Зависимость личности от компьютерной техники как психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение некоторых психологических особенностей и закономерностей проявления состояний зависимости от компьютера и разработка способа ранней диагностики форм поведения компьютерной зависимости.
Гипотеза исследования:
Психологическая зависимость от компьютера возникает в процессе работы на компьютере, то можно предположить, что она непосредственно со стажем работы человека.
Задачи исследования:
Выявить лиц со склонностью к компьютерной зависимости.
Изучить мотивационную направленность зависимой личности.
Разработать способ ранней диагностики расстройств компьютерной зависимости и склонности к аддиктивному поведению.

Оглавление

Введение ..........................................................................................................4
Глава 1. Психологическая сущность психологической зависимости от компьютера.......................................................................................................8
1.1. Понятие об аддикции................................................................................8
1.2. Виды аддиктивной реализации................................................................9
1.3. Деструктивная сущность аддиктивного поведения.............................16
1.4. Этапы формирования аддикции.............................................................17
1.5. Характерные черты аддиктивной личности..........................................19
1.6. Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов..........20
1.7. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения.................................................................................28
1.8. Люди во Всемирной паутине...................................................................30
1.9. Категории компьютерной зависимости..................................................32
1.10. Психологическая зависимости от компьютера ...................................34
1.11. Механизмы психологической зависимости.........................................36
1.12. Причины развития компьютерной зависимости..................................37
Глава 2. Психологический субстрат зависимости от компьютера и методы его оценки и лечения .......................................................................................42
2.1. Диагностика компьютерной зависимости...............................................42
2.2. Диагноз компьютерной и интернет – зависимости................................44
2.3.Ход и организация исследования..............................................................44
2.4. Методы и методики исследования...........................................................45
2.5. Тест - опросник для установления зависимости от компьютера..........45
2.6. Тест «Что я хочу в жизни»........................................................................45
2.7. Методика «Шкала депрессии» .................................................................46
2.8.Метод математической обработки U - критерий Манна-Уитни.............47
2.9. Исследование психологической компьютерной зависимости испытуемых .......................................................................................................50
2.10. Исследование психологической зависимости от компьютера испытуемых для выбора стратеги борьбы с зависимостью по методике «Что я хочу в жизни»........................................................................................52
2.11. Исследование уровня депрессии испытуемых по методике «Шкала депрессии»..........................................................................................................55
2.12. Проверка достоверности различий между группами испытуемых с разным стажем работы в сфере компьютерных технологий по результатам «Тест – опросника для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета».........................................................................................................57
2.13. Анализ результатов исследования..........................................................58
Заключение .......................................................................................................60
Литература.........................................................................................................62
Приложение ......................................................................................................65

Файлы: 1 файл

Дипломная работа психологическая зависимость 30_11_09.doc

— 780.50 Кб (Скачать)

Направленность на людей  – “своеобразная психологическая  повернутость к людям” [3, с.65] – в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.

Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.

1.8. Люди во Всемирной паутине

Пауки плетут паутину  для того, чтобы поймать жертву. Сами они никогда не попадаются в собственную паутину. Но когда жертва запутывается в паутине, паук сразу это чувствует при помощи волосков на своих лапках. Он устремляется к своей добыче, чтобы ее убить. (Из энциклопедии «Живой мир»). В истории человечества произошли три информационные революции. Первая случилась во времена изобретения письменности, вторая – изобретение книгопечатания. Сегодня мир находится в начале третьей информационной революции, которая связана с появлением глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Компьютер в жизни человека занимает то же место, что и телефон, телевизор, автомобиль. Интернет – это сеть, виртуальный мир со своими законами и своим измерением времени, имеющий особую притягательность. Пользователь может настолько сильно увлечься Сетью, что это неминуемо приведет его самого к зависимости. Чем же так притягателен Интернет для человека? Прежде всего это легкий и беспрепятственный доступ к различной информации. Но, помимо поиска информации, человек использует Интернет и для общения. Существует категория людей, которые долгое время проводят за компьютером. В основном это люди, чья работа непосредственно связана с информацией. Интернет для них не роскошь и не прихоть, а является помощником в поиске нужной информации. Но есть и те, для кого виртуальная реальность является просто времяпрепровождением. У этой категории людей чаще всего развивается компьютерная зависимость.

Как уже говорилось, динамика компьютерной зависимости выглядит так: начальный период увлечения  является своего рода адаптацией к виртуальному миру. Человек входит во вкус и находится в периоде резкого роста, т. е. формируется зависимость, которая находится на высоте какое-то определеннее время и остается устойчивой. Затем сила этой зависимости идет вниз и фиксируется на определенном уровне, где остается устойчивой в течение длительного времени. Все чаще возникает вопрос о негативном влиянии виртуальной реальности на человека. Специалисты это связывают с возможностью потери ориентира в реальном мире, что, конечно, связано с психологической характеристикой каждого отдельного человека. Такая проблема актуальна для тех, кто фанатически увлекается компьютерными играми, и такая увлеченность близка к патологии. С другой стороны, компьютерные виртуальные реальности более безопасный вариант, чем патологическое влечение к наркотическим и сильнодействующим веществам. Тревогу интернет-зависимости зарубежные психологи начали бить еще в середине 1990-х гг., в России – только недавно.

Главным признаком интернет-зависимых  является навязчивое желание войти в Интернет и неспособность из него выйти. Сеть является средством ухода из реального мира, а поиск информации в Интернете – информационным вампиризмом. Для любого пользователя Интернета зависимость становится проблемой тогда, когда он начинает что-либо терять, а в реальном времени он это признает. Поведение таких людей предсказуемо: многочасовое времяпрепровождение в Сети, нет разделения во времени, чувство эйфории и безграничной свободы. Они не соблюдают режим питания, обманывают родственников и друзей, преуменьшая количество времени, проведенное в Сети. Добавим к этому физические расстройства: частые головные боли, рези в глазах, ломота в костях, скачки давления. Последняя стадия интернет-зависимости – это социальная дезадаптация. Люди перестают получать удовольствие от общения в Сети, но почему-то продолжают находиться в этом виртуальном мире. Это приводит, как правило, к депрессивным расстройствам, а результат – конфликты в семье и на работе. Сильный тип личности может сам справиться со сложившейся ситуацией. Слабому типу помощь могут оказать только специалисты. Психологи считают, что интернет-зависимые люди имеют массу комплексов, у них всегда существует проблема в общении. Идет процесс «разрушения» личности, во время которого человек не решает для себя важных бытовых и социальных проблем. Важно отметить и то, что в таком состоянии у человека развиваются мысли ухода от реальности, о возможности и способе его достижения.

Термин «интернет-зависимость» впервые предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 г. Этим определением он описывал патологическую и непреодолимую тягу к использованию Интернет. Доктор утверждал, что у человека развивается психологическая зависимость не от одних видимых первопричин, но и от индивидуальных проявлений и эмоций. Использование компьютера у таких людей вызывает двойной стресс, а зависимость пагубно сказывается в быту, на учебе, в социальной и финансовой деятельности. Феномен психологической зависимости человека от виртуального мира растет с каждым днем, и этот вопрос изучается специалистами в области психологии и психиатрии. Кимберли Янг в 1996 г. впервые с научной точки зрения подошла к изучению феномена интернет-зависимости.

1.9. Категории компьютерной зависимости

 

Кимберли Янг выделяет пять основных категорий этой зависимости.

1. Киберсексуальная. Зависимость  от общения в интерактивных  комнатах для взрослых или  от киберпорнографии.

2. Киберотношения. Зависимость  от виртуального общения, интерактивных  игр и конференций, которые  заменяют настоящих жизненных спутников и близких.

3. Сильная сетевая  вовлеченность. Скрывает в себе  вовлечение в азартные сетевые  игры, зависимость от интерактивных  аукционов и навязчивое состояние  торговли через Сеть.

4. Информационная перегрузка. Сильная патологическая вовлеченность в перелистывание веб-сайтов и поиск по базам данных.

5. Компьютерная зависимость.  Навязчивые состояния в компьютерных  играх или в программировании, в основном среди детей и  подростков. Люди, которые долгое  время проводят в чатах, за  играми, не занимаясь непосредственно работой в Интернете, составляют около 90% от всех посещающих виртуальный мир. В результате можно составить психологический портрет этих людей. Они часто испытывают трудности в общении, комплекс неполноценности, имеют заниженную самооценку.

Поэтому только Интернет может решить их проблемы. Люди уходят в безопасную зону, где их ни к  чему не обязывают. В результате усугубляется еще в большей степени то, от чего они уходят в виртуальный  мир. Жизнь протекает по-другому, мысли текут тоже в другом направлении.

Виртуальные компьютерные игры (как многопользовательское  измерение) являются одной из зависимостей от Интернета. Они протекают в  форме обмена текстами в стиле  «Fantasy». Каждый участник игры выбирает для себя персонаж и «вживается» в его роль (это ролевая игра). Действия в игре зависят от характеристики героя: внешности, ума, силы, которые во время игры могут изменяться в любом направлении.

Такие игры являются разновидностью синдрома зависимости от Сети, бегством от реальности и отличаются от обычных компьютерных игр тем, что больше напоминают клуб по интересам. Отличие состоит и в том, что в ролевых виртуальных играх все зависит от фантазии игроков, а сама игра может длиться бесконечно, так как заранее ничего не может быть известно. Такая зависимость сравнивается с принципом меланжевой нити (сравнение переплетения нитей с переплетением одной реальности с другой). Такой плавный переход от одной реальности в другую незаметен для самих игроков. Потребность человека уйти от ежедневных хлопот является потребностью организма сохранить свою энергию.

Это возможно только лишь погрузившись в виртуальную реальность. Таким образом, определение виртуальной  ролевой игры заключается в том, что играющий принимает на себя роль виртуального персонажа....

Многим людям увлечение  такими играми не приносит пользы, а  наоборот, они нуждаются в психологической  помощи. Практически у каждого  существуют проблемы в личной жизни, как следствие, возможна потеря смысла жизни.

Компьютер и ролевая  виртуальная игра являются единственным и важным, что существует сейчас. В любой компьютерной игре присутствует элемент азарта, но в ролевой игре этот фактор не имеет большого значения. Разделение на ролевые и неролевые игры имеет свое значение, так как природа образования психологической зависимости существенно отличается. Специалисты не отрицают возможности формирования психологической зависимости от неролевых игр. Но существенная разница между ролевыми и неролевыми играми состоит в том, что сила зависимости по степени влияния на личность во много раз выше у ролевых, чем у неролевых игр. Играя в азартные игры или решая головоломки, человек не принимает роль персонажа. Мотив этих игр – набрать большее количество очков. По этой причине механизм формирования зависимости слабее и имеет свою специфику.

Вернемся к классификации  неролевых игр, о которых подробно говорилось ранее.

1. Головоломки. К этому  типу игр относят шахматы, нарды  и другие игры. Основное желание  игрока – доказать свое превосходство  перед машиной. Присутствует азарт. Игры на быстроту реакции. В них игрок проявляет свою реакцию на ловкость и быстроту. Нет сюжета, не связаны с реальной жизнью. Основаны на азарте игрока, потребности пройти игру от начала до конца, набрать наибольшее количество очков. Возможна устойчивая психологическая зависимость от этого типа игры.

2. Аркады. Такие игры  чаще называют приставочными.  Широко распространены на игровых  приставках. Основные действия игрока  – быстрое передвижение в игре, стрелять, собирать призы. При  этом игрок управляет персонажем игры или транспортным средством в игре. Психологическая зависимость чаще носит кратковременный характер.

3. Традиционные азартные  игры – виртуальное казино, карточные  игры, имитаторы игровых автоматов,  рулетки. Психологическая зависимость  от этого вида игр сходна с этими играми в реальной жизни.

Ролевые компьютерные игры в большей степени позволяют  человеку уйти от реальности в виртуальный  мир. Тем самым они оказывают  отрицательное влияние на личность в целом: человек живет большую  часть времени в виртуальном мире, а в реальной жизни проблем становится больше. В неролевых играх большое значение имеет степень азарта человека. Именно этот критерий влияет на развитие зависимости. У некоторых людей может происходить снижение степени зависимости от виртуальных игр. Это явление связано с различными причинами. Проведя социологический опрос среди молодежи, просиживающей большую часть времени за компьютером, выяснили, что это может произойти в момент «созревания личности», c повышением образовательного уровня. Большинство опрошенных (возраст от 18 до 23 лет) утверждали, что с периодом взросления у них произошло внутреннее переосмысление жизненных ценностей. Компьютер помог им противопоставить виртуальный мир реальному миру. Жизнь рядом живущих людей, соблюдение норм и законов общества определили выбранный путь для дальнейшей жизни. Однако после осознания бесполезности виртуальной игры уйти совсем от нее является для них невозможным. Это говорит о высокой степени устойчивости психологической зависимости от виртуальных игр. Это можно сравнить с химической зависимостью (от алкоголя, наркотиков). Разница лишь в том, что в случае игровой зависимости может наступить спад, а в случае химической зависимости этого явления быть не может.

1.10. Психологическая зависимости от компьютера

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в  компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте.

 Эта стадия характеризуется  не только постоянной потребностью  в игре, но и другими серьезными  изменениями во внутреннем состоянии  человека. Происходит изменение  самооценки и самосознания. Зависимость может проявиться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости проявляется в поддержании социальных контактов с людьми, чаще всего с такими же игроками. Эти люди очень любят играть друг с другом с помощью компьютерной Сети. Мотив игры носит соревновательный характер. Эта форма зависимости имеет меньшее влияние на психику личности, чем индивидуализированная форма. Отличия в том, что все не прекращают контактировать с другими людьми, не уходят в себя. Но окружение, состоящее из таких же фанатов, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, уйти в виртуальный мир и довести себя до разрушения.

Индивидуализированная форма зависимости является крайней  формой зависимости, когда нарушается взаимодействие человека с окружающим миром. Происходит сбой в основной функции психики. В ней отражается виртуальная реальность, а не воздействие объективного мира. Люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре присутствует у таких субъектов наравне с основными физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра – это своего рода наркотик. Если в течение длительного промежутка времени они не «принимают дозу», то начинают испытывать отрицательные эмоции, чувствовать неудовлетворенность, появляется депрессивное состояние. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, который всегда приводит к патологии. Такие случаи требуют отдельного изучения.

На одной из стадий происходит снижение игровой активности человека. Отношения его с компьютером здесь можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Создается видимость, что человек отошел от игры в компьютер на определенное расстояние. Однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм он не в силах. Это стадия является самой длительной из всех описанных выше стадий. Ее продолжительность может быть даже длиною в жизнь в зависимости от скорости угасания привязанности. Само существование зависимости от компьютерных игр в истории занимает небольшой период. Но случаев полного угасания зависимости – единицы....

Информация о работе Зависимость личности от компьютерной техники как психологическая проблема