Зависимость личности от компьютерной техники как психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение некоторых психологических особенностей и закономерностей проявления состояний зависимости от компьютера и разработка способа ранней диагностики форм поведения компьютерной зависимости.
Гипотеза исследования:
Психологическая зависимость от компьютера возникает в процессе работы на компьютере, то можно предположить, что она непосредственно со стажем работы человека.
Задачи исследования:
Выявить лиц со склонностью к компьютерной зависимости.
Изучить мотивационную направленность зависимой личности.
Разработать способ ранней диагностики расстройств компьютерной зависимости и склонности к аддиктивному поведению.

Оглавление

Введение ..........................................................................................................4
Глава 1. Психологическая сущность психологической зависимости от компьютера.......................................................................................................8
1.1. Понятие об аддикции................................................................................8
1.2. Виды аддиктивной реализации................................................................9
1.3. Деструктивная сущность аддиктивного поведения.............................16
1.4. Этапы формирования аддикции.............................................................17
1.5. Характерные черты аддиктивной личности..........................................19
1.6. Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов..........20
1.7. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения.................................................................................28
1.8. Люди во Всемирной паутине...................................................................30
1.9. Категории компьютерной зависимости..................................................32
1.10. Психологическая зависимости от компьютера ...................................34
1.11. Механизмы психологической зависимости.........................................36
1.12. Причины развития компьютерной зависимости..................................37
Глава 2. Психологический субстрат зависимости от компьютера и методы его оценки и лечения .......................................................................................42
2.1. Диагностика компьютерной зависимости...............................................42
2.2. Диагноз компьютерной и интернет – зависимости................................44
2.3.Ход и организация исследования..............................................................44
2.4. Методы и методики исследования...........................................................45
2.5. Тест - опросник для установления зависимости от компьютера..........45
2.6. Тест «Что я хочу в жизни»........................................................................45
2.7. Методика «Шкала депрессии» .................................................................46
2.8.Метод математической обработки U - критерий Манна-Уитни.............47
2.9. Исследование психологической компьютерной зависимости испытуемых .......................................................................................................50
2.10. Исследование психологической зависимости от компьютера испытуемых для выбора стратеги борьбы с зависимостью по методике «Что я хочу в жизни»........................................................................................52
2.11. Исследование уровня депрессии испытуемых по методике «Шкала депрессии»..........................................................................................................55
2.12. Проверка достоверности различий между группами испытуемых с разным стажем работы в сфере компьютерных технологий по результатам «Тест – опросника для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета».........................................................................................................57
2.13. Анализ результатов исследования..........................................................58
Заключение .......................................................................................................60
Литература.........................................................................................................62
Приложение ......................................................................................................65

Файлы: 1 файл

Дипломная работа психологическая зависимость 30_11_09.doc

— 780.50 Кб (Скачать)

6. Дефицит общения.  Особенно данная проблема характерна  для детей и подростков, изолированных  от общества чрезмерно занятыми  или обеспокоенными родителями. Знание причин стремления к  анонимности и причин развития  компьютерной и интернет-зависимостей позволяет правильно диагностировать и планировать лечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Психологический  субстрат зависимости от компьютера и методы его оценки и лечения

2.1. Диагностика компьютерной зависимости

Известие о том, что в октябре 2005 г. в Китае от истощения после многосуточной игры в World of Warcraft умерла девочка по имени Snowly (это принятое в игре имя девочки) повергло мировую общественность в шок. Ее многочисленные друзья по Интернету устроили онлайн-похороны. После этого случая компьютерная и интернет-зависимость по праву стала бичом и эпидемией конца XX – начала XXI вв. Это прежде всего заболевания, проявляющиеся нестерпимой тягой (зависимостью) к работе на компьютере, компьютерным играм и Интернету, психическими нарушениями (бессонницей, кошмарными сновидениями, нервозностью, депрессией, фобиями – страхами). Компьютерной и интернет-зависимости сопутствуют и другие проблемы: ухудшение зрения, нарушение осанки, гиподинамия (малоподвижный образ жизни) и вытекающие из гиподинамии последствия (заболевания сердечно-сосудистой системы, застои в малом тазе, запоры). И это еще не все отрицательные изменения в психическом и физическом здоровье человека. К великому сожалению, этот список постоянно расширяется.

Лечение компьютерной и интернет-зависимости разной степени может проводиться различными методами. Как показывает практика, люди, а это в основном родственники и близкие друзья больных Интернетом людей, к профессиональной помощи медиков обращаются редко. Чаще всего стараются обойтись своими силами, т. е. читают популярную литературу на эту тему, интересуются аналогичными случаями. А когда уже становится очевидным, что травки и примочки не помогают, идут к специалистам за профессиональной помощью.

К методам лечения  компьютерной и интернет-зависимости, как и любой другой зависимости, можно отнести:

• медикаментозные методы;

• психотерапевтические методы;

• нетрадиционные методы....

Выбор методов и средств  почти всегда остается за родственниками и друзьями человека, страдающего компьютерной зависимостью. Хочется надеяться на то, что весь процесс лечения будет проводиться под наблюдением специалиста во избежание побочных явлений и появления непредсказуемых реакций.

Для лечения бессонницы, кошмарных сновидений используют снотворные средства. Для лечения депрессии – антидепрессанты (химические) и травяные (персен, негрустин, ново-пассит). Для лечения неврозов – успокаивающие средства (препараты валерианы, пустырника, персен, негрустин, ново-пассит). Для лечения фобий – транквилизаторы (элениум, феназепам), успокаивающие средства. К психотерапевтическим методам лечения компьютерной или интернет-зависимости относят:

• семейную психотерапию;

• поведенческую терапию;

• позитивную психотерапию;

• психосинтез;

• аутогенную тренировку.

Направление психотерапии в лечении компьютерной и интернет-зависимости  – это прежде всего:

• коррекция семейных отношений;

• лечение сексуальных психологических проблем;

• лечение страхов;

• психологическая коррекция личности (замкнутости, патологической стеснительности, необщительности).

И все же, несмотря на то что все методики уже существуют, радикальных методов не придумали. Для того чтобы говорить о том, что наступил момент, когда изобрели точное и стопроцентное лекарство  от компьютерной зависимости, пока еще рано. Однако установлены некоторые критерии, на которые можно ориентироваться в процессе поиска универсального лекарства. Например, нужно обращать внимание на мотивы человека, который стремится к компьютеру, на его психическое развитие, желания и окружение. В любом случае компьютерная грамотность должна прививаться ребенку еще в том возрасте, когда он только начинает изучать азы компьютера. Так складывается наша жизнь, что полностью отказаться от компьютера невозможно, но уменьшить его негативное влияние на человека можно. Одна из первых заповедей «правильного компьютерщика» – это памятка о том, что компьютер есть всего лишь инструмент, а не заменитель реальной жизни. Перед тем как принять окончательное решение о лечении человека от компьютерной зависимости, надо понять, почему он предпочитает жить в придуманном мире, а не в реальном, что заставляет его так поступать. А когда причины известны, то и методы должны выбираться в соответствии с ними, для того чтобы эти причины устранить. Чаще всего это неуверенность в себе и своих возможностях, неумение общаться с другими людьми, внутренние и внешние конфликты, которые человек не может или не хочет решать. Часто решая проблемы своих родственников и друзей, мы не осознаем, что и сами должны соблюдать эти правила и те требования, которые устанавливаем для них.

Если говорить об ошибках, которые совершают окружающие люди по отношению к компьютерным поклонникам, то можно назвать самое распространенное – запрет. Но, просто запрещая ребенку  или человеку играть в компьютерные игры, мы заставляем его обороняться, и в окружающем мире он видит врагов. Как известно, запретный плод сладок, и человеку, которому запрещают близко подходить к компьютеру, всегда будет казаться, что именно он прав и что нет ничего лучше, чем сеть Интернета. Тем более что ребенок, подросток начинают осваивать компьютерную науку в переходном возрасте, который характеризуется тотальными изменениями в психологии ребенка, отрицании всех устоев общества. Поэтому и родителям подростков, и тем, кому небезразлична судьба взрослых родственников, следует помнить о том, что, запрещая компьютерные игры и Интернет, можно оттолкнуть человека от себя навсегда. Доверие потерять легко, а вернуть его иногда бывает невозможно. Поэтому, как говорится, семь раз отмерь и один раз отрежь.

Многие вышеназванные  методы и терапии могут использоваться только с разрешения специалиста  и под его строгим наблюдением, так как глубинные воздействия  на подсознание и психику человека требуют профессионализма. Мы рассмотрим лишь те методы лечения этой зависимости, которые могут быть использованы в домашних условиях и не требуют специальных знаний. Для того чтобы принимать решение о лечении или использовании этих методов, необходимо удостовериться в том, что человек, будь то ребенок или взрослый, действительно подвержен негативному влиянию компьютерных игр и Интернета. Эту зависимость и ее степень влияния можно определить, используя нижеприведенные тесты, которые, конечно, не дают стопроцентной гарантии результата, но все же большая доля истины в них есть.

2.2. Диагноз компьютерной и интернет-зависимости

 

Компьютерная зависимость  – проблема сугубо психологическая, поэтому не существует объективных  способов (каких-либо анализов) точно  установить ее наличие. Тем не менее есть методики, которые позволяют наверняка установить, есть ли у человека зависимость. В домашних условиях это можно сделать, проверив, присутствуют ли у человека признаки компьютерной зависимости. Точный диагноз компьютерной и интернет-зависимости может быть поставлен только в процессе беседы с психотерапевтами. Надо сказать, что зависимый человек склонен не признавать у себя наличие зависимости.

На данное время существует огромное количество разных тестов и  шкал, которые позволяют определить наличие той или иной степени привязанности, зависимости от компьютерных игр и Интернета. Эти тесты могут использовать родственники людей, которые стремятся к компьютеру в любое свободное время, но сами не признаются в том, что уже попали под это влияние.

 

2.3. Ход и организация исследования.

 

Цель работы: изучение компьютерной зависимости, психофизиологических особенностей работающих в сфере компьютерных технологий, от профессионального стажа.

Гипотезой исследования стало предположение о существовании компьютерной зависимости от профессионального стажа людей, работающих в сфере компьютерных технологий.

Задачи исследования:  

1) Провести диагностику  для установления зависимости  от компьютера испытуемых.

2) Определить стратегию  по борьбе с компьютерной зависимости  испытуемых.

3) Провести диагностику  душевной конституции испытуемых.

4) определить направление  работы от компьютерной зависимости.

5) Сделать выводы по  экспериментальному исследованию.

Предмет исследования: компьютерная зависимость от профессионального стажа людей, работающих на производстве.

Объект исследования: мужчин и женщины в возрасте 20-30 лет, образующие две выборки по стажу работы в сфере компьютерных технологий.

Группа 1 – мужчины  и женщины в возрасте 20-30 лет  в количестве 15 человек, работающие в сфере компьютерных технологий менее 3 лет.

Группа 2 – и женщины  в возрасте 20-30 лет в количестве 15 человек, работающие в сфере компьютерных технологий более 5 лет.

 

2.4. Методы и методики исследования.

 

Исследование наличия  компьютерной зависимости испытуемых производится с помощью – теста, см. Приложение 1.

Для стратегий по борьбе с компьютерной зависимости испытуемых производится с помощью – теста  «Что я хочу в жизни», см. Приложение 2.

 

2.5. Тест - опросник для установления зависимости от компьютера.

 

Назначение: Тест - опросник для установления зависимости от компьютерных игр, интернета, применяется для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.

Интерпретация: Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25% и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

 

2.6. Тест «Что я хочу в жизни»

 

Назначение: В зависимости от того, какой будет результат, можно выбирать стратегию по борьбе с компьютерной зависимостью. Предложите человеку, предпочитающему компьютеры людскому общению, парные противоположные утверждения.

Обработка результатов:

Для подсчета баллов надо перевести помеченные позиции на симметричной шкале (3 2 1 0 1 2 3) в оценки по восходящей (1 2 3 4 5 6 7) или нисходящей (7 6 5 4 3 2 1) на асимметричной шкале. Восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводят следующие пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. Нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 – следующие пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Ключ  к тесту

1. «Цели в жизни». Эта  субшкала позволяет выявить наличие  или отсутствие целей испытуемого,  которые придают жизни осмысленность,  направленность и временную перспективу.  Низкие баллы по этой шкале  даже при общем высоком уровне определенности жизни будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по данному графику могут показывать не только целеустремленного, но и безответственного человека. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам.

2. «Эмоциональная насыщенность  жизни». Содержание этой субшкалы  можно охарактеризовать известной  поговоркой «Единственный смысл  жизни – это сама жизнь». Ее  результаты позволяют определить, считает ли «компьютерный» человек свою жизнь интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. Высокие показатели этой субшкалы и низкие по другим субшкалам покажут человека, живущего одним днем. Ему совершенно неважно, что было вчера и что будет завтра, для него есть только сегодня. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в сегодняшнем дне, обращение к прошлому (воспоминания насыщают жизнь и придают ей смысл).

3. «Удовлетворенность  самореализацией». Баллы по этой  шкале отражают оценку прошедшего периода жизни (ее продуктивность и наличие смысла). Высокие баллы этой субшкалы характеризуют человека, который считает, что самое лучшее в своей жизни он уже прожил и ждать от жизни ему нечего, остается только жить воспоминаниями.

4. «Я – хозяин жизни». Высокие баллы соответствуют представлению о себе как очень сильной, свободной, самостоятельной, целеустремленной личности. Низкие баллы – результат неверия в собственные силы контролировать события свой жизни.

5. «Управляемость жизнью».  Высокие баллы говорят о самостоятельности, решительности, низкие – о фатализме, суеверии. Фаталисты не ставят планов и целей на будущее, так как считают, что все уже заранее предопределено и ничего с этим не поделаешь.

 

2.7. Методика «Шкала депрессии»

 

Назначение: для того чтобы родственники и сам человек, зависимый от компьютерных игр, могли определить направление работы с зависимостью, можно воспользоваться этой шкалой и определить наличие и уровень депрессии. Этот тест простой, но, возможно, потребует помощи родственников, хотя бы для того, чтобы адекватно посчитать баллы и сделать результаты.

 

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

 

УД= Sпр. + Sобр, где Sпр. – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

Sобр – сумма цифр, «обратных» зачеркнутым, к высказываниям 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.

Например: у высказывания 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания 5 зачеркнут  ответ 2 – ставим в сумму 3 балла; у высказывания 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму 1 балл и т. д.

 

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов:

 

УД не более 50 баллов –  депрессии нет;

УД более 50 и менее 59 баллов – легкая депрессия;

Информация о работе Зависимость личности от компьютерной техники как психологическая проблема