Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:49, дипломная работа
Цель исследования: изучение некоторых психологических особенностей и закономерностей проявления состояний зависимости от компьютера и разработка способа ранней диагностики форм поведения компьютерной зависимости.
Гипотеза исследования:
Психологическая зависимость от компьютера возникает в процессе работы на компьютере, то можно предположить, что она непосредственно со стажем работы человека.
Задачи исследования:
Выявить лиц со склонностью к компьютерной зависимости.
Изучить мотивационную направленность зависимой личности.
Разработать способ ранней диагностики расстройств компьютерной зависимости и склонности к аддиктивному поведению.
Введение ..........................................................................................................4
Глава 1. Психологическая сущность психологической зависимости от компьютера.......................................................................................................8
1.1. Понятие об аддикции................................................................................8
1.2. Виды аддиктивной реализации................................................................9
1.3. Деструктивная сущность аддиктивного поведения.............................16
1.4. Этапы формирования аддикции.............................................................17
1.5. Характерные черты аддиктивной личности..........................................19
1.6. Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов..........20
1.7. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения.................................................................................28
1.8. Люди во Всемирной паутине...................................................................30
1.9. Категории компьютерной зависимости..................................................32
1.10. Психологическая зависимости от компьютера ...................................34
1.11. Механизмы психологической зависимости.........................................36
1.12. Причины развития компьютерной зависимости..................................37
Глава 2. Психологический субстрат зависимости от компьютера и методы его оценки и лечения .......................................................................................42
2.1. Диагностика компьютерной зависимости...............................................42
2.2. Диагноз компьютерной и интернет – зависимости................................44
2.3.Ход и организация исследования..............................................................44
2.4. Методы и методики исследования...........................................................45
2.5. Тест - опросник для установления зависимости от компьютера..........45
2.6. Тест «Что я хочу в жизни»........................................................................45
2.7. Методика «Шкала депрессии» .................................................................46
2.8.Метод математической обработки U - критерий Манна-Уитни.............47
2.9. Исследование психологической компьютерной зависимости испытуемых .......................................................................................................50
2.10. Исследование психологической зависимости от компьютера испытуемых для выбора стратеги борьбы с зависимостью по методике «Что я хочу в жизни»........................................................................................52
2.11. Исследование уровня депрессии испытуемых по методике «Шкала депрессии»..........................................................................................................55
2.12. Проверка достоверности различий между группами испытуемых с разным стажем работы в сфере компьютерных технологий по результатам «Тест – опросника для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета».........................................................................................................57
2.13. Анализ результатов исследования..........................................................58
Заключение .......................................................................................................60
Литература.........................................................................................................62
Приложение ......................................................................................................65
Направленность на людей
– “своеобразная
Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.
Пауки плетут паутину для того, чтобы поймать жертву. Сами они никогда не попадаются в собственную паутину. Но когда жертва запутывается в паутине, паук сразу это чувствует при помощи волосков на своих лапках. Он устремляется к своей добыче, чтобы ее убить. (Из энциклопедии «Живой мир»). В истории человечества произошли три информационные революции. Первая случилась во времена изобретения письменности, вторая – изобретение книгопечатания. Сегодня мир находится в начале третьей информационной революции, которая связана с появлением глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Компьютер в жизни человека занимает то же место, что и телефон, телевизор, автомобиль. Интернет – это сеть, виртуальный мир со своими законами и своим измерением времени, имеющий особую притягательность. Пользователь может настолько сильно увлечься Сетью, что это неминуемо приведет его самого к зависимости. Чем же так притягателен Интернет для человека? Прежде всего это легкий и беспрепятственный доступ к различной информации. Но, помимо поиска информации, человек использует Интернет и для общения. Существует категория людей, которые долгое время проводят за компьютером. В основном это люди, чья работа непосредственно связана с информацией. Интернет для них не роскошь и не прихоть, а является помощником в поиске нужной информации. Но есть и те, для кого виртуальная реальность является просто времяпрепровождением. У этой категории людей чаще всего развивается компьютерная зависимость.
Как уже говорилось, динамика компьютерной зависимости выглядит так: начальный период увлечения является своего рода адаптацией к виртуальному миру. Человек входит во вкус и находится в периоде резкого роста, т. е. формируется зависимость, которая находится на высоте какое-то определеннее время и остается устойчивой. Затем сила этой зависимости идет вниз и фиксируется на определенном уровне, где остается устойчивой в течение длительного времени. Все чаще возникает вопрос о негативном влиянии виртуальной реальности на человека. Специалисты это связывают с возможностью потери ориентира в реальном мире, что, конечно, связано с психологической характеристикой каждого отдельного человека. Такая проблема актуальна для тех, кто фанатически увлекается компьютерными играми, и такая увлеченность близка к патологии. С другой стороны, компьютерные виртуальные реальности более безопасный вариант, чем патологическое влечение к наркотическим и сильнодействующим веществам. Тревогу интернет-зависимости зарубежные психологи начали бить еще в середине 1990-х гг., в России – только недавно.
Главным признаком интернет-зависимых является навязчивое желание войти в Интернет и неспособность из него выйти. Сеть является средством ухода из реального мира, а поиск информации в Интернете – информационным вампиризмом. Для любого пользователя Интернета зависимость становится проблемой тогда, когда он начинает что-либо терять, а в реальном времени он это признает. Поведение таких людей предсказуемо: многочасовое времяпрепровождение в Сети, нет разделения во времени, чувство эйфории и безграничной свободы. Они не соблюдают режим питания, обманывают родственников и друзей, преуменьшая количество времени, проведенное в Сети. Добавим к этому физические расстройства: частые головные боли, рези в глазах, ломота в костях, скачки давления. Последняя стадия интернет-зависимости – это социальная дезадаптация. Люди перестают получать удовольствие от общения в Сети, но почему-то продолжают находиться в этом виртуальном мире. Это приводит, как правило, к депрессивным расстройствам, а результат – конфликты в семье и на работе. Сильный тип личности может сам справиться со сложившейся ситуацией. Слабому типу помощь могут оказать только специалисты. Психологи считают, что интернет-зависимые люди имеют массу комплексов, у них всегда существует проблема в общении. Идет процесс «разрушения» личности, во время которого человек не решает для себя важных бытовых и социальных проблем. Важно отметить и то, что в таком состоянии у человека развиваются мысли ухода от реальности, о возможности и способе его достижения.
Термин «интернет-зависимость» впервые предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 г. Этим определением он описывал патологическую и непреодолимую тягу к использованию Интернет. Доктор утверждал, что у человека развивается психологическая зависимость не от одних видимых первопричин, но и от индивидуальных проявлений и эмоций. Использование компьютера у таких людей вызывает двойной стресс, а зависимость пагубно сказывается в быту, на учебе, в социальной и финансовой деятельности. Феномен психологической зависимости человека от виртуального мира растет с каждым днем, и этот вопрос изучается специалистами в области психологии и психиатрии. Кимберли Янг в 1996 г. впервые с научной точки зрения подошла к изучению феномена интернет-зависимости.
Кимберли Янг выделяет пять основных категорий этой зависимости.
1. Киберсексуальная. Зависимость от общения в интерактивных комнатах для взрослых или от киберпорнографии.
2. Киберотношения. Зависимость
от виртуального общения,
3. Сильная сетевая
вовлеченность. Скрывает в
4. Информационная перегрузка.
Сильная патологическая
5. Компьютерная зависимость.
Навязчивые состояния в
Поэтому только Интернет может решить их проблемы. Люди уходят в безопасную зону, где их ни к чему не обязывают. В результате усугубляется еще в большей степени то, от чего они уходят в виртуальный мир. Жизнь протекает по-другому, мысли текут тоже в другом направлении.
Виртуальные компьютерные игры (как многопользовательское измерение) являются одной из зависимостей от Интернета. Они протекают в форме обмена текстами в стиле «Fantasy». Каждый участник игры выбирает для себя персонаж и «вживается» в его роль (это ролевая игра). Действия в игре зависят от характеристики героя: внешности, ума, силы, которые во время игры могут изменяться в любом направлении.
Такие игры являются разновидностью синдрома зависимости от Сети, бегством от реальности и отличаются от обычных компьютерных игр тем, что больше напоминают клуб по интересам. Отличие состоит и в том, что в ролевых виртуальных играх все зависит от фантазии игроков, а сама игра может длиться бесконечно, так как заранее ничего не может быть известно. Такая зависимость сравнивается с принципом меланжевой нити (сравнение переплетения нитей с переплетением одной реальности с другой). Такой плавный переход от одной реальности в другую незаметен для самих игроков. Потребность человека уйти от ежедневных хлопот является потребностью организма сохранить свою энергию.
Это возможно только лишь погрузившись в виртуальную реальность. Таким образом, определение виртуальной ролевой игры заключается в том, что играющий принимает на себя роль виртуального персонажа....
Многим людям увлечение
такими играми не приносит пользы, а
наоборот, они нуждаются в
Компьютер и ролевая виртуальная игра являются единственным и важным, что существует сейчас. В любой компьютерной игре присутствует элемент азарта, но в ролевой игре этот фактор не имеет большого значения. Разделение на ролевые и неролевые игры имеет свое значение, так как природа образования психологической зависимости существенно отличается. Специалисты не отрицают возможности формирования психологической зависимости от неролевых игр. Но существенная разница между ролевыми и неролевыми играми состоит в том, что сила зависимости по степени влияния на личность во много раз выше у ролевых, чем у неролевых игр. Играя в азартные игры или решая головоломки, человек не принимает роль персонажа. Мотив этих игр – набрать большее количество очков. По этой причине механизм формирования зависимости слабее и имеет свою специфику.
Вернемся к классификации неролевых игр, о которых подробно говорилось ранее.
1. Головоломки. К этому
типу игр относят шахматы,
2. Аркады. Такие игры
чаще называют приставочными.
Широко распространены на
3. Традиционные азартные
игры – виртуальное казино, карточные
игры, имитаторы игровых автоматов,
рулетки. Психологическая
Ролевые компьютерные игры в большей степени позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Тем самым они оказывают отрицательное влияние на личность в целом: человек живет большую часть времени в виртуальном мире, а в реальной жизни проблем становится больше. В неролевых играх большое значение имеет степень азарта человека. Именно этот критерий влияет на развитие зависимости. У некоторых людей может происходить снижение степени зависимости от виртуальных игр. Это явление связано с различными причинами. Проведя социологический опрос среди молодежи, просиживающей большую часть времени за компьютером, выяснили, что это может произойти в момент «созревания личности», c повышением образовательного уровня. Большинство опрошенных (возраст от 18 до 23 лет) утверждали, что с периодом взросления у них произошло внутреннее переосмысление жизненных ценностей. Компьютер помог им противопоставить виртуальный мир реальному миру. Жизнь рядом живущих людей, соблюдение норм и законов общества определили выбранный путь для дальнейшей жизни. Однако после осознания бесполезности виртуальной игры уйти совсем от нее является для них невозможным. Это говорит о высокой степени устойчивости психологической зависимости от виртуальных игр. Это можно сравнить с химической зависимостью (от алкоголя, наркотиков). Разница лишь в том, что в случае игровой зависимости может наступить спад, а в случае химической зависимости этого явления быть не может.
Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.
По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте.
Эта стадия характеризуется
не только постоянной
Индивидуализированная форма зависимости является крайней формой зависимости, когда нарушается взаимодействие человека с окружающим миром. Происходит сбой в основной функции психики. В ней отражается виртуальная реальность, а не воздействие объективного мира. Люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре присутствует у таких субъектов наравне с основными физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра – это своего рода наркотик. Если в течение длительного промежутка времени они не «принимают дозу», то начинают испытывать отрицательные эмоции, чувствовать неудовлетворенность, появляется депрессивное состояние. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, который всегда приводит к патологии. Такие случаи требуют отдельного изучения.
На одной из стадий происходит снижение игровой активности человека. Отношения его с компьютером здесь можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Создается видимость, что человек отошел от игры в компьютер на определенное расстояние. Однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм он не в силах. Это стадия является самой длительной из всех описанных выше стадий. Ее продолжительность может быть даже длиною в жизнь в зависимости от скорости угасания привязанности. Само существование зависимости от компьютерных игр в истории занимает небольшой период. Но случаев полного угасания зависимости – единицы....
Информация о работе Зависимость личности от компьютерной техники как психологическая проблема