Проблема личности в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 15:08, реферат

Краткое описание

Социология личности – это область социологии, которая занимается изучением способов, механизмов, стратегий индивидуальных взаимодействий и взаимоотношений в обществе. Социология личности изучает структуру всего социума, социокультурные процессы (связанные с процессом адаптации в обществе и социализации). Также социология личности понимается как совокупность ориентированных социологически теорий личности (психологизированные, статусно-ролевые, культурологизированные и т.д.).

Оглавление

Введение
1. Социологическое понятие личности
2. Социализация личности
3. Проблема личности в социологии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социология личности.docx

— 31.76 Кб (Скачать)

          Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Г.Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

          По мнению Кули, одного из основателей микросоциологического подхода к обществу, отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения первого лица, выступает некий характерный тип чувства, который можно назвать «чувством моего» или «чувством присвоения». Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате исследований он пришел к выводу, что становление концепции собственного Я, во-первых, предполагает длительный и противоречивый процесс, а во-вторых, не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения.

          Из понятия самости следует концепция зеркального «Я». Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Существует, по меньшей мере, два восприятия «Я»: это восприятие «Я» через самого себя и восприятие «Я» как бы в отражении других. Другими словами, для индивида важно не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие.

          Идеи Кули получили развитие в творчестве Дж. Г. Мида, который разработал теорию, при помощи которой можно описать и объяснить то, как индивид воспринимает других личностей. Результатом исследований Мида стала концепция «обобщенного другого», дополняющая теорию зеркального «Я», согласно которой «обобщенный другой» – это ценности и стандарты, которые разделяются некоторой группой, формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны. Другими словами, индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Осознание «обобщенного другого» предполагает два других процесса, без которых оно невозможно: «принятие роли» и «исполнение роли».

          Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б.Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма. В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона, Скиннер исследует поведение организма и формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б.Скиннера. На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление.

          Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности была сформулирована известным социологом В.А.Ядовым. Ключевым понятием выступает «диспозиция», или установка, в самом широком ее смысле. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Диспозиционная концепция дает возможность объяснить поведение и деятельность индивида в различных социальных средах и социальных системах.

          Личность можно рассматривать как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной группы (или нескольких социальных групп). Однако отказ принимать ценности не отменяет того, что некто является личностью. Скорее, наоборот, «бунтарь» в нашем сознании в большей степени является личностью, чем человек, покорно подчиняющийся существующим нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности.

Заключение

          Исходя из вышеизложенного, сделаем краткие выводы.

          Социология личности – это отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.

          Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.

          Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

1) изучение личности как  социальной системы, элемента социальных  общностей и институтов;

2) изучение личности как  объекта социальных отношений (воздействие  общества на личность, в том  числе и в процессе ее социализации, воспитания);

3) рассмотрение личности  как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность  и активность личности.

          Основными механизмами социального поведения личности является социализация и социальная адаптация.

          Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Социальная адаптация - активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды, которые происходят постоянно.

          В социологии личности множество выработано множество теорий личности, различия между которыми связаны с подходами к обществу в микросоциологической или макросоциологической перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

Бокачев И. А. Проблема личности в социологии. // Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки», 2004. - №1 (11). – С. 5.

Смирнов П.И. Социология личности: Учеб. пособие. / П.И.Смирнов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – 380 с.

Фрейд Э. Я и ОНО. // Психология бессознательного, 1989. - С. 426-435.

Эткинд А., Туран А., Мухина В. Индивидуализм, личность // 50/50: Опыт словаря нового мышления, 1989. - С. 107-119.

Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов. / А.И. Кравченко. - М.: ЛОГОС, 2002. - 640 с.

Фролов С.С. Социология. Учебник: для высших учебных заведений. / С.С.Фролов. - М.: Наука, 1994 - 256 с.

 

 


Информация о работе Проблема личности в социологии