Компьютерная зависимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:20, доклад

Краткое описание

По данным специалистов, около 30% людей, увлекающихся компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности, а 10% - находятся в стадии психологической зависимости. Так можно ли считать компьютерные игры чем-то вроде наркотика? Когда и у кого обычная психологическая разрядка становится зависимостью?

Файлы: 1 файл

компьютерная зависимость Microsoft Word (4).docx

— 48.91 Кб (Скачать)

Хотя болезненная страсть к  азартным играм чаще наблюдается  у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них — личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4 % случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок — это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных игроков-мужчин и 70 игроков-женщин показало более проградиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальная игровая зависимость; интенсивная игровая зависимость; проблемная игровая зависимость. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что игровой зависимости у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин — алкоголизм (англ. Tavares et al., 2003).

Следует отметить, что лица, участвующие  в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для «игроков» типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

Факторы, предрасполагающие  к игровой зависимости


Существуют факторы, предрасполагающие  к игровой зависимости (Короленко  Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000):

  • неправильное воспитание в семье
  • участие в играх родителей, знакомых
  • стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.)
  • вещизм
  • переоценка значения материальных ценностей
  • фиксированное внимание на финансовых возможностях
  • зависть к более богатым родственникам и знакомым
  • убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег

Американский исследователь  А. Пастернак (Pasternak, 1997), в свою очередь, в качестве факторов риска выделяет:

  • принадлежность к этническому меньшинству
  • отсутствие семейного статуса
  • депрессию
  • а также различные варианты химической аддикции

По мнению биологов из Университета Кентукки, у части животных существует некий базовый образец поведения  или даже биологический механизм, который обуславливает появление  игромании. Например, голуби предпочитают нерегулярную, но обильную пищу, несмотря на то, что небольшое количество регулярной пищи в целом на 50 % больше случайных выигрышей[1].

[править]Стадии развития игровой зависимости


Р. Кастер (Custer, 1984) выделил три стадии развития игровой зависимости:

  • стадию выигрышей;
  • стадию проигрышей
  • стадию разочарования.

Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный  выигрыш, беспричинный оптимизм.

Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство  выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или  супруге, уменьшение рабочего времени  в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.

Признаками стадии разочарования  являются: потеря профессиональной и  личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и  размера ставок, удаление от семьи  и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление  алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.

[править]Развитие фаз


В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными игроками.

Фаза воздержания характеризуется  воздержанием от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения, подавленности, вызванной очередной игровой неудачей.

Фаза «автоматических  фантазий», когда учащаются спонтанные фантазии об игре. Игроман проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.

Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное  настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом  как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и  замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками.

Фаза принятия решения  играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что  пациент под влиянием фантазий в  «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего желания. Это «очень вероятный для выигрыша», по мнению игромана, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант — решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.

Фаза вытеснения принятого  решения. Интенсивность осознаваемого  больным желания играть уменьшается, и возникает «иллюзия контроля»  над своим поведением. В это  время может улучшиться экономический  и социальный статус игрока. Сочетание  этих условий приводит к тому, что  пациент без осознаваемого риска  идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим  игровой срыв (большая сумма денег  на руках, прием алкоголя, попытка  сыграть для отдыха и т. д.).

Фаза реализации принятого  решения. Для неё характерно выраженное эмоциональное возбуждение и  интенсивные фантазии о предстоящей  игре. Часто игроманы описывают это состояние как «транс», «становишься как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента ещё возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.

 

 


Информация о работе Компьютерная зависимость