинговой речи, но возможно и в судебной.

4. Аргумент к личности – ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства или недостатки. Предмет спора остается в стороне, а предметом обсуждения становится личность оппонента.

5. Аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они станут мягче.

6. Аргумент к жалости – возбуждение к другой стороне жалости и сочувствия.

Перечисленные аргументы не всегда являются корректными, за исключением первого. Но и тут необходимо сделать оговорку: не все высказывания или мнения авторитетных людей, безусловно, верны. Слушатели в полной мере воспринимают 5 – 7 доказательств. Расстановка должна быть такой: доказательства сильные, средней силы, самые сильные. Нужно уметь определить вес каждого доказательства. Силу доказательств определяют ваши знания.

Существуют ораторские приемы поддержки внимания у слушателей. Известный судебный деятель 19 в. Пороховщиков такими приемами считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Иногда нужно прервать речь, сделать паузу. Один из интересных приемов – вопросно-ответный ход (оратор ставит вопросы и сам на них отвечает). Им пользовался А.Н. Толстой. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводят элементы юмора.

         Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

 

2. Чаще всего затруднительное восприятие смысла устного выступления связано не с недостатками логики мышления говорящего, а с его неумением отразить эти логику в звучащей фразе. Восприятие на слух устной речи происходит постепенно, по мере произношения отдельных частей высказывания, что требует от выступающего особой четкости логического построения не только каждой фразы, но всего высказывания в целом.

Говорящий чаще всего прекрасно ощущает внутреннюю логическую структуру содержания своей темы, но далеко не всегда умеет верно оценить воспроизведение этой логики средствами живого слова, не слышит себя со стороны и не замечает логических сдвигов, происходящих в звучащей речи. В результате, адресат слышит звучащую фразу не так, как ее намерен произнести говорящий, а так, как он ее произнес на самом деле.

Произвольность пауз, не связанных с необходимостью организации логической структуры содержания, а вызванных иногда простым нарушением ритма неорганизованного дыхания, случайные логические ударения, многоударность (постановка ударений не только на основных, но и на вспомогательных словах), отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы приводят к тому, что смысл устного рассуждения воспринимается на слух с большими затруднениями или не воспринимаются совсем.

Опираясь на логические законы речи, отраженные в орфографии и пунктуации, мы можем установить некоторые общие закономерности тонирования, характерные для мелодического строя русского языка. К ним в первую очередь относятся: логическое ударение, логическая пауза, речевой такт и интонационно-мелодический рисунок знаков препинания.

Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Так, в простой фразе «В воскресенье днем первокурсники пойдут в цирк» в зависимости от того, что мы хотим сказать, могут быть четыре варианта логического ударении.

Трудно   воспринимается   речь,   если   в   ней   отсутствуют логические ударения,   но еще труднее понять фразу, в которой подчеркивается чуть ли не каждое слово.

           Как же выявить логическое ударение во фразе?

Безусловно, говорящему это подскажет само содержание высказывания, его смысл.

Устная речь требует четкой смысловой группировки слов вокруг логических центров, такой, чтобы слушатель воспринимал не отдельные слова, а смысловые блоки, куски, называемые речевым тактами.

Речевые такты объединяют в себе слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу. Внутри речевого такта слова произносятся как одно целое, причем центром речевого такта становится слово, несущее не себе логическое ударение.

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, носят название логических пауз. Их назначение – не только отделять один такт от другого, но и группировать слова внутри такта в единое целое.

Возьмем для примера отрывок из «Алых парусов» А. Грина: На носок сапога Грея   легла пурпурная волна / на его руках и лице / блестел розовый отсвет.

Информация о работе Риторика – теория красноречия