Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:49, дипломная работа
Цель исследования: изучение некоторых психологических особенностей и закономерностей проявления состояний зависимости от компьютера и разработка способа ранней диагностики форм поведения компьютерной зависимости.
Гипотеза исследования:
Психологическая зависимость от компьютера возникает в процессе работы на компьютере, то можно предположить, что она непосредственно со стажем работы человека.
Задачи исследования:
Выявить лиц со склонностью к компьютерной зависимости.
Изучить мотивационную направленность зависимой личности.
Разработать способ ранней диагностики расстройств компьютерной зависимости и склонности к аддиктивному поведению.
Введение ..........................................................................................................4
Глава 1. Психологическая сущность психологической зависимости от компьютера.......................................................................................................8
1.1. Понятие об аддикции................................................................................8
1.2. Виды аддиктивной реализации................................................................9
1.3. Деструктивная сущность аддиктивного поведения.............................16
1.4. Этапы формирования аддикции.............................................................17
1.5. Характерные черты аддиктивной личности..........................................19
1.6. Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов..........20
1.7. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения.................................................................................28
1.8. Люди во Всемирной паутине...................................................................30
1.9. Категории компьютерной зависимости..................................................32
1.10. Психологическая зависимости от компьютера ...................................34
1.11. Механизмы психологической зависимости.........................................36
1.12. Причины развития компьютерной зависимости..................................37
Глава 2. Психологический субстрат зависимости от компьютера и методы его оценки и лечения .......................................................................................42
2.1. Диагностика компьютерной зависимости...............................................42
2.2. Диагноз компьютерной и интернет – зависимости................................44
2.3.Ход и организация исследования..............................................................44
2.4. Методы и методики исследования...........................................................45
2.5. Тест - опросник для установления зависимости от компьютера..........45
2.6. Тест «Что я хочу в жизни»........................................................................45
2.7. Методика «Шкала депрессии» .................................................................46
2.8.Метод математической обработки U - критерий Манна-Уитни.............47
2.9. Исследование психологической компьютерной зависимости испытуемых .......................................................................................................50
2.10. Исследование психологической зависимости от компьютера испытуемых для выбора стратеги борьбы с зависимостью по методике «Что я хочу в жизни»........................................................................................52
2.11. Исследование уровня депрессии испытуемых по методике «Шкала депрессии»..........................................................................................................55
2.12. Проверка достоверности различий между группами испытуемых с разным стажем работы в сфере компьютерных технологий по результатам «Тест – опросника для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета».........................................................................................................57
2.13. Анализ результатов исследования..........................................................58
Заключение .......................................................................................................60
Литература.........................................................................................................62
Приложение ......................................................................................................65
УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или замаскированная депрессия;
УД более 70 баллов – истинное депрессивное состояние.
2.8. Метод математической обработки
U - критерий Манна-Уитни
Назначение критерия. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1•n2≥3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума.
Описание критерия. Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам
Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Мы помним, что 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом - тот, где они предположительно ниже.
Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок.
Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.
Гипотезы
Н0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.
H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.
Графическое представление критерия U
На Рис. 2.5. представлены три из множества возможных вариантов соотношения двух рядов значений.
В варианте (а) второй ряд ниже первого, и ряды почти не перекрещиваются. Область наложения слишком мала, чтобы скрадывать различия между рядами. Есть шанс, что различия между ними достоверны. Точно определить это мы сможем с помощью критерия U.
В варианте (б) второй ряд тоже ниже первого, но и область перекрещивающихся значений у двух рядов достаточно обширна. Она может еще не достигать критической величины, когда различия придется признать несущественными. Но так ли это, можно определить только путем точного подсчета критерия U.
В варианте (в) второй ряд ниже первого, но область наложения настолько обширна, что различия между рядами скрадываются.
Ограничения критерия U
1. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений: n1•n2≥3; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5.
2. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений; n1•n2≤60. Однако уже при n1•n2>20 ранжирование становиться достаточно трудоемким.
На наш взгляд, в случае, если n1•n2>20, лучше использовать другой критерий, а именно угловое преобразование Фишера в комбинации с критерием λ,, позволяющим выявить критическую точку, в которой накапливаются максимальные различия между двумя сопоставляемыми выборками (см. п. 5.4). .Формулировка звучит сложно, но сам метод достаточно прост. Каждому исследователю лучше попробовать разные пути и выбрать тот, который кажется ему более подходящим.
Критерий U требует тщательности и внимания. Прежде всего, необходимо помнить правила ранжирования.
Правила ранжирования
1. Меньшему значению начисляется меньший ранг. Наименьшему значению начисляется ранг 1.
Наибольшему значению начисляется ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений. Например, если n=7, то наибольшее значение получит ранг 7, за возможным исключением для тех случаев, которые предусмотрены правилом 2.
2. В случае, если несколько
значений равны, им
Например, 3 наименьших значения равны 10 секундам. Если бы мы измеряли время более точно, то эти значения могли бы различаться и составляли бы, скажем, 10,2 сек; 10,5 сек; 10,7 сек. В этом случае они получили бы ранги, соответственно, 1, 2 и 3. Но поскольку полученные нами значения равны, каждое из них получает средний ранг:
Допустим, следующие 2 значения равны 12 сек. Они должны были бы получить ранги 4 и 5, но, поскольку они равны, то получают средний ранг:
3. Общая сумма рангов должна совпадать с расчетной, которая определяется по формуле:
где N - общее количество ранжируемых наблюдений (значений). Несовпадение реальной и расчетной сумм рангов будет свидетельствовать об ошибке, допущенной при начислении рангов или их суммировании. Прежде чем продолжить работу, необходимо найти ошибку и устранить ее.
При подсчете критерия U легче всего сразу приучить себя действовать по строгому алгоритму.
АЛГОРИТМ 4
Подсчет критерия U Манна-Уитни.
1. Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки.
2. Пометить карточки испытуемых выборки 1 одним цветом, скажем красным, а все карточки из выборки 2 - другим, например синим.
3. Разложить все карточки
в единый ряд по степени
нарастания признака, не считаясь
с тем, к какой выборке они
относятся, как если бы мы
работали с одной большой
4. Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Всего рангов получится столько, сколько у нас (n1+п2).
5. Вновь разложить карточки на две группы, ориентируясь на цветные обозначения: красные карточки в один ряд, синие - в другой.
6. Подсчитать сумму
рангов отдельно на красных
карточках (выборка 1) и на синих
карточках (выборка 2). Проверить,
совпадает ли общая сумма
7. Определить большую из двух ранговых сумм.
8. Определить значение U по формуле:
где n1 - количество испытуемых в выборке 1;
n2 - количество испытуемых в выборке 2;
Тх - большая из двух ранговых сумм;
nх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
9. Определить критические значения U по Табл. II Приложения 1. Если Uэмп.>Uкp 005, Но принимается. Если Uэмп≤Uкp_005, Но отвергается. Чем меньше значения U, тем достоверность различий выше.
2.9. Исследование психологической компьютерной зависимости испытуемых
2.9.1. Диагностика компьютерной зависимости по методике «Тест – опросник для установления зависимости от компьютерных игр, интернета».
2.9.1.1. Результаты диагностики компьютерной зависимости испытуемых группы 1, имеющих стаж работы в сфере компьютерных технологий более 5 лет, представлены в таблице 1, Приложение 2.
Рассмотрим полученные результаты:
Диагностика компьютерной зависимости испытуемых показала, что получены 4 группы по уровню зависимости (см.рис.1.):
Среднегрупповой уровень компьютерной зависимости по группе 1 составил 7,6 баллов, что соответствует «Среднему» уровню.
2.9.1.2. Результаты диагностики компьютерной зависимости испытуемых группы 2, имеющих стаж работы в сфере компьютерных технологий менее 3 лет, представлены в таблице 1, Приложение 2.
В результате диагностики уровня компьютерной зависимости испытуемых показала, что получены 4 группы:
Среднегрупповой уровень компьютерной зависимости испытуемых группы 2 составил 1,8 баллов, что соответствует уровню «Слабое проявление».
Рис.1. Диаграмма сопоставления групп 1 и 2 испытуемых с разными уровнями психологической зависимости от компьютера
2.9.1.3. Сравнение результатов психологической зависимости от компьютера испытуемых в группах с разным профессиональным стажем работы в сфере компьютерных технологий. (см.рис.2.)
Рис. 2. Диаграмма сравнения иерархии показателей психологической зависимости от компьютера испытуемых с разным профессиональным стажем.
В результате сравнения
уровней психологический
На основе полученных данных выдвигаем следующую рабочую гипотезу:
с увеличением профессионального стажа работы в сфере компьютерных технологий психологическая зависимость от компьютера появляется и прогрессирует у испытуемых.
2.10. Исследование психологической зависимости от компьютера испытуемых для выбора стратеги борьбы с зависимостью по методике «Что я хочу в жизни»
2.10.1. Данные диагностики испытуемых, проработавших в сфере компьютерных технологий менее 3 лет, см. табл.2, Приложение 3.
Рассмотрим полученные результаты:
Диагностика психологической компьютерной зависимости испытуемых для выбора стратегии борьбы с зависимостью показала, что получены 5 группы (см. рис.3.):
2.10.2. Данные диагностики испытуемых, проработавших в сфере компьютерных технологий более 5 лет, см. табл.2, Приложение 3.
Рассмотрим полученные результаты:
Диагностика психологической компьютерной зависимости испытуемых для выбора стратегии борьбы с зависимостью показала, что получены 5 группы (см.рис.3.):
Рис. 3. Диаграмма сопоставления результатов группы 1 и 2 по методике «Чего хочу в жизни»
Рис. 4. Диаграмма сравнения иерархии показателей испытуемых с разным профессиональным стажем.
Информация о работе Зависимость личности от компьютерной техники как психологическая проблема