Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:20, доклад
По данным специалистов, около 30% людей, увлекающихся компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности, а 10% - находятся в стадии психологической зависимости. Так можно ли считать компьютерные игры чем-то вроде наркотика? Когда и у кого обычная психологическая разрядка становится зависимостью?
Хотя болезненная страсть к
азартным играм чаще наблюдается
у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы.
Женщины втягиваются в опасное увлечение
в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают
под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим
причинам. Наиболее распространенная
из них — личные проблемы, от которых они
пытаются уйти в игру. Наиболее часто это
происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и
в 1-4 % случаев страсть принимает такие
формы, при которых необходима помощь
психиатра. Каждый третий патологический
игрок — это женщина. Так, в недавнем сравнительном
исследовании 70 проблемных игроков-мужчин
и 70 игроков-женщин показало более проградиентное развитие аддикции у женщин по стадиям:
социальная игровая зависимость; интенсивная
игровая зависимость; проблемная игровая
зависимость. Половые различия между мужчинами
и женщинами заключались также в том, что
игровой зависимости у женщин чаще сопутствовало
депрессивное расстройство, а у мужчин — алкоголизм (англ. Tav
Следует отметить, что лица, участвующие
в игре, сравнительно часто злоупотребляют
алкоголем и другими психоактив
Факторы, предрасполагающие к игровой зависимости
Существуют факторы, предрасполагающие к игровой зависимости (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000):
Американский исследователь А. Пастернак (Pasternak, 1997), в свою очередь, в качестве факторов риска выделяет:
По мнению биологов из Университета
Кентукки, у части животных существует
некий базовый образец
[править]Стадии развития игровой зависимости
Р. Кастер (Custer, 1984) выделил три стадии развития игровой зависимости:
Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.
Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.
Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.
[править]Развитие фаз
В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными игроками.
Фаза воздержания
Фаза «автоматических фантазий», когда учащаются спонтанные фантазии об игре. Игроман проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.
Фаза нарастания эмоционального
напряжения. В зависимости от индивидуальных
особенностей возникает тоскливо-
Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего желания. Это «очень вероятный для выигрыша», по мнению игромана, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант — решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.
Фаза вытеснения принятого
решения. Интенсивность осознаваемого
больным желания играть уменьшается,
и возникает «иллюзия контроля»
над своим поведением. В это
время может улучшиться экономический
и социальный статус игрока. Сочетание
этих условий приводит к тому, что
пациент без осознаваемого
Фаза реализации принятого решения. Для неё характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Часто игроманы описывают это состояние как «транс», «становишься как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента ещё возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.