Компьютерная зависимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:20, доклад

Краткое описание

По данным специалистов, около 30% людей, увлекающихся компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности, а 10% - находятся в стадии психологической зависимости. Так можно ли считать компьютерные игры чем-то вроде наркотика? Когда и у кого обычная психологическая разрядка становится зависимостью?

Файлы: 1 файл

компьютерная зависимость Microsoft Word (4).docx

— 48.91 Кб (Скачать)

1 Зависимость от компьютерных игр

По данным специалистов, около 30% людей, увлекающихся компьютерными  играми, злоупотребляют нахождением  в виртуальности, а 10% - находятся  в стадии психологической зависимости. Так можно ли считать компьютерные игры чем-то вроде наркотика? Когда  и у кого обычная психологическая  разрядка становится зависимостью?

Феномен психологической  зависимости человека от компьютерных игр имеет место - утверждают психологи. Многим людям увлечение компьютером не идет на пользу, причем некоторые из них нуждаются в серьезной психологической помощи. Нарушения психических состояний у них заметны невооруженным глазом: сниженное настроение, самочувствие, активность, ухудшение самочувствия вплоть до депрессии, повышенный уровень тревожности. Для таких людей реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого они пытаются жить в другом мире - виртуальном, где всё дозволено, где они устанавливают правила игры. Дезадаптация, неадекватное восприятие себя и окружающего мира - основной признак зависимости откомпьютерных игр. При этом данную зависимость осознают окружающие человека друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам.

Основными критериями, определяющими  данное заболевание, специалисты считают  следующие:

нежелание отвлечься от игры;

раздражение при вынужденном  отвлечении;

неспособность спланировать окончание сеанса игры;

расходование больших  денег на обеспечение постоянного  обновления игр и устройств компьютера;

забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе игры на компьютере;

пренебрежение собственным  здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени  за компьютером;

злоупотребление кофе и другими  подобными психостимуляторами;

готовность удовлетворяться  нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

ощущение эмоционального подъема во время игры;

обсуждение игровой тематики со всеми мало-мальски сведущими  в этой области людьми.

Психологи утверждают, что зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь и т.д. В среднем требуется не более полугода-года для ее формирования.

Специалисты выделяют четыре стадии развития психологической зависимости  от компьютерныхигр, каждая из которых имеет свою специфику.

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один  или несколько раз поиграл  в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе  человека на эту стадию, является  появление в иерархии потребностей  новой потребности - игра в  компьютерные игры.

3. Стадия зависимости.  Сюда переходят не все - только 10-14% игроков являются "заядлыми", т.е. находятся на стадии психологической  зависимости от компьютерных игр. Большинство останавливаются на второй стадии или сразу переходят на четвертую.

4. Стадия привязанности.  Эта стадия характеризуется угасанием  игровой активности человека, сдвигом  психологического содержания личности  в целом в сторону нормы.  Отношения человека с компьютером  на этой стадии можно сравнить  с не плотно, но крепко пришитой  пуговицей. Т.е. человек "держит  дистанцию" с компьютером, однако  полностью оторваться от психологической  привязанности к компьютерным  играм не может. Это самая  длительная из всех стадий - она  может длиться всю жизнь, в  зависимости от скорости угасания  привязанности.

Обобщенная классификация компьютерных игр выглядит следующим образом:

I. Ролевые компьютерные  игры.1. Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя.2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя.3. Руководительские  игры.

II. Неролевые компьютерные игры.1. Аркады.2. Головоломки.3. Игры на быстроту реакции.4. Традиционно азартные игры.

Психологи утверждают: все  игры не одинаковы по задействованным  в их процессе психическим функциям, по силе и глубине влияния на личность человека, по психологическим механизмам формирования зависимости. В этом отношении  самыми опасными являются ролевые игры.

Ролевые компьютерные игры - это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного  персонажа, т.е. сама игра обязывает  играющего выступать в роли конкретного  или воображаемого компьютерного  героя. Только при игре в ролевые  компьютерные игры можно наблюдать  процесс "вхождения" человека в  игру, своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических  случаях - процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый  уровень психологической зависимости  от компьютера. Как это происходит?

Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя  характеризуются наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Специфика здесь в том, что вид "из глаз" провоцирует  играющего к полной идентификации  с компьютерным персонажем, к полному  вхождению в роль. Через несколько  минут игры (время варьируется  в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и  игрового опыта играющего) человек  начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный  мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и  действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная  включенность в сюжет игры.

Игры с видом извне  на "своего" компьютерного героя  характеризуются меньшей силой  вхождения в роль. Играющий видит "себя" со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с  компьютерным персонажем носит менее  выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные  проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом "из глаз".

Руководительские игры названы  так потому, что в них играющему  предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже "бог", который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Поэтому "глубина погружения" в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Но мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры здесь не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.

Как определить, есть ли у  человека зависимость или компьютерная игра является для него обычной разрядкой? Все очень просто, процесс благотворного влияния ролевых игр выглядит следующим образом: человек на время "уходит" в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. А вот в патологических случаях зависимости все происходит наоборот: человек на время "выходит" из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Остальные потребности сдвинуты в виртуальную реальность и удовлетворяются там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном.

2  можно выявить механизм формирования игровой зависимости. Он основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности, включаясь сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми и начала более или менее регулярной игры в них. Т.е. независимо от того, чем руководствуется человек и что им движет, когда он первое время начинает играть в компьютерные игры, включаются механизмы формирования зависимости, и в дальнейшем та потребность, на которой основан превалирующий механизм, принимает первостепенное значение в мотивации игровой деятельности.

Уход от реальности. Основой  этого механизма является потребность  человека в "отстранении" от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация  потребности в сохранении энергии. Мы не случайно употребляем термин "уход от реальности", а не "уход от социума", о котором упоминают  некоторые авторы работ по сходной  тематике. Дело в том, что мы имеем  в виду не просто среду, общество, социум, а объективную реальность в целом. Уйти от социума можно посредством  самых разнообразных способов, включая  не ролевые компьютерные игры. Однако уйти от реальности можно только лишь "погрузившись" в другую реальность - виртуальную.

Психологические аспекты  механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного  рода проблем и неприятностей, связанных  с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра – это простой и доступный  способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда  не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по зарабатыванию денег  на жизнь и т.д., но всё то же самое  придется делать в ролевой онлайн игре. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. своего рода терапевтическим  методом. Однако использование ролевых  игр в таком качестве под вопросом, хотя и представляется вполне возможным. На практике же, люди обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает  опасность не временного, а полного  отрешения от реальности, образование  очень сильной психологической  зависимости от компьютера.

3 Причины возникновения интернет-зависимости различны, но основные из них — отсутствие понимания и друзей в обычной жизни, сложности адаптации в новом коллективе, повышенная ранимость и обидчивость, неумение строить дружеские и любовные отношения. Все это человек пытается получить в виртуальном мире.

Самому зависимому человеку редко удается распознать симптомы интернет-зависимости, обычно это замечают его близкие и друзья. Признаки интернет-зависимости следующие: человек много времени проводит в сети, все интересы большей частью перемещаются в интернет, машинально проверяет электронную почту, значительную часть свободного времени сидит в социальных сетях и др. подобные действия.

Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:

  1. Навязчивый веб-серфинг (Информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
  2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
  3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
  4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
  5. Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
  6. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом[12].

Чаще всего Интернет - аддикция понимается как

  • навязчивое пристрастие к любой деятельности за компьютером (играм, программированию и т.д.);
  • «информационная перегрузка», т.е. поиск без объективной необходимости в получаемой информации (навязчивая и непреодолимая навигация по страницам Сети «из одной в другую»);
  • патологическая привязанность к азартным играм в Интернете, онлайновым аукционам или электронным покупкам с предпочтением их реальным аналогам;
  • предпочтение (замена) реальных отношений, семьи и друзей виртуальными «кибер - отношениями», зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях;
  • зависимость от киберсекса, т.е. от порнографических сайтов, от обсуждения сексуальной тематики в чатах, специальных телеконференциях «для взрослых».

Кимберли Янг приводит 4 признака интернет - зависимости.

  1. Навязчивое желание проверить e-mail
  2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет
  3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет
  4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет

Информация о работе Компьютерная зависимость