Проблема личности в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 15:08, реферат

Краткое описание

Социология личности – это область социологии, которая занимается изучением способов, механизмов, стратегий индивидуальных взаимодействий и взаимоотношений в обществе. Социология личности изучает структуру всего социума, социокультурные процессы (связанные с процессом адаптации в обществе и социализации). Также социология личности понимается как совокупность ориентированных социологически теорий личности (психологизированные, статусно-ролевые, культурологизированные и т.д.).

Оглавление

Введение
1. Социологическое понятие личности
2. Социализация личности
3. Проблема личности в социологии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социология личности.docx

— 31.76 Кб (Скачать)

ПЛАН

Введение

1. Социологическое понятие  личности

2. Социализация личности

3. Проблема личности в социологии

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Основным элементом общества, любой формы социальности является человек. Поскольку личность является продуктом социума, то особое место среди социально-психологических дисциплин занимает социология личности

          Социология личности – это область социологии, которая занимается изучением способов, механизмов, стратегий индивидуальных взаимодействий и взаимоотношений в обществе. Социология личности изучает структуру всего социума, социокультурные процессы (связанные с процессом адаптации в обществе и социализации). Также социология личности понимается как совокупность ориентированных социологически теорий личности (психологизированные, статусно-ролевые, культурологизированные и т.д.).

          Понятие социология личности выражает целостность качеств индивида и устойчивых свойств характера: из отношений групп и системы связей, институтов и общностей, из его социализированности и воспитания в определенную культуру, из его активности и пребывания в определенной ситуации и социокультурной среде.

          Формирование и становление личности рассматривают в разных концепциях образования, социализации и воспитания. Эти стратегии изучения личности, которые различаются по своему концептуальному оформлению и методологическим основаниям.

 

 

1. Социологическое  понятие  личности

Личность — это совокупность социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта.

        В социологии личность рассматривается как человеческий индивид, приобретающий в ходе социализации и включения в систему социальных связей и общественных отношений относительно устойчивую систему социально значимых качеств, знаний и социального опыта, осуществляющий целенаправленную деятельность, в т.ч. по утверждению своего положения среди других индивидов, в обществе, вырабатывающий индивидуальный, но социально-типический стиль поведения и мышления, систему взаимодействия с другими людьми.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Человек — это один из представителей человеческого рода. Говоря о человеке, мы как бы выделяем один из видов живых организмов из массы других организмов. Человек, не обладающий социальными качествами, не является личностью.

          Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

          Человек становится личностью, приобретая социальные качества в процессе социализации. Если он не в состоянии усвоить социальные качества (например, психически больной) или не имеет такой возможности (ребенок, выросший вне общества), то такой человек не является личностью.

          В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

          Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития, непременным условием чего являются: биологические, генетические заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

          Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, элементом социальной системы.

 

 

 

 

2. Социализация личности

 

Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

Формирование личности возможно только в человеческом обществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три—шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; птенец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородящих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.

История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и росли среди них. Возвращенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, навыками деятельности). Кроме того, они утрачивали способность усвоения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования, так и пол влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности пенятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, щколы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

Когда результаты социализации не оправдывают наши ожидания, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов — девиации.

Девиация (от лат. devistio — отклонение) — отклоняющееся от общепризнанных стандартов поведение индивида или группы (преступность, правонарушения, наркомания, проституция, алкоголизм, самоубийство и пр.) Девиация бывает индивидуальной и групповой.

Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях индивидуальной девиации принять говорить — «в семье не без урода».

Групповая девиация — более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться, не нарушая общепринятых ценностей и норм. Общая криминализация современного российского общества — наглядное проявление групповой девиации.

Групповая девиация — это своего рода показатель того, что существующие в обществе социальные отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринимается как должное или неизбежное. В коррумпированных государственных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник — как образец для подражания.

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие — четыре (3. Фрейд); третьи — восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в детали дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте — формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте — соответствовать общепринятым стандартам; в старости — сохранять достигнутый ранее социальный статус.

В процессе социализации личности можно выделить два качественных уровня, два этапа — социальную адаптацию и интернализацию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).

Социальная адаптация — это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и др.), помогающий личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Интернализация (от лат. internus — внутренний) — процесс включения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внутренний мир человека. Говорить об интернализации индивида можно тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией и др. (я — шахтер; мы — русские; моя семья; мой класс; мои друзья; мой народ).

Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое — хорошо, а что такое — плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может испытывать трудности в исполнении тех или иных социальных ролей.

Следующим этапом в становлении личности является школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. Основными задачами школьной социализации являются: сформировать у индивида общее представление об обществе и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отношениях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные группы (друзья, соседи, родственники и др.).

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.

 

 

 

 

  

3. Проблема личности в социологии

          На протяжении истории социологии было выработано множество концепций личности. Различия между ними связаны в основном с тем, какого подхода придерживались исследователи, рассматривали ли они общество в микросоциологической или макросоциологической перспективе.

          В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, продукт исторического развития, результата включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.

          В психоаналитической социологии предпринята попытка логически связать биологическое начало и социальное, обратив внимание на энергетическую, чувственно-аналитическую основу личности как социального субъекта. В этой теории взаимодействие личности и общества осмысливается как конфликт между стремлениями индивида, с одной стороны, и ограничениями и наказаниями за их нарушение, устанавливаемыми обществом, – с другой.

          Фрейд противопоставляет принцип реальности и принцип удовольствия как два основных движущих механизма в психике человека. Принцип реальности состоит в том, что далеко не все желания по объективным причинам могут быть удовлетворены немедленно. Принцип удовольствия связан с действием психических инстанций. Оно, содержащее интенсивные желания, требует от человека (от Я) немедленного их удовлетворения. Сверх-Я, то есть совокупность ценностей, норм, идеалов, полученных человеком от окружения, требует от Я, чтобы его действия соответствовали нормам; нарушение их приводит к наказанию или потере любви и уважения со стороны значимых других. Сверх-Я воплощает в себе социальный контроль, а потому эту инстанцию нельзя полностью отождествлять с желанием. Но противоречия между желаниями и требованиями Сверх-Я в общем нет, так как при условии обладания Сверх-Я положительно оцениваемыми чертами человек может надеяться на одобрение со стороны окружения, а следовательно, его стремление быть уважаемым и любимым будут удовлетворены. Кроме того, сам факт достижения идеала или приближения к нему может стать источником очень интенсивного удовольствия вне соотнесения с ожидаемой оценкой других людей (хотя в основе этого удовольствия все равно лежит детский опыт, а именно, одобрение родителей или лиц, заменявших их).

Информация о работе Проблема личности в социологии